Путешествие в Африку

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: знакомство с растительным и животным миром Африки.

Задачи:

  • познакомить с растениями и животными пустыни и африканской степи; сформировать представление о взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
  • развить представление детей об окружающем мире Африки;
  • воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийный проектор. Ноутбук. Лампа настольная.
  • Кусок ткани из верблюжьей шерсти. Искусственные пальмы.
  • Игрушка "большой слон".

Наглядно-демонстрационный материал:

  • Мультимедийная презентация.
  • Карта мира.

Раздаточный материал:

  • Конверты с карточками изображений животных (по количеству детей).
  • Маленькие деревянные кубики.
  • Задание для практической работы.

Ход занятия

Организационный момент: (1 минута)

Приветствие. Проверка детей по списку. Сообщение темы, цели занятия.

1. Вводная часть занятия. (5 минут)

Повторение раннее изученного, (животный и растительный мир разных климатических зон).

Педагог: Ребята, на прошлых занятиях мы много путешествовали, побывали на северном полюсе, в тундре и тайге, гуляли по смешанному лесу. Узнали много нового и интересного. Познакомились с различными видами растений и животных.

Вопрос. Какие растения произрастают в тундре, тайге?

(Ответы детей).

Вопрос. Какие животные водятся в этих местностях?

(Ответы детей).

Дидактическая игра.-"Кто где живёт?"

На столе лежат конверты с карточками животных и климатических зон.

Задание: каждое животное должно попасть к себе домой. Например, северный олень - в тундру.

(Разложить карточки животных по местам обитания.)

2. Основная часть. (12минут).

Педагог: "Сегодня предлагаю отправиться в путешествие в край, где никогда не бывает зимы, где всегда лето. Как вы думаете, куда? - в Африку. Мы посмотрим природу Африки, познакомимся с животными и растениями этого удивительного материка. Давайте найдём Африку на карте"

(Дети показывают на карте материк).

Педагог: "Собираемся в путь. (Имитация сбора вещей в путешествие.) Соберем вещи: солнцезащитные очки, крем, флягу с водой, фотоаппарат. Надеваем рюкзачки на плечи. Готовы? В путь!"

Посадка в самолёт (Дети рассаживаются на модель самолёта.)

Педагог: "Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

(Ответы детей).

Пристегните ремни. Полетели!"

Слайд 1 (звуки мотора самолета) Слайд 2

Педагог: "Наш самолет летит над Африкой. Какого цвета больше всего на этом материке? - желтого. Почему?"

Ответы детей).

Слайд 3

Педагог: "В Африке много пустынь. Там находится самая большая пустыня мира - пустыня Сахара".

Слайд 4

Педагог: "Пустыня - от слова пусто. Песок, пыль и камни. Здесь почти не бывает дождей. Днем здесь так жарко, что на раскалённых камнях можно приготовить яичницу. Как вы думаете, в таких условиях могут жить растения?"

(Ответы детей).

Педагог: "Оказывается, могут. Верблюжья колючка, низкие растения с маленькими листочками и длинными корнями (длина может достигать высоты пятнадцатиэтажного дома), Такие корни нужны растениям, чтобы достать воду, которая залегает очень глубоко в пустыне".

Слайд 5

Педагог: "А это оазис - небольшой участок растительности вокруг маленького озерца или источника воды, их очень немного по всей пустыне

Слайд 6

Вокруг источника воды раскинулись финиковые пальмы.

Слайд 7

Какие плоды дает финиковая пальма?"

(Ответы детей).

Педагог: "Давайте сделаем остановку, немного прогуляемся. Обязательно надеваем шляпы и солнцезащитные очки. Прогуляемся у финиковых пальм. Ищите финики (собираем финики). Предлагаю присесть и перекусить".

Вопрос: "Можем ли мы сесть просто на песок?"

(Ответы детей).

Педагог: "Нет. Песок в пустыне очень горячий. Присядем на корточки и полакомимся финиками. (Дети садятся и имитируют перекус) Вкусно. Не зря сушеные финики называют хлебом пустыни. Жарко. Поели, а косточки от фиников мы заберём с собой. Нельзя оставлять после себя мусор".

Слайд 8

Педагог: "Смотрите! Верблюд с верблюжонком. Верблюжонок лакомится маминым молоком, это молоко любят не только верблюжата, но и люди, ведь верблюд - домашнее животное. Верблюд очень сильное и выносливое животное, он может не есть инее пить неделю, ведь в его горбу запасы, жира и воды. Как вы думаете, а почему ему не жарко?"

Педагог: "Проведём эксперимент".

Опыт. Почему верблюду не жарко?

Дети встают в круг, руки вперед, ладони кверху. Педагог подносит предварительно разогретую лампу накаливания на расстояние 10-12 см от рук детей. (Лампу, в целях безопасности, перед началом опыта отключают от источника питания)

Вопрос: "Что вы чувствуете?"

