Цели:
- ознакомить учащихся с правилом написания разделительного Ъ
- развивать умение правильно слышать и писать слова с разделительным Ъ
Оборудование: листок с личными целями, карточка с текстом, задания на карточках для групповой работы
Ход урока
Разминка для рук с помощью каштанов. Дети выполняют массаж рук и пальчиков.
Чистописание.
Чтобы узнать, написание каких букв мы сегодня будем повторять, надо отгадать загадки.
У избы он побывал -
Всё окно разрисовал.
У реки погостил -
Во всю реку мост мостил. /мороз/Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. /медведь/Зимой белый, летом серый /заяц/
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? /коньки/
Устно дети называют орфограммы в данных словах.
Что общего в словах? (по 2 слога)
Разделите слова на две группы (ударение падает на 1-ый слог - заяц, ударение падает на 2-ой слог - мороз, медведь, коньки; с Ь и без Ь)
Какую работу выполняет здесь Ь? (Ь обозначает мягкость согласного, не обозначает звука)
Догадайтесь, написание какой ещё буквы мы будем повторять, если она так же как и Ь не обозначает звука? (Ъ)
На первой строчке: Ь Ъ Ь Ъ ЬИ ЪЁ ЬЮ ЪЮ
На второй строчке: ВЬЮГА ОБЪЕЗД ВОРОБЬИ ПЕРЬЯ
Назовите слова, в которых разделительный Ь.
Вспомните, когда пишется разделительный Ь? / Правило: разделительный Ь пишется после согласных букв в корне слова или после корня перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И , если в этих словах слышится звук Й./
Дети говорят правило, по ходу их ответов идёт заполнение таблицы.
Какую работу выполняет? | Где пишется? | |
ь | Разделяет согласную букву от гласной | В корне или после корня после согласной
буквы перед гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я Есть наличие звука Й |
ъ |
- Какое слово лишнее? /объезд/
- Почему? Что заметили? /Ъ в слове/
- Вспомните, что знаете о разделительном ъ? /продолжаем заполнять таблицу/
Какую работу выполняет? | Где пишется? | |
ь | Разделяет согласную букву от гласной | В корне или после корня после согласной
буквы перед гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я Есть наличие звука Й |
ъ | Разделяет согласную букву от гласной | ? |
- Какой вопрос возникает? /Почему в одних словах написан Ь, а в других Ъ?/
- Чего мы ещё не знаем? /не знаем, где пишется разделительный ъ/
- Какова тема нашего урока? /разделительный Ъ/
- Сформулируйте цели урока /узнать, где пишется разделительный Ъ, учиться правильно записывать слова с разделительным Ъ/
- С помощью чего мы можем достигнуть эти цели? /с помощью учебника, дополнительной литературы, наших знаний и с помощью учителя/
- Сформулируйте свои личные цели на этом уроке /ученики из предложенного списка выбирают и подчёркивают цели/
Фамилия, имя ________________________ Выбери личную цель, подчеркни её. Сегодня на уроке я хочу научиться
Отрезок достижений: ________________ |
Отрезок: на каком уровне находятся ваши знания по этой теме?
Какие у вас есть предположения, где пишется разделительный Ъ? /выслушиваем ответы ребят/
Что мы должны сделать, чтобы убедиться в правильности ваших гипотез? /понаблюдать за словами, для этого сделать звуко-буквенный анализ слов, выделить корень и другие части слова/
Для этого предлагаю вам поработать в группах.
Задание для 1 группы:
- Записать транскрипцию слов вьюга, объезд; понаблюдать, слышим ли мы звук Й в словах; сделать вывод.
Задание для 2 группы:
- В словах вьюга, объезд выделить корень, приставку; сделать вывод, где пишется разделительный Ъ.
Задание для 3 группы:
- Понаблюдайте за словами двух столбиков:
Поезд Подъём Выезд Съел Заезд Объявил Переезд Предъюбилейный
В словах выделены приставки и корни.
На что обратили внимание? Какой вопрос возник? /Почему в одних словах есть Ъ, а в других его нет/
Подчеркните последнюю букву в приставке одной чертой, а первую букву в корне двумя чертами/
Сделайте вывод.
