Цели:
- Расширить знания учащихся о лекарственных растениях;
- Обобщить знания о значении растений в жизни человека;
- Развивать любознательность, внимание, память;
- Воспитывать любовь к природе, бережно относиться к растениям.
Оборудование: гербарий "лекарственные растения"; нарисованная картина природы; рисунки растений.
Праздник инсценировка. Занятие проводится весной.
Ход занятия
-Здравствуйте! Ребята, сейчас какое время года?
- Назовите весенние месяцы? Какие растения уже появились?
- Мать-и-мачеха какое растение? Мы с вами сегодня поговорим о лекарственных растениях.
Май время сбора некоторых лекарственных растений.
Учитель. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками": изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Посмотрите на картину внимательно может что-нибудь заметите? (картина без кустарников и трав)
Давайте наполним поляну лекарственными растениями.
1-й вед.
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
2-й вед.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
1-й вед. С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.
Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая? (Рисунок 1)
Ромашка. Это я, Ромашка. Ромашка - переводится как "милая простота" Родина моя Америка.
Давным - давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию.
2-й вед. Милая ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка. Если случится тебе простудиться, Появится кашель, поднимется жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар.
1-й вед. Чем помогает ромашка?
Используется в косметике, полоскание волос, для придания волосам золотистого цвета.
Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.
На земле лежат листки-маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг, лечит ранки рук и ног. (Рисунок 2)
Подорожник. Это я, подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея уползла, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они скрылись с глаз.
С названьем простым и тревожным
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок-подорожник
Растет у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли:
Невзрачный цветок-подорожник,
Да как же ты растешь в пыли?
2-й вед. Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?
Подорожник. Листья подорожника можно использовать при порезах и ссадинах, прикладывая их к ранам они помогают остановить кровь.
1-й вед. Подорожник чем полезен?
Свежие листья используют для лечения ожогов, фурункулов, гнойных ран. При ангине полоскание горла соком или отваром подорожника.
Жжется, а не огонь; злая, а людей лечит. Кто это? (Рисунок 3)
Крапива. Это я, Крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей.
Мне посвящена целая поэма: "Сон посылает больным, прекращает противную рвоту.
Семя крапивное с медом колики лечит надежно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях.
Крапива как может помочь?
1-й вед. А еще сок свежего растения добавляют в воду для ополаскивания волос. После этого не будет перхоти, укрепляются корни волос, улучшается кровообращение.
(появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника, Мать-и-мачеха)
2-й вед. Вы кто? Зачем вы к нам пришли?
Растения. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения.
Шиповник.
Где-то в чаще дремучей, (Рисунок 4)
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.
Меня зовут царем кустов за цвет
И за запах моих лепестков.
Хоть мой куст зеленый
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
1-й вед. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень полезный и вкусный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!
1-й вед. Чем полезен шиповник?
Маслом шиповника лечат язвы, экземы, дерматиты.
Мать-и-мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой. (Рисунок 5)
2-й вед. Знаем, ты мать-и-мачеха!
Мать-и-мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружитесь со мной скорее, обещаю все пройдет.
1-й вед. Мать-и-мачеха как помогает?
Брусника. Листик с глянцем, ягодки с румянцем,
А сами кусточки - не выше кочки. (Рисунок 6)
1-й вед. Ты Брусника! А как ты помогаешь людям?
Брусника. Жар, головные боли, плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев, быстро забудешь о них.
1-й вед. От чего помогает брусника?
Тысячелист. Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде. (Рисунок7)
2-й вед. А чем ты можешь помочь, Тысячелистник?
Тысячелист. Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.
1-й вед. Чем полезен тысячелистник?
Ромашка. Как хорошо, что все вместе мы собрались на этой поляне.
(Мальчик гуляет по поляне, не замечая, как топчет растения)
1-й вед. Стой! Посмотри, что ты делаешь?
Мальчик. Я? Гуляю! А что?
2-й вед. Оглянись и посмотри, что ты натворил!
Мальчик. Ну и что. Они все равно не красивые, да и кому они нужны.
1-й вед. Они лекарственные растения. Они нужны всем. Ими люди лечатся.
Мальчик. От чего лечатся?
Растения. Подорожник останавливает кровь, ромашка и мать-и-мачеха помогают победить кашель, брусника и шиповник спасают от температуры.
Мальчик. Большое вам спасибо. Я ведь ничего не знал.
Учитель: Какие правила надо знать, чтобы сохранялись природные сокровища?
Дети: - В природе, на лугу, в ле6су нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
-Нельзя срывать растения для букетов.
- Собирать лекарственные растения в тех местах, где их много.
- Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять и в природе, чтобы они размножались.
Учитель. Ребята, а еще какие лекарственные растения вы знаете?
Береза. Ванны из молодых листьев березы рекомендуют при ревматизме, свежие молодые листья прикладывают к телу при радикулитах, воспалении суставов.
Калина. В калине содержится витамин С, настои цветков пьют при простуде, одышке, в нем купают детей при диатезах.
Малина. В малине много сахара, витамин С и немного витаминов группы В. Чай и настой плодов малины - прекрасное жаропонижающее и потогонное средство при простуде.
Рябина. Полезна рябина при диабете, и ожирении.
Черемуха. Черемуху употребляют при расстройствах кишечника в виде отвара или настоя.
Шиповник. Из плодов шиповника готовят много поливитаминных препаратов - сиропы, пилюли,
Отвар в домашних условиях. Пьют при малокровии, простудных заболеваниях.
Клюква. В ягодах содержится 5% сахара, много калия, витамин С, В(2) В(1). Клюквенные напитки очень полезны. Их дают людям, перенесшим тяжелые операции. Соком клюквы можно удалять веснушки, пигментные пятна.
Алоэ. Используют для лечения незаживающих ран. Разрезанные листья алоэ прикладывают к болячкам.
Смородина. Очень много витаминов. В ягодах найдены антибиотики, микроэлементы. Медики считают их мощным профилактическим средством против инфекционных и лучевых заболеваний. Сок из ягод красной и белой смородины тоже целебны: они снижают температуру, улучшают аппетит, повышают работоспособность человека.
Лопух. Свежий лист лопуха помогает снять головную боль, избавиться от болей при радикулите.
Чистотел. Соком чистотела сводили бородавки, для уничтожения мозолей, веснушек. Он еще и ядовит, надо об этом помнить.
Мята. Мяту применяют в виде настоек, таблеток, капель в качестве болеутоляющего, при зубной боли.
Сколько в мире трав полезных
Всех их даже не перечесть.
Помогают нам от болезней
Только надо их беречь.
А теперь поиграем в игры.
Игра "Узнай растение".
Дети должны узнать виды сушеных растений проживающей местности. (Использовать гербарий)
Игра "Кто узнает".
Карточки с рисунками растений и карточки с их названиями. Надо к картинкам подобрать названия. (На отдельных карточках рисунки растений и названия растений)
Игра "Кто вперед"
Участвуют три человека. Условия игры: участник делает шаг вперед и называет лекарственное растение, затем следующий участник. Участник не сумевший назвать слово пропускает ход. Кто дальше уйдет.
Кроссворд зеленая аптека.
Вопросы: 1. Эта ягода - вкусное лакомство; листья ее могут заменить чай, а сама ягода применяется в косметических целях и в медицине. (земляника)
2. Соком этого овоща промывают нос при насморке. (Свекла)
3. Ягоды этого растения, а также варенье из них используют в качестве жаропонижающего средства. (малина)
4. Это дерево - настоящий зеленый целитель: в медицине применяют его листья, почки, кору, сок.
(береза)
5. Хорошее средство для профилактики и быстрого излечения гриппа. (Чеснок)
6. "Кошачья трава" применяется как успокаивающее и противовоспалительное средство.(валериана)
7. Лекарственное растение с освежающим вкусом; его добавляют в чай, применяют как успокаивающее средство. (мята)
8. Эта жгучая трава применяется при болезнях кожи, ранах, ожогах, выпадении волос, а ранней весной ее можно использовать в пищу. (крапива)
9. Зрелые высушенные плоды этого растения богаты витамином С, из них готовят настои и сиропы. (Шиповник)
10. Научное название этого ядовитого растения происходит от греческого слова "ласточка", а само название говорит о его применении. (чистотел)
11. Настоящий витаминный чемпион среди овощей. (перец)
12. Этот овощ улучшает аппетит, используется для профилактики гриппа, лечения гнойничковых заболеваний кожи. (лук)
13. По ней принято гадать, а ее цветы применяют в лечебных целях в качестве успокаивающего, противовоспалительного средства. (ромашка)
Учитель. Молодцы, ребята! Давайте вспомним о чем сегодня говорили? Каких лекарственных растений запомнили? От чего они помогают. Растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.
Ромашка.
Увидел молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава.
Брусника.
Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Шиповник.
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Подорожник.
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей -
Все, что зовется Родиной твоей!
Список использованной литературы.
- Педсовет №6, 2003г. Праздник "Зеленая аптека" М.М.Ушакова.
- Педсовет №4, 2008г. "Ускоренная помощь" О.Н.Ягодская.