Цель:
- продолжение работы над произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";
- повышение уровня восприятия литературного произведения; развитие критического мышления через изучение произведения.
Задачи:
- учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;
- помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
- развивать творческие способности, навыки работы в группе;
- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Оборудование:
- мультимедиа оборудование;
- презентация к уроку;
- учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
- листы для работы в группе;
- маркеры;
- толковый словарь;
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методический приём: кластеры.
Ход урока
Слайд 1.
I стадия: "Вызов". (мотивация, актуализация, целеполагание).
1. Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна "Мелодия".
Слайд 2.
- В.М.Гаршину принадлежит удивительная мысль: "Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле:" Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть внимательны, вдумчивы, серьёзны. Сегодня мы продолжаем работу над "Сказкой о жабе и розе", с которой познакомились на прошлом уроке.
2.- Вспомните, о чём эта сказка?
Слайд 3.
(Ответы детей: о жабе и розе, о прекрасном и безобразном, о добре и зле).
3. - Какие цели и задачи мы поставили вчера на уроке?
Слайд 4.
Цели:
1. Знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе".
2. Выявление главной идеи произведения через характеристику героев и художественные особенности.
3. Осмысление мира как воплощение добра и зла.
Слайд 5.
Задачи:
1. Познакомиться с содержанием сказки и её героями.
2. Раскрыть образ героев сказки:
- Внешний вид героев.
- Характер героев
- Взаимоотношения героев
- Мечты героев
- Характеристика действий и поступков героев
3. Определить художественные особенности сказки.
- Какие задачи мы уже выполнили на прошлом уроке?
- Чтобы определить цели и задачи сегодня на урок, я предлагаю прочитать следующее стихотворение.
Слайд 6.
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.
(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").
- Таким образом, задача нашего урока:
Слайд 7.
Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.
II стадия: "Осмысление содержания". (получение, осмысление, соотнесение, корректировка новой информации).
1. - Как вы понимаете слова "Добро" и "Зло"?
(Ответы детей: добро - это:; зло - это:).
- Как эти понятия определяет толковый словарь?
Слайд 8.
- Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
- Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.
- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?
(Ответы детей)
- Попробуем доказать наши предположения опираясь на содержание сказки.
2. Групповая работа.
(Класс делится на 8 микро групп, каждая группа получает лист бумаги и маркер).
- Четыре группы (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это символ добра, а другие четыре группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану. Слайд 9.
План:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Мечты, эмоции, чувства.
- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.
- Подведём итоги групповой работы. На доске схема-кластер "Роза".
1 группа - Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").
- Как себя чувствует роза в такой обстановке? (Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо:)
- А человек? (Ответы детей: хорошо, приятно:)
Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.
2 группа - Внешний вид.
(Ответы детей: "роскошный цветок", "нежная", "тонкие лепестки", "тонкий свежий аромат", "душистое и прекрасное создание", "бледное создание").
- Вам нравится роза?
Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.
3 группа - Действия.
(Ответы детей: "росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами", "её жизнь - распуститься, начать вянуть и осыпаться", "не может вспорхнуть и улететь, как бабочка", "совсем уж распустилась", "почувствовала, что её срезали недаром").
- А почему роза плачет?
(Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).
- Разве роза может плакать?
(Ответы детей: нет, роза - это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).
- Какой литературный приём использует автор?
(Ответы детей: олицетворение).
- О чем могла молиться роза?
(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:)
Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.
4 группа - Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").
- Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить:)
Значит, главное для розы - это счастье жить:
- Что помогает понять счастье розы? (её аромат)
- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?
(Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат).
- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).
- Значит роза - это символ добра? (да).
Поговорим о жабе. На доске схема-кластер "Жаба".
- Расскажите, как показана жаба.
1 группа - Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее").
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?
(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)
- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?
(Ответы детей: неуютно, угнетённо).
2 группа - Внешний вид.
(Ответы детей: "жирная", "старая", "грязно-серые липкие бородавчатые лапы", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "жабье сердце", "злое животное, гадкая").
- Вам нравится жаба?
(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).
3 группа - Действия.
(Ответы детей: "ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась").
- Оцените её действия.
(Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).
4 группа - Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).
- Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?
- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?
- Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).
-Каково эмоциональное состояние жабы? (жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).
Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.
- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
- Значит, жаба - это символ зла? (да).
Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.
Слайд 10.
III стадия " Рефлексия".
- Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.
Слайд 6.
Мир жабы злобен? (да)
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье? (да)
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Выполнили эту задачу? (да).
- О чём заставляет думать это произведение?
(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).
Слайд 11.
- Заканчивая наш урок, мне хочется сказать: "Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!".
Благодарю за работу!
Используемые источники.
образовательные ресурсы и картинки интернета
- www.4stupeni.ru
- www.minuspk.ru/publications/pp200906/018.html
- www.urok.1sept.ru/articles/599977/
- http://www.cwer.ru./files/u771081/screen12/Poseqx0.jpg
- http://i24.fastpic.ru/big/2011/0706/2d/01906836cd2ab7470d29cf899fbb112d.gif
- http://www.interpres.ru/catalog/images/068793.jpg
- http://desktop.kazansoft.ru/digimages/flowers/roses/img-a613d.jpg
- http://www. clker.com/cliparts/6/3/3/4/11970934601866549666johnny_automatic_rose_1.svg.hi.png