Цель:
- Расширить представление об исполнительском, тембровом, динамическом и темповом видах развития музыки;
- Воспитание любви к музыке русского и татарского народа;
- Развивать способность эмоционально-осознанно воспринимать и творчески исполнять музыку.
Музыкальный материал:
- Музыка Л.Книппера. Слова А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит» - исполнение.
- Русская народная пляска – слушание и участие в исполнении.
- Татарская народная пляска – музыкально-ритмические движения.
Оборудование
- Мультимедиа проектор.
- Магнитофон.
- Детские музыкальные инструменты;
- Баян.
Ход урока
Вход детей под музыку марша.
Приветствие детей.
Стук в дверь. Входит Степашка.
У: Кто же ты такой?
С: Я Степашка. Здравствуйте все! А что это у вас здесь за мероприятие?
У: У нас начинается урок музыки.
С: И что же вы будете изучать на этом уроке.
У: Развитие музыки.
С: А разве она развивается, разве она живая, она что человек или растение?
У: А ты оставайся с нами и сам всё увидишь и услышишь, а мы с ребятами покажем и расскажем тебе.
У: Всё живое подчиняется законам развития.
Музыка это живое искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком.
Существует несколько видов музыкального развития:
Посмотрите на схему
- исполнительское; (развитие характера исполнения)
- тембровое; (изменение окраски музыки)
- динамическое; (изменение громкости музыки)
- темповое .(ускорение или замедление музыки)
У: Послушайте, ребята, известную вам песню «Почему медведь зимой спит» и проследите как изменяется характер исполнения от куплета к куплету.?
Исполнение песни учителем.
У: Сколько куплетов в этой песне? (три)
У: Одинаково ли звучали все куплеты? (нет, мелодия у всех куплетов одинаковая, но песня в разных куплетах звучала по разному в зависимости от текста)
Рассмотрим иллюстрации к этой песне. (Приложение)
У: Что изображено на первой иллюстрации? (медведь)
- Что он делает ? (спокойно идёт к себе домой)
-Так значит, как должна звучать музыка в начале? (спокойно, размеренно)
- Что произошло на следующей иллюстрации? (происшествие, медведь наступил лисе на хвост)
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию, как повела себя лисица?(подняла крик)
- Как меняется звучание музыки в этом куплете? (музыка становится громче, взволнованнее, напряжённее)
- Что происходит дальше? (дятел поучительно даёт медведю совет)
- Какой вывод сделал для себя медведь? ( Медведь решил, что зимой нужно спать и на хвосты не наступать)
-Как должна звучать песня в третьем куплете? (спокойно)
-Ребята, а теперь мы должны исполнить эту песню так, чтобы показать развитие музыки. Не забудьте во втором куплете показать руками шум леса и поучительный жест дятла.
Исполнение песни учениками.
- Ребята, какие виды развития музыки мы встретили в этой замечательной песне?
- а) исполнительский (поставить ноту)
- б) динамический (поставить ноту)
- в) темповый (поставить ноту)
- Мы с вами показывали развитие музыки своим голосом, старательно пели, а теперь мы покажем развитие музыки жестами, движениями. Под французскую народную мелодию мы с вами будем имитировать игру с водой и покажем развитие музыки.
«Игра с водой»
У: Ну, что, Степашка, теперь ты понял, что музыка развивается.
С: Ну в песне-то понятно. Там слова есть вот она и развивается благодаря им. А вот в инструментальной музыке развития уж точно нет!
У: Ребята, а как вы думаете, есть ли развитие в инструментальной музыке?
У: А теперь ребята давайте послушаем.
Разошёлся браво пламенный красавец
Зашумели липы , зацвела сирень!
И под звуки шустрой удалой тальянки
Май пошёл в присядку в шапке набекрень.
Исполнение русской народной пляски учителем.
У: Как звучала музыка? (музыка звучала всё быстрее и быстрее)
- Значит происходило развитие? (да)
- Посмотрите на схему, как называется такое развитие, когда музыка звучит всё быстрее и быстрее? (это темповое развитие)
У: Сделать ещё один вид развития нам помогут мои ученики.
А вот и они…
(включается видеозапись)
У: Ребята точно такие же инструменты имеются у нас в классе. Если вы мне поможете, то мы покажем с вами тембровое развитие музыки.
У: В первой части со мной играет только бубен.
(играем первую часть)
У: во второй части играют только ложки.
(играем вторую часть)
У: В третьей части играют металлофоны и маракасы.
(играем третью часть)
У: А теперь сыграем всю пляску от начала до конца. Каждую часть нужно повторять по два раза.
(играем всю пляску целиком)
У: Молодцы ребята! И теперь мы с вами встретились с тембровым развитием в музыке.
Мы слушали и играли русскую нар. пляску. У каждого народа есть своя музыка.
И теперь послушайте татарскую народную пляску.
Исполнение тат нар. пляски учителем.
У: Как развивалась музыка в этой пляске?
(в музыке менялась громкость звука)
У: А теперь, элементами татарской пляски, мы это покажем.
Исполнение учеников вместе с учителем.
У: Степашка? Вот теперь ты услышал, что музыка действительно может развиваться?
С: Да! Спасибо ребята, я всё понял.
Обобщение.
У: Ребята давайте повторим с какими видами развития мы встретились на нашем сегодняшнем уроке.
(показать на схеме, ученики называют и объясняют)
А сегодня наш урок подходит к концу.
Все вы сегодня очень старались, были внимательными и активными, и всем вам я хочу поставить оценку пять.
Выход детей под музыку марша.