(Ответы детей).

Педагог: "А теперь покроем руки тканью из верблюжьей шерсти".

Вопрос: "Что изменилось?"

(Ответы детей).

Вывод. Шерстяная ткань защищает ваши руки от жары. Так же и длинная, густая шерсть верблюда защищает его тело от палящих солнечных лучей. Удивительно, но белого медведя шуба защищает от холода, а верблюда от жары.

Педагог: "Пора продолжить наше путешествие. Садимся в самолёт. Полетели.".

Посадка в самолёт.

Слайд 9 (звуки мотора).

Педагог: "Пустыня уступает место африканской степи. Это бескрайние, покрытые густой травой просторы".

Слайд 10.

В сухой сезон трава здесь желтая и сухая.

Слайд 11.

А после дождя она сочная и зеленая. Ведь в африканской степи всего два сезона: сухой сезон и сезон дождей. В сезон дождей полгода идет дождь. В степи почти нет деревьев. Лишь гигантские баобабы. В их огромных стволах запас воды на полгода. Листья баобаб сбрасывает летом, в отличие от наших деревьев. Это помогает ему спастись от жары. Давайте повторим его название: баобаб.

Слайд 12.

Смотрите, а это самые быстрые звери на планете - гепарды. Их скорость достигает 120 км в час.

- Быстро бегает гепард.

- Влез на ветку леопард.

Слайд 13.

.Леопард очень хорошо лазает по деревьям.

Слайд 14.

А это лев, его почти не видно среди желтой травы, ведь он хищник, он должен быть незаметным, выслеживая свою добычу. В день ему надо по 5-7 кг мяса. Леопард, гепард, лев это всё хищники.

Хищники - это животные, питающиеся другими животными.

Газели Слайд 15

Антилопы Слайд 16

Зебры Слайд 17

Это всё травоядные животные. Они питаются растениями, травой, листьями деревьев. У них много врагов в саванне. Спасают их только сильные ноги и умение быстро бегать".

Слайд 18

А кто это? (Ответы детей).

Педагог: "Жираф - самое высокое животное на земле, он ростом с двухэтажный дом. Половина роста это шея, благодаря этому жираф может срывать листья с верхушек деревьев или издалека видеть опасность. Жираф тоже травоядное животное. Еще, в Африке живут:

Бегемоты. Слайд 19

Обезьяны. Слайд 20

Носороги. Слайд 21

Животный мир Африки очень разнообразен.В Африке живёт и самое большое наземное животное - слон Слайд 22.

Давайте приземлимся и погуляем по африканской степи".

Имитация прогулки по африканской степи.

Педагог: "Смотрите, слон приветствует нас"

Педагог выносит игрушку - большого слона. Разговор со слоном-игрушкой.

Слон: "Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть!"

Дети вместе с педагогом. "Слон, слон, а зачем тебе такие большие уши?"

Слон: "Это, чтобы жарко не было. Они мне вместо веера".

Дети вместе с педагогом. "Слон, слон, а зачем тебе такие большие и толстые ноги?"

Слон. "Это, чтобы носить своё большое тело, я вешу несколько тонн".

Дети вместе с педагогом. "Слон, слон, а зачем тебе такой большой нос?"

Слон: "Этот нос называется хобот, с его помощью я собираю плоды и листья, рву траву, пью воду, переношу тяжёлые брёвна".

Слон: "Все я, да я, а теперь вы расскажите, каких животных вы в Африке повстречали?"

(Ответы детей).

Слон: "Какие вы молодцы! Вы мне очень понравились, и я приготовил вам подарки, картинки африканских зверей!"

(Слон раздает конверты с картинками травоядных и хищников).

Слон: "Пора мне дальше идти. До свидания!"

Педагог: "Нам тоже пора собираться в дорогу. Пора домой в Россию".

(Дети рассаживаются в модель самолёта).

Слайд 23(звуки мотора).

3. Заключительная часть. (7 минут)

Педагог: "Вот мы и дома! Наше путешествие закончилось".

(Дети выходят из самолета и садятся за парты).

Педагог: "Посмотрим, что подарил нам слон".

Дети рассматривают карточки животных, называют зверей.

Дидактическая игра. "Раздели животных на хищников и травоядных".

Задание: расположить три карточки хищников на желтую часть листа и четыре карточки травоядных на зелёную часть.

Педагог: "Я тоже нарисовала растения и животных Африки, но, кажется, что-то перепутала".

Практическая работа "Найди ошибку".

Детям раздаются рисунки с изображениями животных и растений, некоторые из которых не соответствуют климатическим зонам.

Задание: найти и зачеркнуть ошибочные изображения.

Подведение итогов занятия.

Вопрос? Где мы с вами побывали?

Вопрос? Какие растения мы увидели?

Вопрос? С какими животными повстречались?

(Ответы детей).

Приложение.