Ведущая деятельность дошкольников - игровая. У детей с проблемами в развитии, будь то фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, игровые действия сопровождаются примитивной, малоэмоциональной речью.
Для преодоления данной проблемы и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей мы решили уделить особое внимание театрализации сказок с детьми младшего и среднего возраста.
Театрализованная игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие, способы общения со сверстниками, взрослыми. Работа над ролью способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи.
Успешности использования театрализованных игр и драматизации сказок в коррекционной работе способствуют: тесное взаимодействие в работе педагогов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей) и родителей. Для этого был разработан перспективный план работы над театральной сказкой «Заяц и лиса» (Приложение).
Предлагаю сценарий сказки, представленной на городском фестивале театрального творчества «Волшебный фонарик» в 2011 году.
«Заяц и лиса» для детей 3-5 лет (за основу сказки-драматизации «Заяц и лиса», был взят сценарий кукольного театра «Заюшкина избушка» О. Емельяновой).
Действующие лица дети 3-5 лет:
- Заяц
- Лиса
- 2 собачки
- Волчонок
- Медвежонок
- Петух
- Сказочница
Для каждого персонажа в сказке звучит свой лейтмотив.
Декорации: На задней стене изображен лес. На поляне стоит домик. Две елочки и пенек, около которого растут цветы.
На музыкальное вступление (№1) из-за занавеса выходит Сказочница.
Сказочница:
Нашу сказку начинаем,
Сказочку весеннюю.
Солнце ярко припекает,
Толька нет веселья.
Была избушка ледяная
У лисы-сестрицы,
А весной растаяла,
Утекла водицей.
А у зайки-побегайки
Изба очень крепкая.
Нипочём ей ни мороз,
Ни солнышко весеннее.
Открывается занавес. На весенний полянке стоит домик, из него выскакивает Заяц (фонограмма весеннего леса №2)
Заяц: Ах, какой хороший день! Печку истоплю, пирогов напеку (берёт дрова, весело прыгает в избушку)
Звучит музыка. (№3 тема лисы) Появляется лиса, обходит дом, заглядывает в окно.
Лиса:
Какой красивый дом!
Вот бы мне пожить в таком.
В доме зайца хорошо:
И уютно и тепло.
Тук-тук-тук! (стучит). Не слышит!
(Принюхивается) Пирогами пахнет.
(стучит ещё раз)
Заяц: (выглядывает в окне) Привет Лиса!
Лиса: (дрожит) Здравствуй Зайка!
Заяц: Что случилось, Лисонька?
Лиса: (жалобно)
Я замёрзла, заболела!
В домик свой меня пусти!
Заяц: Заходи! Погрейся, Лисонька (заяц пропускает в дом лису, сам выскакивает из домика на полянку (музыка №2), кричит лисе)
– Пирогами угощайся. Я сейчас вернусь (выбегает, срывает цветок на полянке, нюхает)
– Подарю лисе (прыгает к домику, дёргает дверь).
– Ой, закрыто! Лиса, двери отвори!
Лиса: (сердито)
Буду жить я здесь одна!
Убирайся, цел пока
(выкидывает из окна узелок с вещами).
Звучит музыка (тема зайца №4) Заяц разводит лапками, плачет. Берет узелок и садится на пенёк недалеко от избушки.
Сказочница:
Зайчик плачет на опушке
И дрожат у зайки ушки
Тут собаки пробегали
(звучит музыка №5, тема собачек)
Зайки плачь и услыхали.
Собачка 1: Гав-гав! Кто тебя обидел, Зайка?
Собачка 2: Ты не плачь, а отвечай нам!
Зайка:
Смеяться будут все в лесу
Я в дом пустил к себе лису.
Попросилась ко мне в дом
Да и выгнала меня вон!
Собачки:
Не плачь, косой.
Выгоним мы ловко
Хитрую плутовку (звучит музыка №5, собачки идут к домику, за ними прыгает зайка).
– Гав! Гав! Гав! Поди, лиса вон, из зайкиной избушки!
Лиса: (выглядывает в окно)
Как выскачу
Как выпрыгну!
Полетят клочки по закоулочкам.
(собаки отступают назад, заяц убегает и прячется за пенёк).
Собаки: (испуганно): Гав! Гав! Какая сердитая! (жалобно лая убегают).
Сказочница:
Зайчик плачет на опушке
И дрожат у зайки ушки
Волчонок мимо пробегал
(музыка, тема волчонка №6)
Зайки плачь, он услыхал.
Волчонок: (обходит пенёк) Здравствуй Зайка! О чём горюешь?
Зайка:
Смеяться будут все в лесу,
Я в дом пустил к себе лису.
Попросилась ко мне в дом,
Да и выгнала меня вон!
