Урок-эстафета "Звездный час" по теме "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи: (слайд № 2 и № 3)

  • повторить и обобщить знания учащихся по теме "Древняя Греция";
  • развивать умения обучающихся работать с картой; давать определения понятиям;
  • соотносить исторических деятелей с историческими событиями;
  • воспитывать уважение и интерес учащихся к предмету;
  • систематизировать знания учащихся о странах и событиях эпохи древности и античности; развивать у ребят принципы коллективной деятельности. способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Оборудование: контурная карта Греции, изображения исторических деятелей, раздаточный материал, карточки, изображения Зевса и Афины на ватмане, предметы и изобретения древности, игровое поле-лабиринт.

Эксперты: учащиеся старших классов.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя посвящено целям и задачам урока, объяснению правил игры, представление экспертов.

Учитель обращает внимание на то, что каждый ученик, правильно отвечая, не только приносит балл команде, но и зарабатывает очки в личном первенстве, это будет также оценено на оценку "хорошо" и "отлично".

Игра.

Конкурс "Оживи картину" (слайд № 4 и №5)

Каждая команда получает контурную карту Греции и листок с заданием (на интерактивную доску выводится карта Древней Греции).

Задание:

  1. Надпиши название полуострова в Европе, на котором более 3,5 тысяч лет назад жили греческие племена4
  2. Надпиши греческие города, обозначенные цифрами;
  3. Надпиши название моря, которое, согласно мифу, носит имя утонувшего в нем царя;
  4. Какой богатый город был разрушен греками около 1200 года до н.э.?
  5. Надпиши название острова, цари которого во 2 тысячелетии до н.э. создали сильнейший флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властвовать на всем Эгейском море.

После выполнения задания листочки передаются экспертам для проверки, а учитель "оживляет" карту на доске (с показом и рассказом по карте Греции).

2) Конкурс "Пирамида вопросов" (конкурс капитанов) - слайд №6

На листе ватмана изображена пирамида, состоящая из отдельных блоков, на каждом блоке с обратной стороны записан тестовый вопрос с вариантами ответов. Задача команд: сложить пирамиду из отдельных кусочков-блоков, при этом читая вопрос и отвечая на него. На доске выводится название конкурса (приложение №1)

Вопросы:

1) древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:

а) Междуречье; б) Египет; в) Финикия.

2) столица Персидского царства:

а) Вавилон; б) Иерусалим; в) Персеполь.

3) гора, к которой пристал Ноев ковчег после потопа:

а) Синай; б) Арарат; в) Иерихон.

4) какую державу древнего мира называли "царством стран"?

а) Израиль; б) Персию; в) Китай.

5) в какой стране правители считали себя государями "Поднебесной"?

а) Китае; б) Индии; в) Ассирии.

6) какая страна является родиной письменных законов7

а) Ассирии; б) Вавилон; в) Китай.

7) на каком острове находился знаменитый лабиринт?

а) Родос; б) Кипр; в) Крит.

8) где проходили Олимпийские игры?

а) на горе Олимп; б) в Олимпии; в) в Афинах.

9) к какому городу относятся эти названия: Агора, Керамик, Акрополь?

а) Афины; б) Спарта; в) Пирей.

10) река, до берегов которых, дошел Александр Македонский:

а) Тигр; б) Инд; в) Ганг.

Эксперты подсчитывают количество правильных ответов, данные капитанами команд.

3) Конкурс "Исторические события" (слайды №7-12)

Каждая команда получает карточки, на которых указаны события из истории Древней Греции. Ученики должны указать даты событий (задание выводится на доску).

  1. Реформы Солона -
  2. Первые Олимпийские игры -
  3. Марафонская битва -
  4. Саламинское сражение -
  5. Избрание Перикла первым стратегом -
  6. Битва близ города Херонея -
  7. Битва при Гавгамелах -

Выполненные работы передаются экспертам, а учитель на доске выводит правильные ответы(слайд № 5).

4) Конкурс "Пантеон открытий" (слайд №13)

На данном этапе ребятам предлагается узнать, какому государству принадлежат предметы , расположенные на столе(лучше предметы доставать по одному из красиво оформленного ящичка).