Это были наши предположения.
Давайте их проверим с помощью учебника.
Прочитайте правило на стр. 122
Какую-то новую информацию узнали из правила?
Давайте заполним таблицу.
Какую работу выполняет? | Где пишется? | |
ь | Разделяет согласную букву от гласной | В корне или после корня после согласной
буквы перед гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я Есть наличие звука Й |
ъ | Разделяет согласную букву от гласной | После приставки, оканчивающейся на
согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я Есть наличие звука Й |
Давайте вспомним, какую главную цель ставили?
Мы её достигли?
А теперь будем учиться практическому применению этого правила.
Составление алгоритма, как пользоваться правилом.
Алгоритм предлагается ученикам в виде деформированного текста. Коллективно расставляем порядок действий.
Как пользоваться правилом
- Прочитай (произнеси) слово.
- Послушай, есть ли в нём звук Й после согласного звука перед гласным.
- Вывод: нужен разделительный знак.
- Выдели в слове корень.
- Посмотри, где нужно написать разделительный знак - в корне или между приставкой и корнем
- Если в корне - пиши Ь, если между приставкой и корнем - пиши Ъ
- Запиши слово
- Проверь написание: обозначь орфограмму
Одновременно с этой работой два ученика получают задание составить к правилу схему.
Проверка: сигналы учащихся.
Ученики оценивают сами себя.
Памятка. Что надо было сделать? Удалось ли? Всё сделал сам или есть ошибки, недочёты? Сделал сам или с чьей-то помощью? На какую отметку? |
Письмо с комментированием слов: ручьи, съёжился, объяснение, крылья.
Физминутка: по периметру кабинета на стенах развешаны слова.
Задание по вариантам.
- 1 вариант - найти слова с разделительным Ь
- 2 вариант - найти слова с разделительным Ъ
Даны слова: в*ехать, гост*я, сем*я, об*едки, раз*ярённый, с*язвил, в*ёт,с*ёмный,в*едливый, друз*я, пер*я, умен*е, крыл*цо, от*дать, по*ёжился, со*единить, за*явил, по*ели, у*ехал.
Проверка: каждая группа читает слова, доказывает, почему пишется разделительный ь или разделительный ъ.
- Работа по вариантам.
- Задание на карточке.
Определи, какая буква пропущена в слове: разделительный Ъ или разделительный Ь?
1 вариант
- Хлоп*я
- С*едобный
- Печен*е
- Пред*юбилейный
2 вариант
- Жил*ё
- Раз*ём
- Об*явил
- Под*езд
- Тат*яна
Проверка: дети меняются карточками, выполняют взаимопроверку с доски.
Самостоятельная работа творческого характера
(дифференцированная)
- I уровень - прочитать текст, придумать заголовок, вставить пропущенные Ъ или Ь
- II уровень - прочитать текст, озаглавить, подобрать подходящие по смыслу слова с разделительными Ъ или Ь
На стройке.
У подъезда школы висит объявление. В воскресенье мы поедем на стройку. К 9 часам подъехал автобус и повёз нас к строительной площадке. Мы увидели подъёмный кран. Крановщик объяснил нам, как он управляет им. Илья и Татьяна задавали много вопросов. Много интересного узнали мы на стройке.
Проверка: слайд на экране
Дополнительно: подчеркнуть подлежащее и сказуемое
Итог урока.
- Какую учебную цель мы решали?
- Удалось ли её решить?
- Каким образом? /путём исследования вывели правило/
- А свои цели осуществили? /выслушать несколько человек/
- Какие личные цели ставили?
- Достигли их?
- Поднимите руку, кто достиг своих целей?
Давайте вернёмся к отрезку: а сейчас как вы оцениваете свои знания?
Инсценировка стихотворения.
С братом младшим, мягким знаком,
Замечательно живём.
Я царю после приставок,
В корне он, вот красота!
Перед нами звук согласный.
После нас - е, ё, ю, я.
Вспомните, перед какой ещё гласной ставится разделительный Ь? (и)
Ведь оба знака хороши,
И достойны оба чести,
Когда в словах они стоят
Не в любом, а в нужном месте.