Развитие речевого аппарата дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Человек обладает уникальным речевым аппаратом, который устроен очень тонко и надежно. Он подобен музыкальному инструменту, который способен передавать в звучании тончайшие оттенки наших чувств или настроения. Чем лучше человек знает и ощущает свой "инструмент", тем богаче его речь.

Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Это сложнейшая структура с центром в головном мозге.

У каждого музыкального инструмента есть специальное приспособление, которое необходимо для того, чтобы он звучал. Как правило, это полое тело, полость, которая служит для усиления звука. Называется она резонатор. Роль резонаторов в речевом аппарате выполняют носовая и ротовая полости.

Звук окончательно формируется в ротовой полости. Объем ротовой полости может изменяться в зависимости от движения челюсти, языка и губ. В процессе говорения челюсти могут двигаться вверх и вниз, вперед и назад. Губы могут округляться, растягиваться в улыбку или вытягиваться в трубочку и т.д. Без участия языка никогда не получится членораздельный звук. Язык и губы - самые активные органы речи. Зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы относятся к более пассивным органам речи, они служат точкой "приложения" для более активных органов - языка и губ.

Детям дошкольного возраста, у которых в это время активно идет становление речи, часто трудно дается произношение некоторых звуков. А если имеются нарушения в произношении звуков родного языка, то это сказывается и при изучении иностранного языка.

Почему детям трудно даются некоторые звуки?

Во-первых, у них еще недостаточно развит фонематических слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде.

Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще не очень устойчив, и ему не так - то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки.

Чтобы образовался нужный звук, губы и язык должны принять определенное положение (артикуляционную позу), а именно это подчас не удается детям, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных звуков.

При образовании различных звуков каждый орган речи занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться только тогда, когда органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

Точное и четкое произношение возможно лишь при безупречной работе всех органов речевого аппарата. Поэтому особое значение в работе над развитием речевого аппарата дошкольника имеет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - специальные упражнения для подготовки органов артикуляции к произношению, способствующие развитию речевого аппарата.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек, научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу, уменьшить напряженность артикуляционных органов.

В процессе обучения дошкольников ведущее место занимает игра. Так, знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

Например, игра "Сказочка - указочка" (педагог читает стихотворение и вместе с детьми показывает части лица и артикуляционные органы):

Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык -
Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа.
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
А вокруг - то - целый ряд -
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди - зубов оправа.
Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.
Небо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошел вперед.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Все про ротик знаю я.

Наиболее активную роль в процессе речи играют три связанных между собой компонента: дыхание, голос, дикция.

Следует обратить внимание на тот факт, что чем конкретнее ребенок представляет себе технологию звукоизвлечения, тем более стабильных он достигает результатов. Мы призываем к воображению ребят, добиваясь от них полного сосредоточения на звуке, предлагая умозрительно передвигать его в своем теле и пространстве и, наконец, осознанно овладеть им. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы дети научились слушать себя и своих товарищей. Для этого нужно каждый раз обращать их внимание на верный звук, а также на ошибки в звучании и стараться помочь определить причины этих ошибок.

Для этого также используются специальные упражнения, которые начинаются с правильного вдоха в живот. Например,

Упражнение "Бамбук":

Ноги на ширине плеч. Расслабленный корпус брошен вниз, дыхание свободное. Очень медленно выстраиваем позвоночник, начиная с копчика, представляя, что каждый позвонок - это звено молодого бамбука. В каждое звено мы умозрительно посылаем звук. Удобнее всего это делать на тихом стоне - прерывисто произнося звук "м". Но в тот момент, когда берется дыхание, не должно возникать жестких точек. Когда позвоночник выстроен, бамбук острой стрелой пронзает небо.

Упражнение "Корни"

После полузевка представляем, что наши ноги превращаются в корни деревьев и уходят глубоко в землю, с ними же в землю уходит звук "а".

Упражнение "Фонарь"

Представим себе, что в нашей груди находится столп света, который мы со звуком "я" на выдохе выпускаем наружу, освещая все пространство вокруг.

Дикция - произношение, степень отчетливости произношения слов в речи или пении. Дикция может быть хорошей или плохой. Хорошая дикция, то есть ясность и чистота произношения, зависит от правильной и активной артикуляции звуков.

Тренировке дикции способствует разучивание и повторение рифмовок.

На занятиях с младшими дошкольниками целесообразно использовать рифмовки, в которых отсутствуют звуки, обычно искажаемые детьми. Если у ребенка имеются недостатки речи, то заучивать с ним стихи с неправильно произносимыми звуками нельзя. В противном случае дефекты речи могут стойко закрепляться. Для работы с рифмовками выполняются следующие условия:

- Каждую рифмовку нужно повторить трижды. Говорить четко, громко, не торопясь. Постепенно можно увеличивать скорость проговаривания рифмовки.

- Произносить рифмовку так, как будто спрашиваешь у взрослого. Чтобы получились рифмовки - вопросы, выделить голосом некоторые слова.

- Произносить рифмовку сначала обычно, а затем так, как будто сообщаете радостную весть. Чтобы получились рифмовки - восклицания, нужно выделять голосом каждое слово.

- Произносит рифмовки так, как будто их говорит робот. Чтобы получились "механические" рифмовки, все слова произнести ровным, резким, одинаковым голосом.

Особое место в развитии речевого аппарата дошкольника отводится фонетической ритмике -- системе специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Фонетическая ритмика - особый метод работы над произношением.

Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых - разновременность созревания и развития психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения - значительно более "древние" свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников.

Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, работа в направлении от движения к речи, что успешно реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента - эмоциональный, двигательный и речевой, является очень продуктивной.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Регулярное проведение занятий на основе фонетической ритмики показывает, что:

- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

- улучшается фонематический слух;

- нормализуется речевое дыхание;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- улучшается ритмико - интонационная сторона речи;

- уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

- повышается речевая активность.