Волчонок: (сердито, удивленно) Что? Тебя не пускает рыжая! Выгоню бесстыжую! (решительно идет к домику зайца, за ним прыгает Заяц)
Лиса, меня ты не серди! Из зайкиного дома уходи!
Лиса: (лениво) Кто там ещё шумит? (выглядывает в окно и быстро выходит)
Сейчас как выскочу
Как выпрыгну!
Полетят клочки по закоулочкам (зайчик пятится к ёлочке, прячется, достает из узелка морковку, всхлипывает и ест, лиса важно уходит в дом, оборачивается, грозит волчонку).
Волчонок: У-у-у-у-какая злая! (Волчонок убегает, чуть не сбивает медвежонка, который идет ему навстречу)
Медвежонок: Волчонка кто-то испугал, бежит он без оглядки! (прислушивается, слышится хруст морковки).
– Заяц, ты где?( слышит плачь зайца, идет к ёлочке)
– Привет, зайчишка! Что грустишь, что ушки набок свесил?
Зайка:
Смеяться будут все в лесу
Я в дом пустил к себе лису.
Попросилась ко мне в дом
Да и выгнала меня вон!
Медвежонок:
Не плачь, зайка!
Помогу я тебе, выгоню лису!
Зайка: Не выгонишь, собаки гнали - не выгнали, волк гнал - не выгнал и ты не выгонишь!
Медведь: Выгоню, я сильный
(музыка №7, тема медвежонка).
Медведь: (идет к избушке) Уходи лиса вон, из заячьей избушки. А то будет тебе худо.
Лиса: (сердито) Кто там опять мне спать мешает? (выглядывает, грозит палкой)
Сейчас как выскочу,
Как выпрыгну,
Полетят клочки по закоулочкам.
Медвежонок: (испуганно, приседает) Ох! Боюсь! Кричит как громко!
(обращается к зайцу) Ты меня, дружок, прости!
(медвежонок испуганно пятится задом за кулисы. Заяц прячется за избушку, осторожно выглядывает. Выходит лиса)
Лиса: (сердито и хитро)
Коли ты еще придешь,
И кого-то приведешь,
За себя я не ручаюсь,
Съем тебя, настырный заяц! (уходит в дом).
Заяц растерянно бредет по поляне, всхлипывает, вытирает лапкой слезы, уходит за кулисы.
Сказочница:
Лиса хитра - закрыла дверь
И хоть ты лезь из кожи
В лесу никто, никто теперь
Зайчишки не поможет.
(музыка №8 тема петуха, на поляну с разных сторон, из-за кулис выходят Заяц и Петух)
Петух:
Кукареку! (подходит к зайцу)
Кто тебя обидел зайка!
Не реви, а отвечай-ка!
Заяц:
Смеяться будут все в лесу
Я в дом пустил к себе лису.
Попросилась ко мне в дом
Да и выгнала меня вон! (плачет)
Петух: Ку-ка-ре-ку! Не горюй зайка! Я лису прогоню! Вытирай слезы и иди за мной!
Заяц: Нет, Петя, не выгонишь ты лису.
Собаки гнали - не выгнали, Волк гнал - не выгнал,
Медведь - и тот испугался! Где ж тебе Петуху, выгнать лису.
Петух: (гладит зайку) Ку-ка-ре-ку! Если не выгоню, то сама уйдет (музыка №8, подходит к домику)
Петух:
Ку-ка-ре-ку! Несу косу на спине.
Хочу лису прогнать,
ты, лиса, убегай
Зайкину избушку оставляй!
Лиса: (выходит из домика)
– Чей я слышу голосок?
Здравствуй Петя-петушок!
(обходит вокруг Петушка, облизывается)
Как в курятнике дела? Я давно там не была!
Петух: (еще громче и сердито)
Ку-ка-ре-ку! Не серди меня лиса.
Несу косу на плечах!
Хочу лесу прогнать
Ты, лиса, убегай,
Зайкину избушку оставляй!
Лиса: (перебивает) Ой, боюсь. Дайте выйти! Пропустите! Убивают, помогите! (отталкивает петуха, убегает)
Заяц:
Спасибо тебе, Петушок!
Настоящий ты дружок.
Буду век благодарить,
Оставайся со мной жить.
Выходят звери___
Медведь: Молодчина ты петух!
Волк: Выгнал лису ловко.
Собаки: Будет знать плутовка!
Петух:
Вместе славно заживем,
Подлатаем зайкин дом,
Друга своего врагам
Больше обижать не дам!
Звучит музыка №1.
Сказочница:
С той поры Зайчишка с Петей
Лучшие друзья на свете
На лесной живут опушке
В лубяной своей избушке.
Общий хоровод. Занавес закрывается.