Цель занятия: знакомство с растительным и животным миром Африки.
Задачи:
- познакомить с растениями и животными пустыни и африканской степи; сформировать представление о взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
- развить представление детей об окружающем мире Африки;
- воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
Материалы и оборудование:
- Мультимедийный проектор. Ноутбук. Лампа настольная.
- Кусок ткани из верблюжьей шерсти. Искусственные пальмы.
- Игрушка "большой слон".
Наглядно-демонстрационный материал:
- Мультимедийная презентация.
- Карта мира.
Раздаточный материал:
- Конверты с карточками изображений животных (по количеству детей).
- Маленькие деревянные кубики.
- Задание для практической работы.
Ход занятия
Организационный момент: (1 минута)
Приветствие. Проверка детей по списку. Сообщение темы, цели занятия.
1. Вводная часть занятия. (5 минут)
Повторение раннее изученного, (животный и растительный мир разных климатических зон).
Педагог: Ребята, на прошлых занятиях мы много путешествовали, побывали на северном полюсе, в тундре и тайге, гуляли по смешанному лесу. Узнали много нового и интересного. Познакомились с различными видами растений и животных.
Вопрос. Какие растения произрастают в тундре, тайге?
(Ответы детей).
Вопрос. Какие животные водятся в этих местностях?
(Ответы детей).
Дидактическая игра.-"Кто где живёт?"
На столе лежат конверты с карточками животных и климатических зон.
Задание: каждое животное должно попасть к себе домой. Например, северный олень - в тундру.
(Разложить карточки животных по местам обитания.)
2. Основная часть. (12минут).
Педагог: "Сегодня предлагаю отправиться в путешествие в край, где никогда не бывает зимы, где всегда лето. Как вы думаете, куда? - в Африку. Мы посмотрим природу Африки, познакомимся с животными и растениями этого удивительного материка. Давайте найдём Африку на карте"
(Дети показывают на карте материк).
Педагог: "Собираемся в путь. (Имитация сбора вещей в путешествие.) Соберем вещи: солнцезащитные очки, крем, флягу с водой, фотоаппарат. Надеваем рюкзачки на плечи. Готовы? В путь!"
Посадка в самолёт (Дети рассаживаются на модель самолёта.)
Педагог: "Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.
(Ответы детей).
Пристегните ремни. Полетели!"
Слайд 1 (звуки мотора самолета) Слайд 2
Педагог: "Наш самолет летит над Африкой. Какого цвета больше всего на этом материке? - желтого. Почему?"
Ответы детей).
Слайд 3
Педагог: "В Африке много пустынь. Там находится самая большая пустыня мира - пустыня Сахара".
Слайд 4
Педагог: "Пустыня - от слова пусто. Песок, пыль и камни. Здесь почти не бывает дождей. Днем здесь так жарко, что на раскалённых камнях можно приготовить яичницу. Как вы думаете, в таких условиях могут жить растения?"
(Ответы детей).
Педагог: "Оказывается, могут. Верблюжья колючка, низкие растения с маленькими листочками и длинными корнями (длина может достигать высоты пятнадцатиэтажного дома), Такие корни нужны растениям, чтобы достать воду, которая залегает очень глубоко в пустыне".
Слайд 5
Педагог: "А это оазис - небольшой участок растительности вокруг маленького озерца или источника воды, их очень немного по всей пустыне
Слайд 6
Вокруг источника воды раскинулись финиковые пальмы.
Слайд 7
Какие плоды дает финиковая пальма?"
(Ответы детей).
Педагог: "Давайте сделаем остановку, немного прогуляемся. Обязательно надеваем шляпы и солнцезащитные очки. Прогуляемся у финиковых пальм. Ищите финики (собираем финики). Предлагаю присесть и перекусить".
Вопрос: "Можем ли мы сесть просто на песок?"
(Ответы детей).
Педагог: "Нет. Песок в пустыне очень горячий. Присядем на корточки и полакомимся финиками. (Дети садятся и имитируют перекус) Вкусно. Не зря сушеные финики называют хлебом пустыни. Жарко. Поели, а косточки от фиников мы заберём с собой. Нельзя оставлять после себя мусор".
Слайд 8
Педагог: "Смотрите! Верблюд с верблюжонком. Верблюжонок лакомится маминым молоком, это молоко любят не только верблюжата, но и люди, ведь верблюд - домашнее животное. Верблюд очень сильное и выносливое животное, он может не есть инее пить неделю, ведь в его горбу запасы, жира и воды. Как вы думаете, а почему ему не жарко?"
Педагог: "Проведём эксперимент".
Опыт. Почему верблюду не жарко?
Дети встают в круг, руки вперед, ладони кверху. Педагог подносит предварительно разогретую лампу накаливания на расстояние 10-12 см от рук детей. (Лампу, в целях безопасности, перед началом опыта отключают от источника питания)
Вопрос: "Что вы чувствуете?"
