Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей давать характеристику [р], [р'] и [л], [л']в сравнительном аспекте;
- формировать навыки ориентировки в пространстве.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; силу голоса;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- уточнять и расширять словарь.
Коррекционно-воспитательные:
- расширять у детей представление об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Зеркала у каждого ребенка, муляжи овощей и фруктов, на доске листья разной формы и расцветки, плакат с картинками деревьев осенью, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня последний день осени по календарю - 30 ноября. Мы повторим какие дары нам осень приготовила на зиму - овощи и фрукты, какие бывают деревья (хвойные и лиственные). Обратим особое внимание на звуки [л, л', р, р'], ну и, конечно, обязательно будем стараться произносить звуки четко и ясно, так как занятия наше называется - развитие речи.
Звуки слушай ты внимательно
И произноси старательно!
Говори спокойно, внятно,
Чтобы было всем понятно.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Общее расслабление.
Утром мы во двор идем, Шаги на месте. Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой. И летят, летят, летят: Взмахи руками, разведенными в сторону. Все уж спать они хотят. Имитация сна.
Развитие общей моторики
Дует, дует ветер,
Дует, задувает.Энергичные взмахи руками. Желтые листочки
С дерева срывает.Имитация срывания листьев. Падают листочки
Прямо нам под ножки.Наклон вперед, руки касаются ног.
Развитие мелкой моторики.
Каждое занятие мы делаем полезные упражнения для пальцев рук, так как они - второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков. Все:
Чтобы четко говорить
Надо с пальцами дружить,
Чаще делать пальчиковую гимнастику.
Дома все солим капусту на зиму. Да?
Встали: "Засолка капусты"
Мы капусту рубим Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх Мы морковку трем Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя Мы капусту солим Движения пальцами рук Мы капусту жмем Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки
- Повторим еще раз. Молодцы. Хорошо у Вас получается. Садитесь девочки, мальчики.
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал:
Плавные, волнообразные движения ладонями. Вот дубовый, Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Загибают по одному пальчику на обеих руках. Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку.
(Н. Нищева)
Спокойно укладывают ладони на стол.
Массаж лица.
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
Развитие мимических мышц.
- Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.
- Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
- Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.
Упражнения для язычка.
Если б не было его
Не сказал бы ничего
Упражнение "Лопаточка"
- Улыбнулись. Приоткрыли рот. Положили широкий язык на нижнюю губу. (Произнесите: "Пя-пя-пя") Подержите его в таком положении, считая про себя до пяти.
- Язык лопаткой положи
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Это очень простое, но очень важное упражнение. Повторим его еще раз, учимся расслаблять свой язычок.
Смотрим в зеркальце и на меня и выполняем язычком такие движения:
Положим язык "лопатой",
Занесите "лопатку" в рот,
- Опустите свою "лопатку" за нижние зубы, старайтесь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.
- Поднимите свою "лопатку" за верхние зубы.
- Не расстраивайтесь, если лопаточка из языка не получается. Попробуем сделать следующее упражнение.
Упражнение "Накажу непослушный язычок"
- Наказать язык нам помогут губы. Для этого нам придется подразниться. Вот так: "Пя-пя-пя!" Как будто верхней губой слегка-слегка шлепаете свой непослушный язычок. Приготовились. Смотрим в зеркальце.
На губу язык клади,
"Пя-пя-пя" произноси,
Мышцы расслабляются
Лопатка получается...
Ты под счет ее держи
До пяти 1,2,3,4,5. Отдохнули. Слюнку сглотнули.
До десяти 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Чувствуете, как расслабляются мышцы языка, и он становится широким. Повторим упражнение еще раз и подержим широкий язычок до 5, до 10.
Упражнение "Чистим зубы"
- Улыбнулись. Приоткрыли рот. Почистим кончиком язычка зубы нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почистим еще раз старательно с внутренней стороны, если получится и верхние зубы.
Чистим зубы...
Чистим зубы...
И снаружи... И внутри...
Не болели... Не темнели...
Не желтели, чтоб они.
Упражнение "Лошадка".
Это упражнение полезно для произношения звуков [р], [р']. Оно укрепляет мышцы языка, отрабатывает подъем языка вверх. Щелканье должно быть четким, не похожим на чмоканье.
- А лошадку зовут Серый Бок. Когда она бежит, ее копыта цокают. Давайте поцокаем язычком.
- Улыбнулись. Приоткрыли рот. Приготовили зеркала. Пощелкали медленно кончиком языка.
Следим, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
Слушайте! После каждой стихотворной строчки -
Цокайте языком 4 раза. Вот так: Цок-цок-цок-цок!
- Я лошадка Серый Бок!
Цок-Цок-Цок-Цок! Я копытцем постучу,
Цок-Цок-Цок-Цок! Если хочешь прокачу!
Цок-Цок-Цок-Цок! Посмотри, как я красива:
Цок-Цок-Цок-Цок! Хороши и хвост и грива.
Цок-Цок-Цок-Цок! Я лошадка Серый Бок!
Цок-Цок-Цок-Цок! Молодцы!
Ну, а теперь назовите слово по его значению: Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье). Верно, варенье. Представьте, что вы съели вкусное варенье и измазали губы.
Упражнение "Вкусное варенье".
Ох, и вкусное варенье Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.
Слегка приоткрываем рот и широким кончиком язычка "слизываем варенье с губ", делая языком движение сверху вниз.
Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
- постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнения выполняются стоя, рука на диафрагме:
- голосовые упражнения: изобразить завывания осеннего ветра: у-у-у-у: громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).
