Урок русского языка. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Класс(ы) 5

Предмет(ы) русский язык

Цель урока:

  • Дать понятие о правописании -тся и -ться в глаголах; развить умение владения способом действия при выборе написания.
  • Воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи.
  • Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять,делать выводы,овладевать научным стилем речи.

Тип урока

  • Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
  • Учащихся в классе: 10
  • Краткое описание

I. Стадия вызова.

1. Синтаксическая "пятиминутка"

- составить схемы предложений, дать их характеристику (устно).

а) Голубым хрусталем загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.

б) Мы смотрим, как подымается огромное белое солнце.

- Что общего в этих предложениях? (Оба сложные, состоят из двух частей)

- В чем разница? (Одно сложносочиненное, его части равноправны; второе - сложноподчинное, в нем одна часть подчинена, зависит от другой).

2. На доске записаны слова: время, род, падеж, число, спряжение, инфинитив.

Задание: выберите только глагольные категории.

II. Стадия осмысления.

1. Тема урока, цели.

2. Из данных предложений учитель записывает примеры на доске, учащиеся в тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

- От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

- Как называются такие глаголы? (Возвратные)

3. Выполнение упр. 464. (учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы, авт.Шакирова)

- Чтобы выполнить задание, что нужно знать? (Знать правило правописания -тся,-ться, т.е. поставить вопрос).

4. Чтение правила на стр.177.

- Возвращаемся к записанным примерам и надписываем над глаголами, в какой форме они стоят

(3-е лицо или неопределенная форма глагола).

5. Упр 465 - комментарий. Можно ли употребить форму 3-го лица единственного?

(После глаголов начнет, может, хочет, следует, надо, нужно употребляется глагол в инфинитиве).

6. Сообщение учителя о том, что формы глаголов и существительные на -ца звучат одинаково, что является источником ошибок.

7. Распределительный диктант (словосочетания распределить по колонкам)

существительное/ глагол

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним церемониться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

(при проверке задания проговариваются неоднократно способ действия при выборе -тся, -ться)

1) Установить к какому слову относится глагол;

2) поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончания.

8. Анализ предложений.

Образец рассуждения: например, Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

"Определим, с каким словом связан глагол не боится (тот), ставим от него вопрос:

Тот (что делает?) не боится; во 2-м предложении - умеет (что делать?) трудиться".

Предложения для анализа:

1. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И.Суриков)

2. Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И.Крылов)

3. Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума,оборотиться. (И.Крылов)

III.Стадия рефлексии.

- Что нового узнали о глаголах?

1. Комментированный диктант.

1. Белый пар по лугам расстилается.

2. От зари алый свет разливается.

3. И стоит себе лес, улыбается.

4. Солнце за день нагуляется, за кудрявый лес спускается.

5. Лес стоит под шапкой темною, в золотом огне купается. (И.Никитин)

(После записи каждого предложения правописание -тся, -ться объясняется учащимися "по цепочке")

2. Подведение итогов, оценки.

Дом.зад.

1) упр 466 (письм) - (задание для слабых учащихся)

2) написать сочинение-миниатюру с использованием возвратных глаголов (задание для сильных учащихся)