Цель:
- Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;
- Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова;
- Воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову, умение слушать.
Оборудование: учебник, проектор, экран, карточки для групповой работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок. (Слайд № 2)
- Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. (Слайд № 3)
- А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь, если напишите правильно, красиво эти буквы. (На доске записаны буквы)
2. Чистописание.
Аа Ее Уу Ии Ее Дд Рр Нн
- Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они? Попробуйте составить слово из этих букв, и мы узнаем, как зовут принца. Запишите это слово.
Ударение.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами узнаем, для чего нужно ударение? Какова его роль в речи. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. А знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
4. Работа по теме урока.
- Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова русского языка и стали хвастаться, какие они все полезные и значимые. (Сдайд № 4.)
- Все у нас есть - говорили они, - и гласные, и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовём и сами обо всём скажем. Ничего нам больше не надо!
Услышало эти слова Ударение и возмутилось:
- Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будите?! Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значение ваших слов.
- Подумаешь, важность какая - Ударение! И без тебя обойдёмся! - ещё больше расхвастались слова.
- Ах, так! - рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило к слову замОк (Слайд № 5)
А слово замОк и говорит: "Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение - это просто чёрточка! Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
- Как вы думаете, какое слово получилось.
зАмок ( Слайд № 5)
Подскочило Ударение к слову крУжки (Сдайд № 6) А оно только что в кружки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружки всю воду расплескали, всех и обрызгали.
Вышли вперёд белкИ (Слайд №7) и говорят - "Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами- то Ударение ничего не сделает".
- Как вы думаете, что произошло? (Ответы детей). Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.
- Ах, что мы наделали? Ах, простите, мы нечаянно!
А Ударение смеётся:
- Погодите, вы ещё не то сделаете, - и подбежало к слову ПотОпать (Слайд № 8). А слово ПотОпать хотело ногами потопать, но вдруг стало ПотопАть
- Караул! - кричит. - Тону потопАю!
А слово ЗаплачУ (Слайд № 9) захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало.
- Ах, я сейчас ЗаплАчу! - Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его вернуться в наше общество!
- То-то! Сказало Ударение и вернуло всё на свои места. (Слайд № 10)
Учитель: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.) (Слайд № 11)
Учитель: - А если слово состоит из одного слога, ударение ставится? (Если в слове один слог, то ударение не ставится)
Учитель: - Почему? (Если слово состоит из одного слога, то значит в этом слове один гласный звук. Этот звук всегда чётко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.)
5. Работа по учебнику. Упр. 41 с. 54.
- Прочитайте задание к упражнению, запишите эти предложения.
5. Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в "замочек") Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с "замочком" вперед) Мы замочком постучали, (постучать "замочком" по стол Мы замочек повертели, (повертеть "замочком" вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить "замочком" к себе - от себя) И открыли! (разомкнуть руки)
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: - Какой вывод сделали слова из сказки? (Ударение может изменить смысл слова)
Сравним сведения о языке в учебнике на с. 54.сведения о языке в учебнике на с. лось другое слово айдём элементарно.ный
- Если мы знаем о значении ударения в словах, давайте посмотрим, какое задание вам приготовил принц Ударение.
- Посмотрите, что за слова написаны на экране. (Слайд № 12)
- уху
- ворот
- пили
Учитель: - Вам понятно о чём идёт речь? (Здесь не ясно о чём идёт речь, так как нет ударения в словах)
- Попробуйте поставить ударение, что означают эти слова? (Ответы детей)
Уха - суп из рыбы;
Ворота - это наверное, воротник; нет, это у ворот;
пили - значит, они что-то пили; может быть, это значит пилить? (Слайд № 13)
Уху Мы сегодня ели :. Комар подлетел к :.. Ворот Собака сидит у :.. У рубахи был вышит :.. Пили Дети :.. молоко . :..бревно ровно.
- Из каждой пары предложений, запишите по одному предложению. Но не забудьте про ударение.
7. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Заниматься нам пора!
8. Работа над ударением в словах.
Учитель: - Какой слог называется ударным? (Который произносится сильнее других)
- Мы в слове слог ударный, найдём элементарно.
А когда его найдём, громче всех произнесём.
- Как вы думаете, как называется слог на который не падает ударение? (безударный, потому что нет ударения)
Учитель: - Над какой буквой в слове ставится знак ударения? (Знак ударения всегда ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук)
- Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание.
- Я говорю слово, а вы на следующей строке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.
(Дети пишут в тетради буквы)
Слова: пенал, учитель, портфель, уют, пятница, альбом, цветы, ручка, дуэт, ёлка.
Учитель: - Давайте проверим. (Слайд № 14)
а у е ю я о ы у э ё
- Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)
- Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.
- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)
Учитель:
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Дети:
Буква Ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй. Вот это да!
- Если в слове есть Ё,
то ударение не ставится.
9. Вторичное закрепление.
Учитель: - Ребята, что вы узнали, работая с ударением? К чему может привести различное место ударения в слове? (Различное место ударения может привести к изменению смысла слова) Об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Слайд № 15)
Мне слово "чудно" изменить не трудно, Поставлю ударение на О, И вмиг исчезло слово "чудно", А появилось новое - "чудно".
- А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я называю слова, а вы измените место ударения так, чтоб получилось другое слово. ( полки - полки, хлопок - хлопок, пропасть - пропасть, мелки - мелки, пары - пары, дорога - дорога, стрелки - стрелки, мука - мука, солью - солью).
10. Работа в группах.
Учитель: - Принц Ударение желает посмотреть какие вы дружные и как Вы можете работать в группах. Составление предложений с парами слов (раздЕли - разделИ, хлОпок - хлопОк, пОлки - полкИ, стрЕлки - стрелкИ, мУка - мукА, сОлью - сольЮ, пАры - парЫ, гвОздики - гвоздИки)
Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.
12. Итог урока.
Учитель: - Что вы узнали об ударении? - Какой слог называется ударным? - Какую роль играет ударение в нашей речи?
Учитель: - Прочитайте вместе. (Сдайд № 16)
Солнце сЕло за селО
Нам ужасно повезло,
Что в гости к УДАРЕНИЮ сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц, конечно "мОлодец",
А каждый из нас "молодЕц".