Урок развития речи по русскому языку "Хранители памяти"

Разделы: Русский язык


Цель занятия. Систематизировать собранный краеведческий материал и завершить подготовку к написанию сочинения-рассуждения "Хранители памяти".

Задачи занятия:

обучающие: развивать умение работать над сочинением-рассуждением;

развивающие: закрепить умение разбирать слова по составу, совершенствовать навыки правописания;

воспитывающие: приобщить молодежь к культурным традициям, включить обучающихся в культурно-творческую деятельность, воспитать любовь к родной земле, родному городу.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, документ камера.

ХОД УРОКА

1. Урок начинается с заочной экскурсии по родному городу. Музыка. Презентация.

Стихотворение "Мамадышская наша земля" (читает ученик).

Мамадышская наша земля,
Нет роднее тебя нам на свете,
Где березы растут, тополя,
Беззаботно играют, где дети.
Мамадышское наше раздолье,
Над тобой шумит вечность ветров.
Над лесами, над лугом, над полем,
Разнося Вятский гул катеров.
Мамадышских героев всех слава
И над ней неподвластны года,
Город наш - это гордость по праву,
Предков наших далеких судьба.
Кто родился, живет в Мамадыше,
Я надеюсь, бесспорно поймет,
Всюду скоро о нем будет слышно.
Город наш всем на радость растет!

Учитель. Ребята, мы совершили заочную экскурсию по городу Мамадыш и прослушали стихотворение поэта-земляка Владимира Калашникова "Мамадышская наша земля". Сегодняшний урок посвящается нашему городу Мамадыш и его труженикам. Тема нашего урока "Хранители памяти". Эпиграфом к уроку будут слова "Родная сторона - сердцу мила". Цель нашего урока: систематизировать собранный краеведческий материал и завершить подготовку к сочинению - рассуждению "Хранители памяти".

Хранители:Память:Родной: Как вы понимаете значение этих слов? Заглянем в толковый словарь Ожегова.

- Хранитель - тот, кто хранит, оберегает кого-нибудь, бережет что-нибудь.

- Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также запас хранящихся в сознании впечатлений.

-Родной - свой по рождению, по духу, по привычкам.

Ребята, на столе находятся технологические карты, в которых вы будете работать на протяжении всего урока. (Приложение 2, 3). Каждой группе дается следующее задание:

напишите 3-4 слова, которые у вас возникают в памяти в связи со словом

хранитель - 1 группа,

память - 2 группа,

родной - 3 группа.

(Хранитель, хранить, хранение, хранительница; памятный, памятник, памятка; родной, родители, родственник, родня);

А теперь постараемся проникнуть в тайну названий. Задание: выполните морфемный разбор этих слов.

Проверяется на экране.

-Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (что-то беречь, охранять, что-то памятное, что-то близкое, родное свое по рождению и духу)

С этими словами составляем предложения. Это и будет названием нашей викторины.

2. Викторина.

1. Назовите дату первого упоминания о Мамадыше? (1613 год)

2. Когда и кем дан статус городу Мамадыш? (1781 год указом Екатерины2)

3. Какие археологические памятники есть в городе Мамадыше? (магазин Жукова, магазин Кузовникова, магазин Захарова, магазин Музлова).

4. Какие знаменитости проживали в Мамадыше?

- известный певец, солист придворного Мариинского театра Петербурга Николай Фигнер;

- Владимир Галактионович Короленко;

- Великий писатель - патриот М. Е. Салтыков Щедрин;

- Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой 1876 году написал свою, ставшую потом крылатой, фразу: " Вы не поверите, что я скорее бы стал жить в Мамадыше, чем в Венеции, Риме, Неаполе". Это значит, что край Мамадышский еще тогда привлекал своей нетронутой природой многих людей. Если бы писатель через 135 лет увидел сегодняшний Мамадыш, что бы интересно он сказал? Я думаю, он не нашел бы слов, чтобы выразить свое восхищение.

5. Кому посвящен единственный памятник в Татарстане "Памятник матери"? (Фатыхе апе, которая отправила на войну восьмерых сыновей).

6. Назовите земляков-Героев Советского Союза.

- Гафият Ярмухамедович Нигматуллин,

- Михаил Андреевич Просвирнин,

-Михаил Кириллович Москвин,

- Иван Тихонович Максимов

7. Капитан теплохода "Арабелла", наш земляк, почетный гражданин города Мамадыш (Роман Лизалин).

Учитель. Молодцы! Хорошо знаете историю своего города. Таких видных и знаменитых людей города не перечесть. Они в истории района, в душе народа оставили яркий след.

3. Продолжаем работу в технологических картах.

Работа с текстом. В технологических картах найдите задание 2. Прочитайте текст, объясните выделенные орфограммы, знаки препинания.

Человек славен трудом. Ничто не может быть достигнуто без усилий, без стараний. Не потрудившись, никакого дела не сделаешь. М.Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый- возвышается до творчества".

Каждой группе дается определенное задание. Обучающиеся объясняют правописание выделенных орфограмм и знаков препинаний.

Учитель. Да, ребята, труд облагораживает человека. Мы сегодня поговорим о людях труда, но сначала вспомним алгоритмы написания сочинения-рассуждения.

4. Работа с алгоритмом написания сочинения-рассуждеия.

1. Тезис - утверждение, которое нужно доказать.

2. Обоснование - аргументы, доводы, доказательства, примеры.

3. Вывод.

