Овладение основами иностранного общения предусматривает достижение учениками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которую составляют речевые умения, то есть умения в аудировании, чтении, письме, говорении, и речевые навыки (лексико-грамматические навыки письма). Обучение устной речи (говорение) – это сложный процесс, тесно связанный с формированием и усовершенствованием лексико-грамматичесих навыков, умением использовать их для развития неподготовленной речи.
Цель: создание системы упражнений для формирования и усовершенствования навыков устной речи.
Процесс формирования механизма воспроизведения речи требует от учителя умений дифференцировать приемы и методы, которые обеспечивают результат работы.
Языковеды Л. С. Панова, В. Л. Скалкин и другие считают, что речевые умения формируются поэтапно:
I этап – формирование лексико-грамматических навыков устной речи;
II этап – совершенствование лексико – грамматических навыков устной речи;
III этап – развитие умений неподготовленной устной речи.
Механизм речи формируется правильно, если учитель в процессе обучения придерживается этих этапов, поскольку запуск речевых механизмов невозможен без сформированных на достаточном уровне лексико-грамматических навыков говорения.
Недостатки в обучении на каждом из этапов приводят к тому, что ученики или чувствуют затруднения, включаясь в неподготовленную речь, или вся речь сводится к изучению и воспроизведению готового текста.
Для формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков учитель может определить набор тренировочных упражнений, использование которых считает наиболее рациональным. Система тренировочных упражнений, которую использует учитель, имеет большое значение, потому что их применение должно обеспечивать закрепление в памяти учеников лексики, грамматически правильную связь слов при построении предложений и ситуативно обусловленных связных высказываний.
Тренировочные упражнения должны быть ситуативными, во время их выполнения ученики должны выполнять практические задачи (докажи, возрази, выскажи удивление, спроси).
Для формирования и совершенствования навыков устной речи можно использовать лексико-грамматические структуры (подставочные таблицы – Substitution tables), которые дают возможность целенаправленно активизировать употребление в речи разговорных клише, комбинировать различные структуры в речи в зависимости от коммуникативной связи.
Практика обучения устной речи показала, что структуры соответствуют характеру навыков, которые формируются и совершенствуются (I, II этап) в обучении устной речи. Они позволяют обеспечить достаточно прочные навыки устной речи, на которые можно опираться, чтобы построить неподготовленное монологическое и диалогическое высказывания. Структуры отрабатываются с учениками хором, индивидуально, то есть их можно использовать во время организации фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы.
Лексико-грамматические структуры целесообразно использовать в процессе обучения на определенных этапах урока, а также во время построения монологических высказываний. Substitution tables могут охватывать речевую ситуацию по теме общения или быть ключевыми опорами. Ниже приведены образцы Substitution tables, которые можно использовать для формирования и совершенствования речевых навыков во время обучения устной речи в ситуациях общения We are teenagers, Fashion is getting more reasonable, The Pleasure of reading.
We are teenagers!
1. Is it easy to be a teenager!
You are a teenager, |
it is time |
of conflicting feelings and desires |
2. What does it mean to be a teenager?
A “typical teenager” |
is worth |
hard at school |
3. Do teenagers have common problems?
There are many common problems for all teenagers |
how |
to plan future |
4. Why is it important for parents / teenagers to be tolerant?
It is |
necessary |
to be |
tolerant |
with |
teenagers |
because |
you |
have has |
to solve conflicts to make the right choices to find balance in your relations to keep your opinions open to cultivate positive emotions to establish priorities |
5. Is it different being a teenager today from when my parents were teenager? It is different being a teenager today because.
Teenagers |
have |
more freedom |
Fashion is Getting More Reasonable
1. Can you share opinion that the first impression we make depends on our clothes?
The first impression |
I |
produce(s) |
partly |
depends on |
what we wear |
It’s helpful |
to have your own style |
2. What should you do to adapt the fashion to your personality?
You |
should |
follow |
your friends’ (parents’) advice TV programmes articles learn |
to adapt the fashion |
3. Why do we follow fashion?
We |
follow(s) |
Fashion certain |
because |
we |
want(s) |
to stand out of the group |
4. Why it is important to wear the rights things, to follow fashion?
It is (not) |
important |
to wear the right things |
to look good |
5.
What |
did |
fashion |
reflect? |
Fashion |
reflects(ed) |
the values of the different times |
6. How to look smart?
You |
look(s) smart |
if |
the |
colour of your clothes matches the colours of your
accessories |
7. How does history of any country influence fashion?
The 1930 – 40 |
brought |
a time of |
a revolution in clothes |
The Pleasure of Reading
1. What does reading mean for you? What do we read for?
Reading (books) |
is |
useful |
for everybody |
because |
while reading |
you |
widen your scope |
2. What impressions do books produce on you? How do books influence you?
Usually |
books |
produce |
a long and lasting impression on us, me an unforgettable impression on me to solve different problems to find decisions in different situations to become better positive examples of behavior |
3. What books do you prefer to read?
I |
prefer |
to read |
books |
which |
keep |
me in |
4.
What |
are |
main characters |
of the |
novel? |
The plot (of the story novel) |
is |
disgusting |