- Вспомните, когда наступила золотая осень, что случилось с природой? С деревьями? (С деревьев осыпались листья). Правильно, с деревьев осыпались листья, и они оказались голыми.
Сейчас я буду читать стихотворение, а Вы будете сначала "ветерком", а потом "ветром" сильным, чтобы его порывы сорвали все последние листочки.
Вы будете срывать листочки с доски.
Попробуем: вдыхаем через нос, выдыхаем через рот (тихо, сильнее, еще сильнее). Молодцы! У Вас получается очень хорошо. Приготовили свои щечки.
Слушаем внимательно стихотворение Ирины Михайловой "Как обидно"...
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья
Красный, желтый, золотой -
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой...
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет, лишь ветки видно.
Молодцы! Сдули все листики.
III. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи, произношения и обучению грамоте.
Игра "Найди лишнее".
- А теперь обратите внимание опять на доску. Листья облетели, остались голые ветки. На картинках нарисованы деревья, рядом веточка каждого дерева.
- Давайте вместе назовем деревья, которые здесь нарисованы. Я показываю, вы - называете (береза, тополь, дуб, ель, осина, клен).
- С каких деревьев ветер сдул, вернее, Вы сдули листья, когда были ветерком? (береза, тополь, дуб, ель, осина, клен).
- Почему? (Они лиственные, у них есть листочки).
- Найдите лишнее дерево на картинке (ель).
- Почему Вы так решили? (ель - вечнозеленая).
- Каким деревом назовем ель? (хвойное, есть хвоя, хвоинки) Почему?
- А знаете ли вы загадку о елке?
Зимой и летом,
Одним цветом.
Верно, потому что она - вечнозеленая.
Работа в тетрадях.
Давайте нарисуем елочку "Штрихом"
Я на доске мелом, а вы в воздухе.
- Скажите какая буква спряталась в нашем рисунке?
Верно, буква "эль", "эл" Л
Выполните в тетради.
Работа над звуковым составом слова
Какие звуки дает буква "эль"?
Правильно [л'] - мягкий [л] - твердый
В слове ель есть звук [л] или [л'] (есть [л'] - мягкий)
- В слове елка есть звук [л] или [л'] (есть [л] - твердый)
Повторите за мной скороговорку.
Ехали мы, ехали,
До ели доехали - 2 раза полностью
Ель мы объехали
И домой поехали.
Работа со словами
Достаю корзину с муляжами овощей и фруктов и картинки на доске вывешиваю, когда отгадают загадку и пойдет работа над звуками.
Что это, ребята?
Да, это дары осени: овощи и фрукты.
- Скажите слово Овощи по слогам, можно хлопнуть в ладоши на каждый слог. Сколько слогов? (3 слога о-во-щи)
Какой ударный? ("ударь себя" на ударный слог - 1 слог о-во-щи)
А теперь скажите слово Фрукты по слогам (2 слога фрук-ты)
Какой слог ударный (1 слог ударный фрук-ты)
- Правильно. Назовите, пожалуйста, что можно приготовить из этих овощей и фруктов?
- морковь - морковный сок
- картофель - картофельное пюре
- капуста - борщ, щи
- горох - гороховый суп
- яблоко - яблочный сок
- кабачки - кабачковая игра и т.д.
- А сейчас я загадаю загадки, а вы мне - отгадки скажете, только будьте внимательны.
Сидит дед, в сто шуб одет
Кто их срывает
Тот слезы проливает (лук)
/достаю муляж лука из корзины и вешаю картинку на доску/
Сколько звуков в слове? Букв ? (3)
Какой Л звук в слове? Он твердый или мягкий ([л]- твердый звук)
Под землей птица
Гнездо свила,
Яйца нанесла (картофель)
- Какой звук последний в слове? ([л']- мягкий звук)
Лежат у матки
Поросятки гладки,
Лежат рядками
Зеленые сами. (огурец)
- Назовите позицию звука ([р]?
Где звук [:р]: в начале, в середине, в конце слова? (в середине)
Круглая, а не месяц
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. (репа)
- Какой первый звук в слове? [р'] Твердый или мягкий? [р'] - мягкий звук. А как будет звучать твердый? [р] Произнесите все твердый звук [р] ([р-р-р]) Молодцы!
Итоги занятия и оценка работы детей.
- Какие звуки мы научились различать?
- Как называются деревья у которых листья осенью желтеют и опадают?
- Как называются деревья, которые круглый год остаются зелеными?
- Назовите фрукты и овощи, которые нам дарит осень.
Мы сегодня старательно и терпеливо выполняли все упражнения, не ленились, делали пальчиковую гимнастику и гимнастику для дыхания. Если вы заставляли свой язычок трудиться, то у вас появились навыки произношения звуков [л, л', р, р']. И теперь вы можете произнести любое слово с этими звуками. К тому же мы узнали много нового и повторили о звуках и словах нашей речи.
Если чей-то язычок еще упрямится - не огорчайтесь. Это значит, что вы пока недостаточно занимались.
Мы сегодня слушали внимательно,
Произносили звуки старательно,
Говорили спокойно и внятно
И было всем понятно и приятно.
Домашнее задание. В тетрадях.
Используемая литература.
- Волина В.В. Учимся играя. - М. Новая школа, 1994 г. - 448 с.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. - М. Издательство ГНОМ и Д, 2007 г.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
- Уроки логопеда. Игры для развития речи. Автор-составитель Косинова Е.М., М.: Эскмо, 2005 г.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся образовательной школы. М., 1984 г.