I Оргмомент.
- Ребята. Вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Открою вам один секрет: каждый уважающий себя путешественник имеет карту или путевой лист с указанием куда плыть. Положите перед собой путевой лист, подпишите фамилию, имя. (Приложение 1) В нем вы будете отмечать пройденный путь (ответить на вопросы, пояснить при необходимости записи). Запишите в тетради число.
II Минутка чистописания.
- Представьте себе, что прямо в окно стучат морские волны, а на волнах качается красавица яхта. Включите свое воображение и вот мы уже в открытом море. Что там можно увидеть? (волны) Давайте зарисуем их.
Работа в тетради по указанию учителя (отработка элементов букв или др.)
III Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- А вот удивительно. Мы столько времени в пути, а никто не спросил, куда же мы плывем? У этой страны совершенно волшебное название , оно похоже на журчанье ручейка: Речь (составление кластера). (Приложение 2) Как вы думаете, как называются жители этой страны? (слова, части речи - кластер)
- Наш корабль причалил к берегу. Сначала мы остановимся в доме первого жителя этой страны. Может вы уже догадались, как зовут этого маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке? (Приложение 4) (если назовут, то проговорить тему урока)
Словарная работа.
- Посмотрите, перед старичком рассыпаны слоги . Давайте поможем "собрать" их - составим слова и узнаем имя старичка (составление, объяснение значения). Какое слово имеет более общее значение и им можно назвать другие слова? (предмет). К какой части речи можно отнести все эти слова?(имя существительное) Тема нашего урока "Имя существительное" - составление кластера) (Приложение 2)
Пше пред со ни ло ца мет шо вей фер
(пшеница, предмет, соловей, шофер) (Приложение 3)
- Разделите эти слова на два столбика. По какому признаку вы это сделали?
(живое-неживое). Оставьте 1 свободную строчку после чистописания и запишите слова в два столбика:
соловей
пшеница
шофер
предмет
- Поставьте ударение, выделите орфограмму, которую надо запомнить.
Допишите еще по два слова в каждый столбик. Как определить, какие слова могут подойти? Нужно задавать вопрос. Какие вопросы зададим к именам существительным, обозначающим живое, неживое? Если затрудняетесь с подбором словарных слов, где можно найти подсказку? (учебник - с171-172)
IV Изучение нового материала (работа с научно-познавательным текстом) , целеполагание.
- Что-то наш старичок заскучал. Мы его оставили без внимания. Как можно показать свой интерес к человеку?( внимательно слушать его, о чем-то спрашивать). Что можно спросить у имени существительного? (при затруднении см.учебник с.8)
- Почему слова-предметы называют именами существительными?
- Прочитаем в учебнике на с.7, как это объясняет ученый-лингвист Лев Успенский.
- Совпадают ли ваши предположения с объяснениями ученого?
- Как вы думаете, почему в этом тексте только один абзац? (В нем заключена одна мысль, одна тема).
- Выделим предложение, в котором заключается основная мысль.(Ученики выделяют одно предложение)
Давайте повторим , что мы знаем об имени существительном? (работа с кластером)
Физминутка.
V Закрепление изученного материала.
1) Зрительно-слуховой диктант.
- Старичок расстелил дорожку из слов - предложение, спишите, найдите в нем имена-существительные, подчеркните орфограммы.
С.
С.
С.
С.
Бурундук лапки на животе сложил и шишку шелушит.
2) Нахождение имен существительных в стихотворном тексте.
Упр. 213 с. 8 работа в парах.
Фронтальная проверка (Учитель читает. Учащиеся хлопком показывают имя существительное).
VI Создание проблемной ситуации. Уточнение значения имени существительного как части речи.
- Старичок у нас волшебник. Он превращается в разные предметы. Угадайте, во что он превратится на этот раз.
Игра "Третий лишний".
Дружный , подружка, дружелюбный.
Добрый, добренький, доброта.
- Спишите "лишние" слова, разберите их по составу.
К какой части речи они относятся? Докажите.
Что обозначает слово "доброта"?Это предмет?(нет, качество человека).Значит, имена существительные имеют еще какие-то значения.
Работа с учебником: с.8 упр.212, с.9.
- Какие новые сведения вы узнали? Найдите главную мысль текста.
- Какие значения может иметь имя существительное?(работа с кластером)
VII Закрепление.
Упр.214 по колонкам, взаимопроверка.
VIII Итог урока. Работа с определением.
- Прочитайте определение на с. 9.
- Сколько абзацев в тексте?(два)
- Какие вопросы можно задать по каждой части?
- Какими сведениями можно дополнить нашу схему?
IX Самооценка. Домашнее задание.
Сегодня подходит концу наше путешествие. Проверьте свои путевые листы. Всю ли выполненную работу вы отметили? Нет . Осталось записать домашнее задание.
Учебник с.9 правило; с.17 упр.1
Прочитайте. Все ли понятно?
- Оцените свою работу в путевых листах..Кто поработал на "5", "4"? Есть ли такие, кому надо подтянуться?
- Мы говорим дедушке Имени Существительному до свидания! Он будет еще долго учить, а чему узнаете на следующих уроках.
Спасибо за урок.