Класс(ы) 5
Предмет(ы) русский язык
Цель урока:
- Дать понятие о правописании -тся и -ться в глаголах; развить умение владения способом действия при выборе написания.
- Воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи.
- Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять,делать выводы,овладевать научным стилем речи.
Тип урока
- Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
- Учащихся в классе: 10
- Краткое описание
I. Стадия вызова.
1. Синтаксическая "пятиминутка"
- составить схемы предложений, дать их характеристику (устно).
а) Голубым хрусталем загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.
б) Мы смотрим, как подымается огромное белое солнце.
- Что общего в этих предложениях? (Оба сложные, состоят из двух частей)
- В чем разница? (Одно сложносочиненное, его части равноправны; второе - сложноподчинное, в нем одна часть подчинена, зависит от другой).
2. На доске записаны слова: время, род, падеж, число, спряжение, инфинитив.
Задание: выберите только глагольные категории.
II. Стадия осмысления.
1. Тема урока, цели.
2. Из данных предложений учитель записывает примеры на доске, учащиеся в тетрадях делают следующую запись:
Венера (что делает?) загорается
Начинает (что делать?) клубиться
Солнце (что делает?) поднимается
На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.
- От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)
- Как называются такие глаголы? (Возвратные)
3. Выполнение упр. 464. (учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы, авт.Шакирова)
- Чтобы выполнить задание, что нужно знать? (Знать правило правописания -тся,-ться, т.е. поставить вопрос).
4. Чтение правила на стр.177.
- Возвращаемся к записанным примерам и надписываем над глаголами, в какой форме они стоят
(3-е лицо или неопределенная форма глагола).
5. Упр 465 - комментарий. Можно ли употребить форму 3-го лица единственного?
(После глаголов начнет, может, хочет, следует, надо, нужно употребляется глагол в инфинитиве).
6. Сообщение учителя о том, что формы глаголов и существительные на -ца звучат одинаково, что является источником ошибок.
7. Распределительный диктант (словосочетания распределить по колонкам)
существительное/ глагол
Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним церемониться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.
(при проверке задания проговариваются неоднократно способ действия при выборе -тся, -ться)
1) Установить к какому слову относится глагол;
2) поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончания.
8. Анализ предложений.
Образец рассуждения: например, Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
"Определим, с каким словом связан глагол не боится (тот), ставим от него вопрос:
Тот (что делает?) не боится; во 2-м предложении - умеет (что делать?) трудиться".
Предложения для анализа:
1. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И.Суриков)
2. Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И.Крылов)
3. Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума,оборотиться. (И.Крылов)
III.Стадия рефлексии.
- Что нового узнали о глаголах?
1. Комментированный диктант.
1. Белый пар по лугам расстилается.
2. От зари алый свет разливается.
3. И стоит себе лес, улыбается.
4. Солнце за день нагуляется, за кудрявый лес спускается.
5. Лес стоит под шапкой темною, в золотом огне купается. (И.Никитин)
(После записи каждого предложения правописание -тся, -ться объясняется учащимися "по цепочке")
2. Подведение итогов, оценки.
Дом.зад.
1) упр 466 (письм) - (задание для слабых учащихся)
2) написать сочинение-миниатюру с использованием возвратных глаголов (задание для сильных учащихся)