Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Зачастую дети испытывают затруднения при формировании элементарных математических представлений. Им сложно воспринимать сухой язык цифр и чисел.
Как было бы хорошо, чтобы одновременно с обучением дети испытывали радость познания, самоутверждение, получали положительный эмоциональный заряд.
И, пожалуй, методика обучения счету Н.А. Зайцева является одной из самых ярких, при помощи которой удается с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения многими умениями с числами.
Факультатив "Считалочка", разработанный на основе методики Зайцева поможет облегчить введение ребенка в сложный мир математики и сделать ее изучение интересным и увлекательным.
Цель данного факультатива - обучение детей счету в пределах 100.
Задачи:
- Связать воедино звуковой, количественный и цифровой образ числа.
- Закрепить навыки сложения и вычитания чисел.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволит в дальнейшем дошкольникам овладеть основами математики.
Основным практическим пособием является числовая таблица и карточки с числами от 0 до 100 с квадратиками, соответствующими их количеству, разработанные Н.А. Зайцевым.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей программа факультатива предполагает освоение материала детьми, начиная с механического запоминания таблицы, завершая его сложением и вычитанием двузначных чисел.
Игры и упражнения подобраны с учетом личностно - ориентированного подхода для детей седьмого года жизни.
Программа включает в себя учебно - тематический план факультатива, рассчитанный на 18 часов.
Продуманы условия, необходимые для реализации программы.
Программа факультатива даст возможность расширить рамки раздела "Элементарные математические представления", предусмотренного программой "Радуга".
Ожидаемый результат.
Дети успешно овладеют счетом в пределах 100, приемами сложения и вычитания двузначных чисел.
Разовьют пространственные представления.
Научатся логически рассуждать, находить способы решения задач.
Подготовятся к дальнейшему успешному образованию.
Учебно - тематический план с детьми 7 года жизни.
Название темы | Общее количество часов | Практических | Контрольных |
Знакомство с числовой таблицей. | 5 | 5 | |
Занимательные карточки. | 7 | 7 | |
Операции с числами. | 4 | 8 | |
Задачи и индивидуальная работа для детей, усвоивших программу факультатива. | 1 | 1 | |
Итоговое. | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 18 | 18 | 1 |
Содержание программы
(Занятия 1 - 5)
Знакомство с числовой таблицей.
Счет от начала до конца ленты от 0 до 100.
Счет десятками.
Упражнение "Покажи, сколько тебе лет (маме, папе)?
Упражнение "Назови и покажи номер твоей квартиры, дома".
Упражнение "Кто знает, где 67?"
(Занятия 6 - 12)
Занимательные карточки.
Составление разрезной таблицы.
Упражнение "Найди такую же карточку как у меня".
Упражнение "Определи число по квадратикам".
Упражнение "Сравни два числа".
Упражнение "Разложи карточки по возрастающей (по убывающей).
Упражнение "Выкладывание числовых рядов".
(Занятия 13 - 17)
Операции с числами.
Счет двойками, тройками и т.д. по рядам.
Сложение и вычитание чисел по таблице.
Задачи и индивидуальная работа для детей, усвоивших программу факультатива.
(Занятие 18)
Итоговое.
Условия реализации программы
Занятие проводит воспитатель, имеющий профессиональное образование.
Хорошо освещенная, оборудованная настенной доской, групповая комната.
Наличие материальной базы.
Продуманная развивающая среда.
ТСО.
Числовая таблица (наглядное пособие).
Библиотека методической литературы.
Календарно тематический план.
№ | Содержание | Сроки |
1. | Счет от начала до конца ленты от 0 до 100. | Сентябрь 1 и 3 недели |
2. | Счет десятками. Прямой и обратный. | Октябрь 1 и 3 недели |
3. | Упражнение "Покажи, сколько тебе лет (маме, папе). Назови и покажи номер дома, квартиры", "Кто знает, где 67?" | Ноябрь 1 неделя |
4. | Упражнение "Найди такую же карточку как у меня", "Определи число по квадратикам", "Найди число по квадратикам". | Ноябрь 3 неделя |
5. | Составление разрезной таблицы. | Декабрь 1 и 3 недели |
6. | Упражнение "Сравни два числа". | Январь 1 неделя |
7. | Разложи карточки по возрастающей (по убывающей)". | Январь 3 неделя |
8. | Выкладывание числовых рядов: 3, 13,23,33,... | Февраль 1 неделя |
9. | Счет двойками, тройками и т.д. по рядам. | Февраль 3 неделя |
10. | Сложение. | Март 1 и 3 недели |
11. | Вычитание. | Апрель 1 и 3 недели |
12. | Задачи и индивидуальная работа для детей, усвоивших программу факультатива. | Май 1 неделя |
13. | Показ результатов обучения в итоговом занятии. | Май 3 неделя |