Урок русского языка. Тема: "Предлоги"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели: формировать представление о предлоге как отдельном слоге; показать роль предлогов в речи; уметь употреблять предлоги в речи и правильно их писать; воспитывать у детей любовь к родному краю.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

Дыхательная медитация. (Сядьте прямо. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох, выдох.)

– Завели машину (вдох).
– Ш-ш-ш-ш (выдох).
– Накачали шину (вдох).
– Ш-ш-ш-ш (выдох).
– Улыбнулись веселей (вдох).
И поехали быстрей.
– Ш-ш-ш-ш-ш (выдох).

2. Повторение пройденного материала

– Сегодня мы будем работать с интерактивной доской.

Запись: Дерево, белый, растёт, гибкие, мелкий, веточки, сарафан, тонкий, раскинула, красавица, Россия.

– Определите части речи, подбирая к ним вопросы

3. Словарно-орфографическая работа

– Отгадайте загадку.

В белом сарафане
Встала на п…ляне.
Л…тели птицы.
Сели на к..сицы.

– Что это? (Берёза.)

– Какие слова помогли вам догадаться, что это берёза? (Косицы– ветви, белый сарафан – ствол берёзы).

– На какую орфограмму это слово? (Непроверяемая безударная гласная).

– Запишите слово.

– На какую орфограмму пропущенные буквы? Подберите проверочные слова.

– Спишите текст.

4. Работа над темой

– Укажите части речи над словами загадки.

– Какие слова у вас вызвали затруднения? (в, на)

– Называются эти слова – предлоги. Раз это слово, то их нужно писать отдельно от других слов.

– Предлог – в переводе с греческого обозначает» перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают 4-е место (после существительного, глагола и местоимения).

К, на, с, от, над, под, по, до, из, без, у, в, для, о , около, об, за – предлоги.

Особенность предлогов – это независимо от произношения пишутся всегда одинаково. Их написание надо запомнить

5. Физкультминутка

6. Наблюдение над ролью предлогов в речи.

– Прочитайте текст на доске. Всё ли правильно и понятно в этих строках?

– Как же её восстановить? (Вставить предлоги).

Это дерево легко узнать. Кора его…стволе белая. Приложи….ладошке. Кора гладкая, шелковистая . …..берёзы ветви гибкие . ….красивыми листочками и серёжками.

– Для чего нужны предлоги?
Без предлога нельзя понять смысл предложения. В предложение нет связи слов между собой.
Прочитаем правило в учебнике.(с.61)

(Дети читают.)

Предлоги служат для связи слов в предложении, Они являются служебной частью нашей речи. Запомните, что предлог – служебная часть речи со словами других частей речи пишется отдельно.

Спишите текст, вставляя пропущенные предлоги.

7. Расширение познавательного кругозора у детей

– Какое дерево является символом России?

Наш народ воспевает берёзу и в стихах, и в песнях, и в сказках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей красавицы. Мы любим её и за красоту, и за пользу , которую она приносит.

– Где её используют?

  • Из почек готовят лекарства
  • Из ветвей делают мётлы и веники
  • Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод
  • Берёзовые дрова – лучшее топливо для печи
  • Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, добывают скипидар

– Берегите нашу народную красавицу.

8. Упражнение

– Вставьте в словосочетания пропущенные предлоги.

спрятался … берёзу
забрался … берёзу
сидел … берёзой
упал … берёзы

– Прочитайте последнее словосочетание. Какой предлог слышится и пишется?

9. Итог урока

– О какой части речи мы сегодня говорили?
Что узнали о предлогах?
Для чего они нужны?

10. Домашнее задание

С.62, упр.365, правило.