Внеклассное мероприятие. Тема: "Пионерская организация: вчера, сегодня, завтра"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с историей пионерской организацией МБОУ “СОШ №3”
  • патриотическое воспитание учащихся;
  • приобщение учащихся к вопросу изучения истории пионерской организации в стране и школе;
  • развитие творческих способностей воспитанников и учащихся;
  • повышение духовной культуры воспитанников и учащихся.

Участники: ведущие, команды учащихся 8-х, 9-х классов, родителей учащихся, жюри, выпускники, гости.

Критерии оценки:

  1. Правильность ответов.
  2. Полное раскрытие вопроса.

Ход мероприятия

(под музыку выходят ведущие)

Ведущий 1: Дорогие друзья, 19 мая 2012 исполнилось бы 90 лет пионерской организации им. В.И.Ленина.

Ведущий 2: Для многих дедушек и бабушек современных школьников, их пап и мам, детские годы связаны именно с пионерией, у них остались замечательные воспоминания о пионерском детстве.

Ведущий 1: Вот мы и подумали: почему бы нам сегодня, в день празднования 35-тилетия нашей школы, не вспомнить о школьной жизни того времени, ведь и в нашей школе действовала пионерская дружина. Какой же была эта детская организация и кто такие пионеры?

Ведущий 2: Пионерская организация нашей школы была создана в 1976 году – в год открытия и дружина носила имя генерал-майора Павла Алексеевича Белова, командующего первым кавалерийским корпусом 49 Армии.

Ведущий 1: У нас сегодня есть возможность поcлушать воспоминания нашей гостьи – пионервожатой нашей школы.

Ведущий 1: Слово предоставляется Надежде Петровне.

Выступление пионервожатой

Ведущий 2: Спасибо, Надежда Петровна за такой содержательный рассказ. Среди наших гостей присутствуют родители – бывшие пионеры нашей школы. Хотелось бы услышать их воспоминания.

Выступления бывших учеников школы

Ведущий 1: Большое спасибо. Уважаемые участники, гости, а теперь мы предлагаем вам ближе познакомиться с пионерской организацией и ответить на наши вопросы, выполнить задания.

Ведущий 2: Жюри нашего конкурса – учащиеся, которые в прошлом году участвовали с данным проектом в научно-практической конференции.

Ведущий 1: Правила нашей игры следующие: каждой команде в порядке очередности предлагают ответить на вопрос. Если команда не может ответить на поставленный вопрос, то право ответа переходит к команде, первой заявившей о своём желании дать ответ. За каждый правильный ответ начисляется четыре балла. При выставлении баллов учитывается правильность и полнота ответа.

Ведущий 2: Просим участников представить свои команды.

Выступление команд (название, девиз, речёвка)

Ведущий 1: Спасибо. Жюри, огласите результаты первого этапа конкурса.

Результаты первого этапа

Ведущий 2: Предлагаем вам ответить на вопросы викторины и выполнить наши задания.

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ “ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА”:

1. Кто такие пионеры?

Члены детской организации в СССР и ряда детских организаций в некоторых других странах.

2. Когда и кем была создана пионерская организация Советского Союза?

Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии.

3. Чьё имя пионерская организация носила до и после 1924 года?

До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака. После смерти В.И. Ленина пионерская организация получила его имя.

4. В скольких странах существовали пионерские организации: a) 4; б) 7; в) 28; с) 36.

Венгрия, ГДР, КНДР, Куба, Польша, Югославия, Чехия, Австрия, Ангола, Афганистан, Бельгия, Великобритания, Гвинея, Кампучия, Колумбия, Лаос, Мадагаскар, Намибия, Конго, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Сейшелы, Сенегал, Финляндия, Франция, Швейцария.

Ведущий 1: Страны, в которых сейчас существуют пионерские организации: Беларусь, Венесуэла, Вьетнам, КНДР, КНР, Куба, Молдавия, Украина.

В России – Союз пионерских организаций – созданный в 1990 году, является правопреемником Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Также в России действуют множество самостоятельных пионерских организаций, так, в Москве это МГПО (Московская городская пионерская организация), воссозданная как самостоятельная детская общественная организация 16 марта 1992 года.

5. Задание для всех команд: из набора карточек на вашем столе составьте структуру пионерской организации.

Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские пионерские организации. Основой организации является дружина, которая создается в школах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья.

6. Кто осуществлял руководство организацией?

Всесоюзной пионерской организацией руководил Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (ВЛКСМ), который в свою очередь контролировался КПСС.

7. В каком году была создана пионерская организация СОШ №3? Сколько ей было бы сейчас лет?

8. В честь кого была названа пионерская дружина нашей школы?

9. В честь кого назывались пионерские отряды?

