Цели: формировать представление о предлоге как отдельном слоге; показать роль предлогов в речи; уметь употреблять предлоги в речи и правильно их писать; воспитывать у детей любовь к родному краю.
Ход урока
1. Организационный момент
Дыхательная медитация. (Сядьте прямо. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох, выдох.)
– Завели машину (вдох).
– Ш-ш-ш-ш (выдох).
– Накачали шину (вдох).
– Ш-ш-ш-ш (выдох).
– Улыбнулись веселей (вдох).
И поехали быстрей.
– Ш-ш-ш-ш-ш (выдох).
2. Повторение пройденного материала
– Сегодня мы будем работать с интерактивной доской.
Запись: Дерево, белый, растёт, гибкие, мелкий, веточки, сарафан, тонкий, раскинула, красавица, Россия.
– Определите части речи, подбирая к ним вопросы
3. Словарно-орфографическая работа
– Отгадайте загадку.
В белом сарафане
Встала на п…ляне.
Л…тели птицы.
Сели на к..сицы.
– Что это? (Берёза.)
– Какие слова помогли вам догадаться, что это берёза? (Косицы– ветви, белый сарафан – ствол берёзы).
– На какую орфограмму это слово? (Непроверяемая безударная гласная).
– Запишите слово.
– На какую орфограмму пропущенные буквы? Подберите проверочные слова.
– Спишите текст.
4. Работа над темой
– Укажите части речи над словами загадки.
– Какие слова у вас вызвали затруднения? (в, на)
– Называются эти слова – предлоги. Раз это слово, то их нужно писать отдельно от других слов.
– Предлог – в переводе с греческого обозначает» перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают 4-е место (после существительного, глагола и местоимения).
К, на, с, от, над, под, по, до, из, без, у, в, для, о , около, об, за – предлоги.
Особенность предлогов – это независимо от произношения пишутся всегда одинаково. Их написание надо запомнить
5. Физкультминутка
6. Наблюдение над ролью предлогов в речи.
– Прочитайте текст на доске. Всё ли правильно и понятно в этих строках?
– Как же её восстановить? (Вставить предлоги).
Это дерево легко узнать. Кора его…стволе белая. Приложи….ладошке. Кора гладкая, шелковистая . …..берёзы ветви гибкие . ….красивыми листочками и серёжками.
– Для чего нужны предлоги?
Без предлога нельзя понять смысл предложения. В предложение нет связи слов между
собой.
Прочитаем правило в учебнике.(с.61)
(Дети читают.)
Предлоги служат для связи слов в предложении, Они являются служебной частью нашей речи. Запомните, что предлог – служебная часть речи со словами других частей речи пишется отдельно.
Спишите текст, вставляя пропущенные предлоги.
7. Расширение познавательного кругозора у детей
– Какое дерево является символом России?
Наш народ воспевает берёзу и в стихах, и в песнях, и в сказках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей красавицы. Мы любим её и за красоту, и за пользу , которую она приносит.
– Где её используют?
- Из почек готовят лекарства
- Из ветвей делают мётлы и веники
- Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод
- Берёзовые дрова – лучшее топливо для печи
- Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, добывают скипидар
– Берегите нашу народную красавицу.
8. Упражнение
– Вставьте в словосочетания пропущенные предлоги.
спрятался … берёзу
забрался … берёзу
сидел … берёзой
упал … берёзы
– Прочитайте последнее словосочетание. Какой предлог слышится и пишется?
9. Итог урока
– О какой части речи мы сегодня говорили?
Что узнали о предлогах?
Для чего они нужны?
10. Домашнее задание
С.62, упр.365, правило.