Урок русского языка. Тема: "Разделительный ъ". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • ознакомить учащихся с правилом написания разделительного Ъ
  • развивать умение правильно слышать и писать слова с разделительным Ъ

Оборудование: листок с личными целями, карточка с текстом, задания на карточках для групповой работы

Ход урока

Разминка для рук с помощью каштанов. Дети выполняют массаж рук и пальчиков.

Чистописание.

Чтобы узнать, написание каких букв мы сегодня будем повторять, надо отгадать загадки.

У избы он побывал -
Всё окно разрисовал.
У реки погостил -
Во всю реку мост мостил. /мороз/

Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. /медведь/

Зимой белый, летом серый /заяц/

Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? /коньки/

Устно дети называют орфограммы в данных словах.

Что общего в словах? (по 2 слога)

Разделите слова на две группы (ударение падает на 1-ый слог - заяц, ударение падает на 2-ой слог - мороз, медведь, коньки; с Ь и без Ь)

Какую работу выполняет здесь Ь? (Ь обозначает мягкость согласного, не обозначает звука)

Догадайтесь, написание какой ещё буквы мы будем повторять, если она так же как и Ь не обозначает звука? (Ъ)

На первой строчке: Ь Ъ Ь Ъ ЬИ ЪЁ ЬЮ ЪЮ

На второй строчке: ВЬЮГА ОБЪЕЗД ВОРОБЬИ ПЕРЬЯ

Назовите слова, в которых разделительный Ь.

Вспомните, когда пишется разделительный Ь? / Правило: разделительный Ь пишется после согласных букв в корне слова или после корня перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И , если в этих словах слышится звук Й./

Дети говорят правило, по ходу их ответов идёт заполнение таблицы.

  Какую работу выполняет? Где пишется?
ь Разделяет согласную букву от гласной В корне или после корня после согласной буквы перед гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Есть наличие звука Й

ъ    
  • Какое слово лишнее? /объезд/
  • Почему? Что заметили? /Ъ в слове/
  • Вспомните, что знаете о разделительном ъ? /продолжаем заполнять таблицу/
  Какую работу выполняет? Где пишется?
ь Разделяет согласную букву от гласной В корне или после корня после согласной буквы перед гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Есть наличие звука Й

ъ Разделяет согласную букву от гласной ?
  • Какой вопрос возникает? /Почему в одних словах написан Ь, а в других Ъ?/
  • Чего мы ещё не знаем? /не знаем, где пишется разделительный ъ/
  • Какова тема нашего урока? /разделительный Ъ/
  • Сформулируйте цели урока /узнать, где пишется разделительный Ъ, учиться правильно записывать слова с разделительным Ъ/
  • С помощью чего мы можем достигнуть эти цели? /с помощью учебника, дополнительной литературы, наших знаний и с помощью учителя/
  • Сформулируйте свои личные цели на этом уроке /ученики из предложенного списка выбирают и подчёркивают цели/
Фамилия, имя ________________________

Выбери личную цель, подчеркни её.

Сегодня на уроке я хочу научиться

  • Развивать речь
  • Учиться писать под диктовку грамотно, красиво
  • Учиться списывать предложения красиво и грамотно
  • Выполнять работу в тетради аккуратно
  • Расширить знания по теме

Отрезок достижений: ________________

Отрезок: на каком уровне находятся ваши знания по этой теме?

Какие у вас есть предположения, где пишется разделительный Ъ? /выслушиваем ответы ребят/

Что мы должны сделать, чтобы убедиться в правильности ваших гипотез? /понаблюдать за словами, для этого сделать звуко-буквенный анализ слов, выделить корень и другие части слова/

Для этого предлагаю вам поработать в группах.

Задание для 1 группы:

  • Записать транскрипцию слов вьюга, объезд; понаблюдать, слышим ли мы звук Й в словах; сделать вывод.

Задание для 2 группы:

  • В словах вьюга, объезд выделить корень, приставку; сделать вывод, где пишется разделительный Ъ.

Задание для 3 группы:

  • Понаблюдайте за словами двух столбиков:
Поезд Подъём
Выезд Съел
Заезд Объявил
Переезд Предъюбилейный

В словах выделены приставки и корни.