(Ответы детей).
Педагог: "А теперь покроем руки тканью из верблюжьей шерсти".
Вопрос: "Что изменилось?"
(Ответы детей).
Вывод. Шерстяная ткань защищает ваши руки от жары. Так же и длинная, густая шерсть верблюда защищает его тело от палящих солнечных лучей. Удивительно, но белого медведя шуба защищает от холода, а верблюда от жары.
Педагог: "Пора продолжить наше путешествие. Садимся в самолёт. Полетели.".
Посадка в самолёт.
Слайд 9 (звуки мотора).
Педагог: "Пустыня уступает место африканской степи. Это бескрайние, покрытые густой травой просторы".
Слайд 10.
В сухой сезон трава здесь желтая и сухая.
Слайд 11.
А после дождя она сочная и зеленая. Ведь в африканской степи всего два сезона: сухой сезон и сезон дождей. В сезон дождей полгода идет дождь. В степи почти нет деревьев. Лишь гигантские баобабы. В их огромных стволах запас воды на полгода. Листья баобаб сбрасывает летом, в отличие от наших деревьев. Это помогает ему спастись от жары. Давайте повторим его название: баобаб.
Слайд 12.
Смотрите, а это самые быстрые звери на планете - гепарды. Их скорость достигает 120 км в час.
- Быстро бегает гепард.
- Влез на ветку леопард.
Слайд 13.
.Леопард очень хорошо лазает по деревьям.
Слайд 14.
А это лев, его почти не видно среди желтой травы, ведь он хищник, он должен быть незаметным, выслеживая свою добычу. В день ему надо по 5-7 кг мяса. Леопард, гепард, лев это всё хищники.
Хищники - это животные, питающиеся другими животными.
Газели Слайд 15
Антилопы Слайд 16
Зебры Слайд 17
Это всё травоядные животные. Они питаются растениями, травой, листьями деревьев. У них много врагов в саванне. Спасают их только сильные ноги и умение быстро бегать".
Слайд 18
А кто это? (Ответы детей).
Педагог: "Жираф - самое высокое животное на земле, он ростом с двухэтажный дом. Половина роста это шея, благодаря этому жираф может срывать листья с верхушек деревьев или издалека видеть опасность. Жираф тоже травоядное животное. Еще, в Африке живут:
Бегемоты. Слайд 19
Обезьяны. Слайд 20
Носороги. Слайд 21
Животный мир Африки очень разнообразен.В Африке живёт и самое большое наземное животное - слон Слайд 22.
Давайте приземлимся и погуляем по африканской степи".
Имитация прогулки по африканской степи.
Педагог: "Смотрите, слон приветствует нас"
Педагог выносит игрушку - большого слона. Разговор со слоном-игрушкой.
Слон: "Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть!"
Дети вместе с педагогом. "Слон, слон, а зачем тебе такие большие уши?"
Слон: "Это, чтобы жарко не было. Они мне вместо веера".
Дети вместе с педагогом. "Слон, слон, а зачем тебе такие большие и толстые ноги?"
Слон. "Это, чтобы носить своё большое тело, я вешу несколько тонн".
Дети вместе с педагогом. "Слон, слон, а зачем тебе такой большой нос?"
Слон: "Этот нос называется хобот, с его помощью я собираю плоды и листья, рву траву, пью воду, переношу тяжёлые брёвна".
Слон: "Все я, да я, а теперь вы расскажите, каких животных вы в Африке повстречали?"
(Ответы детей).
Слон: "Какие вы молодцы! Вы мне очень понравились, и я приготовил вам подарки, картинки африканских зверей!"
(Слон раздает конверты с картинками травоядных и хищников).
Слон: "Пора мне дальше идти. До свидания!"
Педагог: "Нам тоже пора собираться в дорогу. Пора домой в Россию".
(Дети рассаживаются в модель самолёта).
Слайд 23(звуки мотора).
3. Заключительная часть. (7 минут)
Педагог: "Вот мы и дома! Наше путешествие закончилось".
(Дети выходят из самолета и садятся за парты).
Педагог: "Посмотрим, что подарил нам слон".
Дети рассматривают карточки животных, называют зверей.
Дидактическая игра. "Раздели животных на хищников и травоядных".
Задание: расположить три карточки хищников на желтую часть листа и четыре карточки травоядных на зелёную часть.
Педагог: "Я тоже нарисовала растения и животных Африки, но, кажется, что-то перепутала".
Практическая работа "Найди ошибку".
Детям раздаются рисунки с изображениями животных и растений, некоторые из которых не соответствуют климатическим зонам.
Задание: найти и зачеркнуть ошибочные изображения.
Подведение итогов занятия.
Вопрос? Где мы с вами побывали?
Вопрос? Какие растения мы увидели?
Вопрос? С какими животными повстречались?
(Ответы детей).