А) чай, компас, бумага, шелк -

Б) цифры, шахматы, хлопок, сахар -

В) стекло(зеркало) -

Г) оливковое масло -

Д) железный гвоздь -

Е) монета -

5) Конкурс " Историческая личность" : (слайд №14)

На стенде вывешиваются листочки с именами и изображениями исторических деятелей: Солон, Фемистокл, Перикл, Демосфен, Александр Македонский, Геродот.

Вопросы:

Поверьте, мне было нелегко:Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь! (Солон)

Много лет я был у власти и получил ее не по наследству, подобно персидскому царю. Меня облекли доверием гончары и оружейники, каменотесы и кузнецы.. Противники дразнили меня луковицеголовым. Глупцы! Над внешностью смеяться стыдно даже детям. Судите обо мне по моим делам: в жизни я знал единственную цель - величие Афин.

О человеке можно составить мнение и по его друзьям. Моими были Фидий и Геродот. Имена наши вошли в историю и всем известны. Не так ли? (Перикл)

3. "Отец истории" (Геродот)

4. В ужасные времена я возглавил афинский демос. Когда Эллада была полна предателями. Я всю жизнь боролся против сильнейшего врага. Разил его словом, а когда война стала неизбежной, то взялся за оружие и принял неравный бой. Мы проиграли и лишились той наивысшей ценности, которой обладали. Но уважение потомков, согласитесь, осталось с нами. (Демосфен)

5. " Власть над миром - вот мой удел" (Македонский)

6. Я жил в трудное для Греции время. Сильнейший враг стремился захватить мою родину. В тяжелом бою нам удалось победить. Народ ликовал. Но я понимал - главные испытания еще впереди, поэтому обратился к эллинам со словами: " Наша родина разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны объединиться". (Фемистокл)

6) Конкурс " Стена понятий" (слайд №15)

Перед ребятами изображение Великой Китайской стены, у которой некоторые кирпичики прикреплены иголками. "Разбирая" стену "по кирпичикам", ребята читают понятия с обратной стороны, и дают ему объяснение.

Понятия:

Апостол - ученик Иисуса Христа;

Архонт - один из девяти правителей в Афинах;

Библия - священная книга христиан;

Бронза - сплав меди и олова;

Вельможи - знатные люди, царские советники;

Демократия - власть народа;

Император - правитель, обладающий неограниченной властью.

Жрецы - служители Бога;

История - наука о прошлом и настоящем.

Мифы - рассказы о богах и героях.

Педагог - раб в Греции;

Полис - город-государство;.

Фаланга - греческое войско;

Фараон - правитель Египта;

Христианство - религия, основанная на вере в Иисуса Христа.

7) Конкурс "Храм мудрых фраз". (слайд №16-17)

Древние народы оставили нам богатое наследство не только в виде памятников и пред-

метов, но и в виде фразеологических оборотов, которыми богат наш русский язык. На данном этапе необходимо, прочитав фразу, объяснить, что она означает в настоящее время и вспомнить, с какими историческими событиями может быть связана. Фразы выносятся на доску..

1.Авгиевы конюшни -

2. Ахиллесова пята -

3. Бочка Диогена -

4. Вавилонское столпотворение -

5. Всемирный потоп -

6. Гераклов труд -

7. Драконовские законы -

8. Китайская стена -

9. Лаконическая речь -

10. Нить Ариадны -

11. Со щитом или на щите -

12. Яблоко раздора -

8) Конкурс "Семь чудес света" (слайд №18)

Задача команд заключается в следующем: из перечисленных учителем перечня исторических памятников, выбрать сооружение, которое не относится к чудесам света, описанных Антипатром Сидонским.

Каждая команда получает задание по карточке определить логические цепочки:

Египетские пирамиды, статуя Зевса, библиотека Навуходоносора, храм Артемиды;

Великая Китайская стена, Александрийский маяк, висячие сады Семирамиды, египетские пирамиды;

Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, гробница Цинь Шихуанди, Александрийский маяк;

Храм Артемиды, римский водопровод, статуя Зевса, висячие сады Семирамиды;

Колосс Родосский, Галикарнасский мавзолей, египетские пирамиды, критский лабиринт.

Затем на интерактивной доске показать все семь чудес света, а ребята должны будут их назвать (слайды №18-25).

Подведение итогов.

Учитель заслушивает экспертов о подсчете баллов команд, выясняет, сколько баллов набрала каждая команда, узнает, кто из ребят был более активным и оценивает их.

Приложение.