Урок развития речи в 5-м классе по теме "Разговорный и книжные стили речи" в технологии РКМЧП (по программе М.М. Разумовской)

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • Научить различать речь книжную и разговорную, познакомить с отличительными признаками книжной и разговорной речи;
  • Развивать воображение, творческие способности, коммуникативные компетенции;
  • Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: дидактический раздаточный материал с текстами и таблицей, карточки с лингвистическими терминами.

Ход урока

Стадия "Вызов".

А). Целеполагание. Прием "Ключевые слова".

Сегодня на роке мы продолжим знакомство со стилями речи. Тема нашего урока "Разговорная и книжная речь" (запись темы в тетрадь).

Предположите, какие из слов, фраз, символов, расположенных на доске нам понадобятся сегодня на уроке.

Карточки на доске:

Морфология

Речевая ситуация

Стилистика

Суффикс

Текст

Наречие

Стиль речи

1 - много

Неофициальная обстановка

Официальная обстановка

Цель общения

Транскрипция

Подлежащее

Орфограмма

Ученики. Выбирая тот или иной лингвистический термин, обосновывают свой выбор, используя образец рассуждения "Я выбираю :, потому что :". (Образец можно озвучить или записать на доске в зависимости от уровня класса)

Выбранные термины остаются на доске, остальные убираются.

- Разбейте оставшиеся слова, фразы на группы. Какие группы вы предложили бы сформировать из оставшихся карточек? Почему? (Варианты могут быть разными; главное, чтобы дети обосновали свою позицию).

Какие слова, фразы вы используете, чтобы сформулировать задачи урока? (Научиться различать книжные и разговорный стили речи, выявить различия в речевой ситуации этих стилей).

Стадия "Осмысление".

Постановка проблемы.

Сравним два текста

Оля, а кто такой Тимур?

Это не бог, это один царь такой, - :неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.

Тимур (Тамерлан) - один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир (с 1370). Создатель крупной державы со столицей в Самарканде. Основатель династии тимуридов. Его завоевательные походы отличались жестокостью даже по средневековым меркам.

Прочитайте тексты.

- Что общего в этих текстах? (Тема и основная мысль).

- Почему, говоря об одном и том же, выражая одну и ту же мысль, тексты совершенно разные? (Разная речевая ситуация). Если тексты используются в различных речевых ситуациях, значит эти тексты разных стилей. Предположите, какой из текстов относится к книжному стилю, а какой - к разговорному.

Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение нам нужно знать отличительные признаки этих стилей. Чтобы определить их, обратимся к тексту известного лингвиста Д.Розенталя

Работа с текстом. Прием "Сравнительная (системная) таблица"

Чтение текста (раздаточный материал). Подразумевается работа в группах.

Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны - при выступлении с докладом на уроке или заседании какого-либо кружка.

В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь.

Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.

Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой.

Д.Розенталь

Заполните таблицу, используя информацию данную в тексте.

Признаки. Разговорная речь. Книжная речь.
Где пользуемся языком?    
Обдумываем ли заранее мысли?    
Отбираем ли заранее языковой материал?    
Как чувствуем себя в разговоре    
Какие слова употребляем?    
Какие грамматические формы и построения используем?    
Следим ли за правильностью произношения и ударения?    

Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет один отличительный признак, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным пунктам таблицы.

Используя материал таблицы, составьте рассказ о книжном и разговорном стилях. (Выслушивается 1-2 варианта)

В.. Творческая работа с текстом. Прием "Метаморфозы".

Чтение текста (раздаточный материал). Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения.

Двое на одного.

Вышел я на поляну : и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный стиль)

Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность)

Примерный вариант полученного текста.

Двое на одного.

Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль)

Стадия "Рефлексии".

Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. Смогли ли мы решить поставленные задачи? Изобразим схематически полученные на уроке знания. Я предлагаю закончить схему:

Стили речи.

Книжный

РС 1 - :
2 - :

(1 - много, о/о)

Разговорный

РС 1 - :
2 - :

(1-1, н/о)

Домашнее задание.

Найти примеры текстов разговорного и книжного стиля и доказать их стилевую принадлежность.