На что обратили внимание? Какой вопрос возник? /Почему в одних словах есть Ъ, а в других его нет/

Подчеркните последнюю букву в приставке одной чертой, а первую букву в корне двумя чертами/

Сделайте вывод.

Это были наши предположения.

Давайте их проверим с помощью учебника.

Прочитайте правило на стр. 122

Какую-то новую информацию узнали из правила?

Давайте заполним таблицу.

  Какую работу выполняет? Где пишется?
ь Разделяет согласную букву от гласной В корне или после корня после согласной буквы перед гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Есть наличие звука Й

ъ Разделяет согласную букву от гласной После приставки, оканчивающейся на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я

Есть наличие звука Й

Давайте вспомним, какую главную цель ставили?

Мы её достигли?

А теперь будем учиться практическому применению этого правила.

Составление алгоритма, как пользоваться правилом.

Алгоритм предлагается ученикам в виде деформированного текста. Коллективно расставляем порядок действий.

Как пользоваться правилом

  1. Прочитай (произнеси) слово.
  2. Послушай, есть ли в нём звук Й после согласного звука перед гласным.
  3. Вывод: нужен разделительный знак.
  4. Выдели в слове корень.
  5. Посмотри, где нужно написать разделительный знак - в корне или между приставкой и корнем
  6. Если в корне - пиши Ь, если между приставкой и корнем - пиши Ъ
  7. Запиши слово
  8. Проверь написание: обозначь орфограмму

Одновременно с этой работой два ученика получают задание составить к правилу схему.

Проверка: сигналы учащихся.

Ученики оценивают сами себя.

Памятка.

Что надо было сделать?

Удалось ли?

Всё сделал сам или есть ошибки, недочёты?

Сделал сам или с чьей-то помощью?

На какую отметку?

Письмо с комментированием слов: ручьи, съёжился, объяснение, крылья.

Физминутка: по периметру кабинета на стенах развешаны слова.

Задание по вариантам.

  • 1 вариант - найти слова с разделительным Ь
  • 2 вариант - найти слова с разделительным Ъ

Даны слова: в*ехать, гост*я, сем*я, об*едки, раз*ярённый, с*язвил, в*ёт,с*ёмный,в*едливый, друз*я, пер*я, умен*е, крыл*цо, от*дать, по*ёжился, со*единить, за*явил, по*ели, у*ехал.

Проверка: каждая группа читает слова, доказывает, почему пишется разделительный ь или разделительный ъ.

  • Работа по вариантам.
  • Задание на карточке.

Определи, какая буква пропущена в слове: разделительный Ъ или разделительный Ь?

1 вариант

  • Хлоп*я
  • С*едобный
  • Печен*е
  • Пред*юбилейный

2 вариант

  • Жил*ё
  • Раз*ём
  • Об*явил
  • Под*езд
  • Тат*яна

Проверка: дети меняются карточками, выполняют взаимопроверку с доски.

Самостоятельная работа творческого характера

(дифференцированная)

  • I уровень - прочитать текст, придумать заголовок, вставить пропущенные Ъ или Ь
  • II уровень - прочитать текст, озаглавить, подобрать подходящие по смыслу слова с разделительными Ъ или Ь

На стройке.

У подъезда школы висит объявление. В воскресенье мы поедем на стройку. К 9 часам подъехал автобус и повёз нас к строительной площадке. Мы увидели подъёмный кран. Крановщик объяснил нам, как он управляет им. Илья и Татьяна задавали много вопросов. Много интересного узнали мы на стройке.

Проверка: слайд на экране

Дополнительно: подчеркнуть подлежащее и сказуемое

Итог урока.

  • Какую учебную цель мы решали?
  • Удалось ли её решить?
  • Каким образом? /путём исследования вывели правило/
  • А свои цели осуществили? /выслушать несколько человек/
  • Какие личные цели ставили?
  • Достигли их?
  • Поднимите руку, кто достиг своих целей?

Давайте вернёмся к отрезку: а сейчас как вы оцениваете свои знания?

Инсценировка стихотворения.

С братом младшим, мягким знаком,
Замечательно живём.
Я царю после приставок,
В корне он, вот красота!
Перед нами звук согласный.
После нас - е, ё, ю, я.

Вспомните, перед какой ещё гласной ставится разделительный Ь? (и)

Ведь оба знака хороши,
И достойны оба чести,
Когда в словах они стоят
Не в любом, а в нужном месте.