Цели и задачи: (слайд № 2 и № 3)
- повторить и обобщить знания учащихся по теме "Древняя Греция";
- развивать умения обучающихся работать с картой; давать определения понятиям;
- соотносить исторических деятелей с историческими событиями;
- воспитывать уважение и интерес учащихся к предмету;
- систематизировать знания учащихся о странах и событиях эпохи древности и античности; развивать у ребят принципы коллективной деятельности. способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Оборудование: контурная карта Греции, изображения исторических деятелей, раздаточный материал, карточки, изображения Зевса и Афины на ватмане, предметы и изобретения древности, игровое поле-лабиринт.
Эксперты: учащиеся старших классов.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя посвящено целям и задачам урока, объяснению правил игры, представление экспертов.
Учитель обращает внимание на то, что каждый ученик, правильно отвечая, не только приносит балл команде, но и зарабатывает очки в личном первенстве, это будет также оценено на оценку "хорошо" и "отлично".
Игра.
Конкурс "Оживи картину" (слайд № 4 и №5)
Каждая команда получает контурную карту Греции и листок с заданием (на интерактивную доску выводится карта Древней Греции).
Задание:
- Надпиши название полуострова в Европе, на котором более 3,5 тысяч лет назад жили греческие племена4
- Надпиши греческие города, обозначенные цифрами;
- Надпиши название моря, которое, согласно мифу, носит имя утонувшего в нем царя;
- Какой богатый город был разрушен греками около 1200 года до н.э.?
- Надпиши название острова, цари которого во 2 тысячелетии до н.э. создали сильнейший флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властвовать на всем Эгейском море.
После выполнения задания листочки передаются экспертам для проверки, а учитель "оживляет" карту на доске (с показом и рассказом по карте Греции).
2) Конкурс "Пирамида вопросов" (конкурс капитанов) - слайд №6
На листе ватмана изображена пирамида, состоящая из отдельных блоков, на каждом блоке с обратной стороны записан тестовый вопрос с вариантами ответов. Задача команд: сложить пирамиду из отдельных кусочков-блоков, при этом читая вопрос и отвечая на него. На доске выводится название конкурса (приложение №1)
Вопросы:
1) древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:
а) Междуречье; б) Египет; в) Финикия.
2) столица Персидского царства:
а) Вавилон; б) Иерусалим; в) Персеполь.
3) гора, к которой пристал Ноев ковчег после потопа:
а) Синай; б) Арарат; в) Иерихон.
4) какую державу древнего мира называли "царством стран"?
а) Израиль; б) Персию; в) Китай.
5) в какой стране правители считали себя государями "Поднебесной"?
а) Китае; б) Индии; в) Ассирии.
6) какая страна является родиной письменных законов7
а) Ассирии; б) Вавилон; в) Китай.
7) на каком острове находился знаменитый лабиринт?
а) Родос; б) Кипр; в) Крит.
8) где проходили Олимпийские игры?
а) на горе Олимп; б) в Олимпии; в) в Афинах.
9) к какому городу относятся эти названия: Агора, Керамик, Акрополь?
а) Афины; б) Спарта; в) Пирей.
10) река, до берегов которых, дошел Александр Македонский:
а) Тигр; б) Инд; в) Ганг.
Эксперты подсчитывают количество правильных ответов, данные капитанами команд.
3) Конкурс "Исторические события" (слайды №7-12)
Каждая команда получает карточки, на которых указаны события из истории Древней Греции. Ученики должны указать даты событий (задание выводится на доску).
- Реформы Солона -
- Первые Олимпийские игры -
- Марафонская битва -
- Саламинское сражение -
- Избрание Перикла первым стратегом -
- Битва близ города Херонея -
- Битва при Гавгамелах -
Выполненные работы передаются экспертам, а учитель на доске выводит правильные ответы(слайд № 5).
4) Конкурс "Пантеон открытий" (слайд №13)
На данном этапе ребятам предлагается узнать, какому государству принадлежат предметы , расположенные на столе(лучше предметы доставать по одному из красиво оформленного ящичка).
