Познавательное и математическое занятие для старшей группы. Тема: "Гуси-лебеди"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  1. Образовательная – Учить различать и называть пространственные отношения: справа-слева. Упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны. Учить детей понимать образный смысл загадок.
  2. Воспитательная – Средствами музыки и изобразительного искусства создать у детей хорошее настроение, вызвать яркий, эмоциональный отклик. Вызвать у детей интерес к лепке, желание вместе с педагогом участвовать в работе. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления каравая. Формировать простейшее умение и навыки отрывания, скатывания, раскатывания, вдавливания.
  3. Развивающая – Развивать воображение, образное мышление, эстетические эмоции, сообразительность, восприятие. Закрепить счет в пределах «5», связь числа, цифры.

Материалы и оборудование:

  1. Соленое тесто;
  2. Дощечки для лепки;
  3. Салфетки;
  4. Стека.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель:

Лебеди, лебеди, белые лебеди, Двигаясь по кругу, дети машут руками.
Лебеди летели и на воду сели. Садятся на корточки.
Сели поседели, снова полетели. Продолжают движение по кругу.

Стук в дверь.

Воспитатель: Войдите, пожалуйста.

– Аленушка, какая беда с тобой случилась, почему ты плачешь?

Аленушка: Матушка попросила за Иванушкой последить, а я заигралась и не доглядела, как его гуси-лебеди унесли. И вместо братца лежала записка. Если хочешь вернуть братца, должна пойти в лес. По дороге тебе могут встретиться препятствия, ты должна их преодолеть.

Воспитатель: Скажите, а в какой сказке гуси- лебеди унесли мальчика?

– Ребята, давайте поможем найти Иванушку.

II. Эвристическая беседа

1 преграда «ПЕЧКА»

Воспитатель: Может нам печка подскажет, куда гуси-лебеди полетели?

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Вылетает конверт из печки, воспитатель его поднимает и читает

Воспитатель: А вы испеките мне каравай, а я вам дорогу укажу.

– А что называют караваем?

– Ребята, сегодня мы с вами будем лепить из теста каравай, и будем украшать его.

– Аленушка, помогай нам.

Дети садятся за столы и лепят каравай из соленого теста. По ходу занятия воспитатель вместе с Аленушкой оказывают детям индивидуальную помощь. В конце лепки воспитатель предлагает детям полюбоваться праздничным хлебом – караваем.

Печка: Спасибо за каравай, гуси-лебеди полетели в правую сторону.

Воспитатель: Ребята, где у нас правая сторона?

Включается аудиозапись «Пение птиц»

Воспитатель: Как красиво в лесу, слышится пение птиц.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Здравствуй лес, прекрасный лес, Широко развести руки в стороны.
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою Повороты вправо и влево с вытянутыми руками
Ночью темной, грозовою? Руки подняты вверх, покачиваем вправо, влево.
Кто в глуши твоей таится? Всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями.
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи, Прижать обе ладони к груди.
Ты же видишь – мы свои. Широко развести руки в стороны.

2 преграда «ЯБЛОНЯ»

Воспитатель: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Тяжело мне стоять в лесу. Яблоки уже поспели, крупные, большие стали, надо убрать их, чтобы моим веткам стало легко.

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько яблок висит на ветках. Я буду показывать, а вы считайте.

– Посчитали сколько у нас яблок, ветки гнутся под тяжестью, давайте сорвем яблоки.

На обороте яблок написаны цифры

Воспитатель: Ребята, какая цифра…

– Аленушка, ты бери яблоко, клади под дерево, зверушки придут и скушают.

Яблоня: Спасибо, мне стало на много легче, гуси- лебеди полетели в левую сторону.

Воспитатель: Ребята, покажите левую сторону.

3 преграда «МОЛОЧНАЯ РЕКА»

Воспитатель: Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Река: А вы отгадайте, что налито в стаканчиках.

На разносе стоит много стаканчиков с молоком, киселем, водой.

Платком завязываются глаза у детей, подводятся к разносу. Ребенок отгадывает, что налито в стакане, глаза развязываются, и он ставит стакан на соответствующую геометрическую фигуру:

Δ – кисель;
Ο – вода;
 – молоко.

Река: Молодцы, идите вправо.

Воспитатель: Ребята, где у нас правая сторона?

4 преграда «ОБВАЛ»

Воспитатель: Ой, смотрите, на дороге опять преграда, нужно разобрать этот завал. Только после этого мы сможем освободить Иванушку. Давайте выполним задание, кубики кладем на край дороги. Складываем аккуратно.

На кубиках написаны загадки. Воспитатель берет каждый кубик и читает, дети отгадывают

  • Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня.
    Издалека по песенке, узнаете меня. (Ручей)

  • Катится по голубому блюдечку,
    Золотое яблочко. (Солнце и небо)

  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)

  • Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

III. Итог занятия.

Воспитатель: Ой, Иванушка!

Иванушка: Спасибо, ребята, что освободили меня.

Аленушка: Спасибо, ребята, что помогли мне братца найти.

Воспитатель: Я надеюсь, что вам понравилось путешествовать? Давайте попрощаемся с Аленушкой и ее братцем.

Дети: До свидания.