Ведущий 2: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

10. Задание для всех команд: назовите имена пионеров-героев (за каждое имя по одному баллу)

Юта Бондаровская, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Лёня Голиков, Галя Комлева, Костя Кравчук, Лара Михеенко, Вася Коробко, Саша Бородулин, Витя Хоменко, Володя Казначеев, Надя Богданова, Валя Зенкина, Нина Куковерова, Аркадий Каманин, Лида Вашкевич, Витя Захарченко, Витя Коробков, Иван Андрианов, Володя Дубинин, Павлик Морозов, Шура Кобер.

11. До какого возраста ученик был пионером, а потом становился комсомольцем?

12. Воспроизведите клятву пионера.

Последняя редакция (1986 год): “Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза”.

13. Задание для всех команд: назовите законы пионеров Советского Союза.

  • Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
  • Пионер готовится стать комсомольцем, ведет за собой октябрят.
  • Пионер равняется на героев борьбы и труда.
  • Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
  • Пионер лучший в учёбе, труде и спорте.
  • Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
  • Пионер – товарищ и вожатый октябрят.
  • Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

14. Назовите девиз пионерской организации до перестройки.

На призыв: “Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!” – следует ответ: “Всегда готов!”

Ведущий 1: После “перестройки” Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: “За Родину, добро и справедливость”.

15. Можете те ли вы назвать гимн пионерии?

Гимном пионерской организации считается “Марш юных пионеров” – советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами – пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым.

16. Назовите пионерскую символику. Пионерские символы – это специальные знаки, слова, действия, из которых ясно, ради чего существует и чего добивается пионерская организация:

  • девиз;
  • пионерский салют – приветствие и традиционный знак верности пионеров идеям коммунизма и пролетарского интернационализма. Салютуя, пионер поднимает над головой правую руку с плотно сжатыми пальцами, что символизирует пролетарское единство детей трудящихся пяти континентов;
  • красный пионерский галстук;
  • пионерский значок.

Галстук и значок носили только с пионерской или ученической формой.

17. Что олицетворяют собой 3 конца пионерского галстука?

Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

18. Задание для всех команд: необходимо правильно повязать пионерский галстук и показать пионерский знак приветствия.

19. Что изображено на пионерском значке с 1962 года?

В 1962 году пионерская организация была награждена орденом Ленина. С тех пор значок представлял собой красную пятиконечную звезду с изображением Владимира Ленина в центре и девизом “Всегда готов”, над звездой – три языка пламени.

20. Назовите пионерcкую атрибутику. Пионерские атрибуты – это предметы принадлежности к пионерской организации.

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.

21. Как называли образцовых пионеров, безвозмездно совершающих хорошие поступки на благо общества?

22. Как отдыхали пионеры?

Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Самым известным был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ “Артек”, имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь “Орлёнок” (Краснодарский край, РСФСР).

23. Назовите пионерскую газету, издававшуюся в Москве с 1925 года.

24. Назовите радиопередачу, ежедневно выходившую в утреннем радиоэфире Советского Союза с 1955 года.

25. Задание для всех команд: назовите общественные дела пионеров.

Сбор макулатуры; сбор металлолома; cмотр строя и песни; помощь пенсионерам (тимуровское движение); игра “Зарница”; игра “Кожаный мяч”; игра “Золотая шайба”; пионербол; юные помощники дорожного движения; юные натуралисты; занятия в спортивных кружках и секциях.

Команда 8-го класса: Пора детства – удивительная и незабываемая. О ней помнит каждый человек. Наши родители, дедушки и бабушки связывают школьные годы со страной Пионерией. А мы сегодня живём в Стране Пёстрых Галстуков.

Команда 8-го класса: Так называется детская организация нашей школы, образованная в 2007 году. Хотя мы и не носим пёстрые галстуки, у нас нет таких атрибутов, как у пионеров, и нет тех добрых дел, но жизнь Страны Пёстрых Галстуков не менее насыщенная и интересная.

Команда 9-го класса: В нашей Стране Пёстрых Галстуков – самоуправление. В ней есть президент и мэры городов. Каждый месяц мы проводим различные акции, как, например, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Месячник безопасности движения на дорогах Подмосковья”, “Поделись теплом души своей”. Наши ребята поздравляют с праздниками ветеранов войны и труда, приглашают их на классные часы и школьные праздники, проводят субботники. Впереди у нас ещё много добрых дел.

Ведущий 1: Уважаемые участники игры и гости! Вот и закончилось наше небольшое путешествие в историю пионерской организации нашей страны и школы.

Ведущий 2: Думаем, что сегодняшняя встреча стала прекрасным мостиком, связавшим два поколения: поколение нынешних школьников и поколение их родителей.

Ведущий 1: От лица педагогического коллектива и учащихся мы хотим поблагодарить дорогих гостей, родителей и участников игры за содержательный рассказ и интересные ответы на вопросы о детской организации, о школьной жизни. Спасибо.

Презентация.