А) чай, компас, бумага, шелк -
Б) цифры, шахматы, хлопок, сахар -
В) стекло(зеркало) -
Г) оливковое масло -
Д) железный гвоздь -
Е) монета -
5) Конкурс " Историческая личность" : (слайд №14)
На стенде вывешиваются листочки с именами и изображениями исторических деятелей: Солон, Фемистокл, Перикл, Демосфен, Александр Македонский, Геродот.
Вопросы:
Поверьте, мне было нелегко:Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь! (Солон)
Много лет я был у власти и получил ее не по наследству, подобно персидскому царю. Меня облекли доверием гончары и оружейники, каменотесы и кузнецы.. Противники дразнили меня луковицеголовым. Глупцы! Над внешностью смеяться стыдно даже детям. Судите обо мне по моим делам: в жизни я знал единственную цель - величие Афин.
О человеке можно составить мнение и по его друзьям. Моими были Фидий и Геродот. Имена наши вошли в историю и всем известны. Не так ли? (Перикл)
3. "Отец истории" (Геродот)
4. В ужасные времена я возглавил афинский демос. Когда Эллада была полна предателями. Я всю жизнь боролся против сильнейшего врага. Разил его словом, а когда война стала неизбежной, то взялся за оружие и принял неравный бой. Мы проиграли и лишились той наивысшей ценности, которой обладали. Но уважение потомков, согласитесь, осталось с нами. (Демосфен)
5. " Власть над миром - вот мой удел" (Македонский)
6. Я жил в трудное для Греции время. Сильнейший враг стремился захватить мою родину. В тяжелом бою нам удалось победить. Народ ликовал. Но я понимал - главные испытания еще впереди, поэтому обратился к эллинам со словами: " Наша родина разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны объединиться". (Фемистокл)
6) Конкурс " Стена понятий" (слайд №15)
Перед ребятами изображение Великой Китайской стены, у которой некоторые кирпичики прикреплены иголками. "Разбирая" стену "по кирпичикам", ребята читают понятия с обратной стороны, и дают ему объяснение.
Понятия:
Апостол - ученик Иисуса Христа;
Архонт - один из девяти правителей в Афинах;
Библия - священная книга христиан;
Бронза - сплав меди и олова;
Вельможи - знатные люди, царские советники;
Демократия - власть народа;
Император - правитель, обладающий неограниченной властью.
Жрецы - служители Бога;
История - наука о прошлом и настоящем.
Мифы - рассказы о богах и героях.
Педагог - раб в Греции;
Полис - город-государство;.
Фаланга - греческое войско;
Фараон - правитель Египта;
Христианство - религия, основанная на вере в Иисуса Христа.
7) Конкурс "Храм мудрых фраз". (слайд №16-17)
Древние народы оставили нам богатое наследство не только в виде памятников и пред-
метов, но и в виде фразеологических оборотов, которыми богат наш русский язык. На данном этапе необходимо, прочитав фразу, объяснить, что она означает в настоящее время и вспомнить, с какими историческими событиями может быть связана. Фразы выносятся на доску..
1.Авгиевы конюшни -
2. Ахиллесова пята -
3. Бочка Диогена -
4. Вавилонское столпотворение -
5. Всемирный потоп -
6. Гераклов труд -
7. Драконовские законы -
8. Китайская стена -
9. Лаконическая речь -
10. Нить Ариадны -
11. Со щитом или на щите -
12. Яблоко раздора -
8) Конкурс "Семь чудес света" (слайд №18)
Задача команд заключается в следующем: из перечисленных учителем перечня исторических памятников, выбрать сооружение, которое не относится к чудесам света, описанных Антипатром Сидонским.
Каждая команда получает задание по карточке определить логические цепочки:
Египетские пирамиды, статуя Зевса, библиотека Навуходоносора, храм Артемиды;
Великая Китайская стена, Александрийский маяк, висячие сады Семирамиды, египетские пирамиды;
Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, гробница Цинь Шихуанди, Александрийский маяк;
Храм Артемиды, римский водопровод, статуя Зевса, висячие сады Семирамиды;
Колосс Родосский, Галикарнасский мавзолей, египетские пирамиды, критский лабиринт.
Затем на интерактивной доске показать все семь чудес света, а ребята должны будут их назвать (слайды №18-25).
Подведение итогов.
Учитель заслушивает экспертов о подсчете баллов команд, выясняет, сколько баллов набрала каждая команда, узнает, кто из ребят был более активным и оценивает их.