-Какие тезисы, т.е. утверждения мы можем выделить, если пишем о хранителях памяти нашего района? Каков наш край?

Мамадышская земля щедра и богата талантливыми людьми. Мы можем гордиться нашим родным краем. Нам есть что вспомнить.

-Согласны вы с этими утверждениями?

-Какие факты приведем в качестве обоснования? К каким источникам мы можем обратиться?

5. При подготовке к уроку был собран материал о тружениках города. При изложении материала вы должны не только слушать, но и продолжить работу в ваших технологических картах. Во 2-ой колонке составляете краткий конспект. А в 1-ой колонке находятся фотографии этих людей. Теперь давайте поговорим о них.

1 ученик. Сатаров Шагит Рауфович - первый директор нашего учебного заведения, который и сейчас преподает в нашем колледже. СПТУ №87 начинает работать в 1974 году как филиал Усадского училища №2. С 1978 года филиал действует самостоятельно как СПТУ №21. В 1984 году училище переименовано в СПТУ №87. В 1994 году переименовано в Профессиональный лицей №87, а в 2009 году - в Профессиональный колледж №87.

2 ученик. Хайруллина Миннури Галеевна.

Легендарная в районе личность, бывшая знатная свинарка совхоза "Мамадышский" Миннури Галеевна Хайруллина, в целом удостоенная 40 лет назад высшей награды страны - звания Героя Социалистического Труда. Уроженка деревни Арташ трудовой путь начала в 13 лет. Старательный труд Миннури апы в свое время был отмечен многочисленными наградами, званиями, золотой медалью "Серп и молот", орденом Ленина. Миннури апа всегда отличалась скромностью. Она очень выдержанная, уравновешенная, доброжелательная. В августе месяце она отметила свое 85-летие. Своими мудрыми советами Миннури Галеевна и сейчас продолжает помогать молодым животноводам.

3 ученик. Раиф Зуфарович Мухамадиев.

Раиф Мухаммадиев - трижды Герой Социалистического Труда, заслуженный механизатор РТ. Он родился в 1959 году. В семье было пятеро детей. С самого детства получал трудовую закалку в многодетной семье. С седьмого класса начал работать помощником комбайнера. Отрадно то, что Раиф Мухаммадиев является выпускником нашего колледжа.

Раиф Мухаммадиев - механизатор широкого профиля, работает на комбайне, на тракторе. Сыновья Руслан и Рустам, которые тоже учились в нашем колледже, всегда помогают отцу. Раиф Мухаммадиев награжден Благодарственными письмами первого Президента РТ М.Шаймиева, министра сельского хозяйства и продовольствия РТ М.Т.Ахметова. Немало наград получил на районных слетах передовиков, сабантуях.

4 ученик. Сафин Раиф Шариязданович. Генеральный директор мамадышской строительной организации Сафин Раиф Шариязданович является заслуженным строителем РТ. Раиф Шариязданович второй десяток лет возглавляет трудовой коллектив. Эта организация славится тем, что сюда на работу вслед за родителями приходят вчерашние школьники, выпускники нашего колледжа, так как руководитель проявляет большую заботу о работниках.

5 ученик. Аглеев Магсум Аглеевич - заслуженный зоотехник РТ, заслуженный зоотехник РСФСР. Родился 15 июля 1931 года в деревне Олуяз Мамадышского района. Детские годы Магсума Аглеевича были трудными. Ему было всего 10 лет, когда отец уехал на войну и мальчик остался в семье за старшего. Вся работа легла на его плечи. Он вырос сильным, крепким, мужественным. В 13 лет начинает интересоваться пчеловодством. Желание получить образование приводит его в Мензелинский совхоз-техникум. Потом служба в армии, а после армии работа пчеловодом в Таканыше. Руководители района заметили его трудолюбие. И скоро Магсума Аглеевича назначают главным зоотехником района. И на этой должности он работает 30 лет. За это время добился больших результатов: район перевыполняет планы по пчеловодству, к тому же получает большой доход. Магсум Аглеевич обращает внимание на подготовку кадров в районе. Именно по его инициативе с 1985 года в нашем колледже, а тогда ещё в СПТУ-87, начинают обучать профессии пчеловода. А его дело продолжают сейчас дочь Флера Магсумовна и зять Раис Ахатович. Они обучают секретам пчеловодства.

Учитель. Да, есть чему поучиться у наших земляков. Богата наша земля талантами. И эти родники не иссякнут никогда. Сегодня наши земляки с честью продолжают и приумножают традиции старших поколений.

В заключительной части сочинения я предлагаю вам задуматься о будущем. Вы продолжатели дел наших земляков. И мы надеемся, что среди вас вырастут новые хранители нашей земли.

6. Теперь обратимся к пословицам - источникам народной мудрости. Можно использовать пословицы в качестве эпиграфа к сочинению.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где кто родится, там и пригодится.

Без корня и полынь не растет.

На родной стороне и камушек знаком.

Запишите несколько пословиц в технологических картах.

7. Итог урока.

Сегодня мы с вами прикоснулись к частичкам истории родного города. На следующем уроке вам предстоит написать сочинение- рассуждение "Хранители памяти". Для этого вы должны дома заполнить третью колонку технологической карты тем материалом, который вы сможете найти в дополнительных источниках: в интернете, в библиотеке. А может быть, в какой-то семье хранятся воспоминания об этих людях. На следующем уроке ваши технологические карты должны быть приложены к вашим сочинениям.

8. Рефлексия:

На столах находятся смайлики, поднимите тот, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.