Логопедическое занятие в 1-м классе. Тема: "Осень. Автоматизация звуков л и р"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей давать характеристику [р], [р'] и [л], [л']в сравнительном аспекте;
  • формировать навыки ориентировки в пространстве.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; силу голоса;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • уточнять и расширять словарь.

Коррекционно-воспитательные:

  • расширять у детей представление об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Зеркала у каждого ребенка, муляжи овощей и фруктов, на доске листья разной формы и расцветки, плакат с картинками деревьев осенью, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости!

Сегодня последний день осени по календарю - 30 ноября. Мы повторим какие дары нам осень приготовила на зиму - овощи и фрукты, какие бывают деревья (хвойные и лиственные). Обратим особое внимание на звуки [л, л', р, р'], ну и, конечно, обязательно будем стараться произносить звуки четко и ясно, так как занятия наше называется - развитие речи.

Звуки слушай ты внимательно
И произноси старательно!
Говори спокойно, внятно,
Чтобы было всем понятно.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Общее расслабление.

Утром мы во двор идем, Шаги на месте.
Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой.
И летят, летят, летят: Взмахи руками, разведенными в сторону.
Все уж спать они хотят. Имитация сна.

Развитие общей моторики

Дует, дует ветер,
Дует, задувает.
Энергичные взмахи руками.
Желтые листочки
С дерева срывает.
Имитация срывания листьев.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
Наклон вперед, руки касаются ног.

Развитие мелкой моторики.

Каждое занятие мы делаем полезные упражнения для пальцев рук, так как они - второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков. Все:

Чтобы четко говорить
Надо с пальцами дружить,
Чаще делать пальчиковую гимнастику.
Дома все солим капусту на зиму. Да?

Встали: "Засолка капусты"

Мы капусту рубим Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх
Мы морковку трем Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя
Мы капусту солим Движения пальцами рук
Мы капусту жмем Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки

- Повторим еще раз. Молодцы. Хорошо у Вас получается. Садитесь девочки, мальчики.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Плавные, волнообразные движения ладонями.
Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

(Н. Нищева)

Спокойно укладывают ладони на стол.

Массаж лица.

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

Развитие мимических мышц.

- Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.

- Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.

- Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.

Упражнения для язычка.

Если б не было его
Не сказал бы ничего

Упражнение "Лопаточка"

- Улыбнулись. Приоткрыли рот. Положили широкий язык на нижнюю губу. (Произнесите: "Пя-пя-пя") Подержите его в таком положении, считая про себя до пяти.

- Язык лопаткой положи
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

Это очень простое, но очень важное упражнение. Повторим его еще раз, учимся расслаблять свой язычок.

Смотрим в зеркальце и на меня и выполняем язычком такие движения:

Положим язык "лопатой",
Занесите "лопатку" в рот,

- Опустите свою "лопатку" за нижние зубы, старайтесь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

- Поднимите свою "лопатку" за верхние зубы.

- Не расстраивайтесь, если лопаточка из языка не получается. Попробуем сделать следующее упражнение.

Упражнение "Накажу непослушный язычок"

- Наказать язык нам помогут губы. Для этого нам придется подразниться. Вот так: "Пя-пя-пя!" Как будто верхней губой слегка-слегка шлепаете свой непослушный язычок. Приготовились. Смотрим в зеркальце.

На губу язык клади,
"Пя-пя-пя" произноси,
Мышцы расслабляются
Лопатка получается...
Ты под счет ее держи

До пяти 1,2,3,4,5. Отдохнули. Слюнку сглотнули.

До десяти 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Чувствуете, как расслабляются мышцы языка, и он становится широким. Повторим упражнение еще раз и подержим широкий язычок до 5, до 10.

Упражнение "Чистим зубы"

- Улыбнулись. Приоткрыли рот. Почистим кончиком язычка зубы нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почистим еще раз старательно с внутренней стороны, если получится и верхние зубы.

Чистим зубы...
Чистим зубы...
И снаружи... И внутри...
Не болели... Не темнели...
Не желтели, чтоб они.

Упражнение "Лошадка".

Это упражнение полезно для произношения звуков [р], [р']. Оно укрепляет мышцы языка, отрабатывает подъем языка вверх. Щелканье должно быть четким, не похожим на чмоканье.

- А лошадку зовут Серый Бок. Когда она бежит, ее копыта цокают. Давайте поцокаем язычком.

- Улыбнулись. Приоткрыли рот. Приготовили зеркала. Пощелкали медленно кончиком языка.

Следим, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Слушайте! После каждой стихотворной строчки -

Цокайте языком 4 раза. Вот так: Цок-цок-цок-цок!

- Я лошадка Серый Бок!

Цок-Цок-Цок-Цок! Я копытцем постучу,

Цок-Цок-Цок-Цок! Если хочешь прокачу!

Цок-Цок-Цок-Цок! Посмотри, как я красива:

Цок-Цок-Цок-Цок! Хороши и хвост и грива.

Цок-Цок-Цок-Цок! Я лошадка Серый Бок!

Цок-Цок-Цок-Цок! Молодцы!

Ну, а теперь назовите слово по его значению: Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье). Верно, варенье. Представьте, что вы съели вкусное варенье и измазали губы.

Упражнение "Вкусное варенье".

Ох, и вкусное варенье Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.

Слегка приоткрываем рот и широким кончиком язычка "слизываем варенье с губ", делая языком движение сверху вниз.

Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

- постановка нижнедиафрагмального дыхания.

Упражнения выполняются стоя, рука на диафрагме:

- голосовые упражнения: изобразить завывания осеннего ветра: у-у-у-у: громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).

- Вспомните, когда наступила золотая осень, что случилось с природой? С деревьями? (С деревьев осыпались листья). Правильно, с деревьев осыпались листья, и они оказались голыми.

Сейчас я буду читать стихотворение, а Вы будете сначала "ветерком", а потом "ветром" сильным, чтобы его порывы сорвали все последние листочки.

Вы будете срывать листочки с доски.

Попробуем: вдыхаем через нос, выдыхаем через рот (тихо, сильнее, еще сильнее). Молодцы! У Вас получается очень хорошо. Приготовили свои щечки.

Слушаем внимательно стихотворение Ирины Михайловой "Как обидно"...

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья
Красный, желтый, золотой -
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой...
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет, лишь ветки видно.
Молодцы! Сдули все листики.

III. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи, произношения и обучению грамоте.

Игра "Найди лишнее".

- А теперь обратите внимание опять на доску. Листья облетели, остались голые ветки. На картинках нарисованы деревья, рядом веточка каждого дерева.

- Давайте вместе назовем деревья, которые здесь нарисованы. Я показываю, вы - называете (береза, тополь, дуб, ель, осина, клен).

- С каких деревьев ветер сдул, вернее, Вы сдули листья, когда были ветерком? (береза, тополь, дуб, ель, осина, клен).

- Почему? (Они лиственные, у них есть листочки).

- Найдите лишнее дерево на картинке (ель).

- Почему Вы так решили? (ель - вечнозеленая).

- Каким деревом назовем ель? (хвойное, есть хвоя, хвоинки) Почему?

- А знаете ли вы загадку о елке?

Зимой и летом,
Одним цветом.

Верно, потому что она - вечнозеленая.

Работа в тетрадях.

Давайте нарисуем елочку "Штрихом"

Я на доске мелом, а вы в воздухе.

- Скажите какая буква спряталась в нашем рисунке?

Верно, буква "эль", "эл" Л

Выполните в тетради.

Работа над звуковым составом слова

Какие звуки дает буква "эль"?

Правильно [л'] - мягкий [л] - твердый

В слове ель есть звук [л] или [л'] (есть [л'] - мягкий)

- В слове елка есть звук [л] или [л'] (есть [л] - твердый)

Повторите за мной скороговорку.

Ехали мы, ехали,
До ели доехали - 2 раза полностью
Ель мы объехали
И домой поехали.

Работа со словами

Достаю корзину с муляжами овощей и фруктов и картинки на доске вывешиваю, когда отгадают загадку и пойдет работа над звуками.

Что это, ребята?

Да, это дары осени: овощи и фрукты.

- Скажите слово Овощи по слогам, можно хлопнуть в ладоши на каждый слог. Сколько слогов? (3 слога о-во-щи)

Какой ударный? ("ударь себя" на ударный слог - 1 слог о-во-щи)

А теперь скажите слово Фрукты по слогам (2 слога фрук-ты)

Какой слог ударный (1 слог ударный фрук-ты)

- Правильно. Назовите, пожалуйста, что можно приготовить из этих овощей и фруктов?

  • морковь - морковный сок
  • картофель - картофельное пюре
  • капуста - борщ, щи
  • горох - гороховый суп
  • яблоко - яблочный сок
  • кабачки - кабачковая игра и т.д.

- А сейчас я загадаю загадки, а вы мне - отгадки скажете, только будьте внимательны.

Сидит дед, в сто шуб одет
Кто их срывает
Тот слезы проливает (лук)

/достаю муляж лука из корзины и вешаю картинку на доску/

Сколько звуков в слове? Букв ? (3)

Какой Л звук в слове? Он твердый или мягкий ([л]- твердый звук)

Под землей птица
Гнездо свила,
Яйца нанесла (картофель)

- Какой звук последний в слове? ([л']- мягкий звук)

Лежат у матки
Поросятки гладки,
Лежат рядками
Зеленые сами. (огурец)

- Назовите позицию звука ([р]?

Где звук [:р]: в начале, в середине, в конце слова? (в середине)

Круглая, а не месяц
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. (репа)

- Какой первый звук в слове? [р'] Твердый или мягкий? [р'] - мягкий звук. А как будет звучать твердый? [р] Произнесите все твердый звук [р] ([р-р-р]) Молодцы!

Итоги занятия и оценка работы детей.

- Какие звуки мы научились различать?

- Как называются деревья у которых листья осенью желтеют и опадают?

- Как называются деревья, которые круглый год остаются зелеными?

- Назовите фрукты и овощи, которые нам дарит осень.

Мы сегодня старательно и терпеливо выполняли все упражнения, не ленились, делали пальчиковую гимнастику и гимнастику для дыхания. Если вы заставляли свой язычок трудиться, то у вас появились навыки произношения звуков [л, л', р, р']. И теперь вы можете произнести любое слово с этими звуками. К тому же мы узнали много нового и повторили о звуках и словах нашей речи.

Если чей-то язычок еще упрямится - не огорчайтесь. Это значит, что вы пока недостаточно занимались.

Мы сегодня слушали внимательно,
Произносили звуки старательно,
Говорили спокойно и внятно
И было всем понятно и приятно.

Домашнее задание. В тетрадях.

Используемая литература.

  1. Волина В.В. Учимся играя. - М. Новая школа, 1994 г. - 448 с.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно. - М. Издательство ГНОМ и Д, 2007 г.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
  4. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Автор-составитель Косинова Е.М., М.: Эскмо, 2005 г.
  5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся образовательной школы. М., 1984 г.