Урок гражданина

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цели:

  • дать первоначальные представления о родном крае, о Родине;
  • познакомить с понятием “государство”, “государственные символы: флаг, герб, гимн”;
  • вызвать у детей интерес к родной стране
  • прививать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Беседа

Учитель (Слайд 1)

Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!

(Ученики вместе с учителем повторяют эти слова)

Учитель Двери школьные сегодня
Раскрываются для вас.
Вы пришли сегодня в школу,
Поступили в первый класс.

Позабыли и про мячик,
И про игры во дворе:
Мы рассмотрим хорошенько
Все картинки в букваре.

Будем в школе мы читать
И писать, и считать.
Много-много будем знать,
Много будем знать.

Сколько будет два и два?
Что такое острова?
Почему медведь залег в берлогу?
Где Снегурочка живет?

Как летает самолет?
В космос первый кто открыл дорогу?
А сейчас, а сейчас –
Первый урок у нас!..

Учитель Сегодня во всех школах в первых классах проходит “Урок гражданина”.

(Чтение записи. Слайд 2).

Учитель Что это такое?
Ученики Это урок о людях нашей страны.

О том, как мы живём.

Учитель У каждого из вас есть свое имя и своя фамилия.

А что всех вас объединяет?

Ученики Мы учимся вместе.
Учитель Да, вы одноклассники. Учитесь в одном классе, в одной школе. А школа наша, где находится?
Ученики В селе.
Учитель Как называется наше село?
Ученики Наше село называется Шанино 2 (Слайд 3)
Учитель И здесь мы живем. Значит, еще все: и вы, и я, и ваши родители, ваши соседи – односельчане. Село Шанино – это наша маленькая Родина.

(Прослушивание записи песни “С чего начинается Родина”. Сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера). (Звук - слайд 3)

Учитель Так с чего начинается Родина для вас?
Ученики С моего дома.

С любимой мамочки.

Я думаю, со школы.

Учитель Из множества таких родных уголков (сел, городов) состоит наша общая, великая Родина. А кто знает, как называется наша большая страна?
Ученики Россия.
Учитель Да, это Россия (Российская Федерация).

Что за страна у нас с тобой!

Россия – большое государство.

Оно занимает огромное пространство.

(Карты: “Физическая карта России”, “Политическая карта мира”- слайд 4, 5)

Когда у берегов Балтики ещё догорает вечерняя заря, первый солнечный луч еще освещает восточный край нашей земли, мыс Дежнева. Но на Балтике, допустим, кончается воскресенье, а у дальневосточников на календаре понедельник, они уже поработали первые часы в счет нового трудового дня.

Приходит весна. На юге нашей страны уже сеют, и цветут деревья, а на севере где-нибудь у мыса Челюскин майскими днями еще бушуют метели и термометр показывает 30 градусов ниже нуля.

Вот в какой удивительной стране мы живём. Весь наш народ потрудился, чтобы она была могучей, чтобы всюду были города и села, железные дороги, чтобы самолеты могли за несколько часов перевозить людей из зимы в весну.

Строили школы, чтобы мы могли учиться.

( Слайд 6 “На стройке школы”).

Люди живут там, где им привычнее, где интереснее работать. У нас есть степи, холодная тундра, высокие горы, зеленый океан лесов, могучие реки.

(Слайд 7, 8, 9, 10 “Степь”, “Тундра”, “Горы”, “Лес”).

Богата любимая наша страна. В ее недрах (место под земной поверхностью) есть все полезные ископаемые, нужные для жизни и работы человека. Если их бережно, умно, экономно расходовать, хватит для многих поколений. И этой бережливости всем нам надо учиться с малых лет. Т.е. любить и беречь нужно свою страну, Родину. Почему?

Ученики Нужно любить Родину, потому что мы тут живём.
Учитель Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с нами, где бы мы ни жил. И у каждого она своя. Как мама. Писатель Ю. Яковлев на вопрос “С чего начинается Родина?” ответил: “Родина начинается с мамы”.

(Чтение рассказа Ю. Яковлева “Мама”).

Учитель Отсюда наш русский народ сложил много пословиц, поговорок о Родине? Ребята, кто знает?
Ученики Родина – это мать.
Учитель Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Первое в жизни – верно служить Отчизне.
Береги землю родимую, как мать любимую.

Значит, пусть мы разные, но мы – граждане России, мы все живем в одной стране.

Что нас объединяет и делает гражданами одной страны?

Это общая территория, единый язык. Это русский язык.

Все мы – для кого русский язык дорог – несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность.

Узбекский поэт Сибир Абдула говорит:

Учите русский –
годы к ряду,
с душой,
с усердием,
с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом.

В каждой стране есть главный город. Называют его столицей. Столица нашей страны – город Москва.

Сердцем Москвы является Красная площадь.

(Слайд 11“Красная площадь”).

На Красной площади самое красивое и самое важное место – Кремль. На Кремле – огромные часы, по которым сверяет время наша страна, каждый из нас.

(Звук – слайд 12 “Бой курантов”).

Также у страны есть государственные символы: флаг, герб и гимн.

(Слайд 13 “Государственные символы”).

Эти символы можно увидеть в городах и селах. Где, ребята, вы видели?

Ученики Гимн слышали по телевизору.

Флаг видели на зданиях.

Герб на монетах.

Учитель А также на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах спортсменов и пр.

Гимн – это главная песня страны. При ее исполнении нужно стоять. 1 января 2001 года гимном стало произведение, написанное С.В. Михалковым и положенное на музыку А.В. Александрова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

(Слайд 14. Прослушивание 1-го куплета Гимна).

Учитель Мы знаем, что мы граждане одной страны и нас еще объединяют законы.

В нашей стране родился человек. И с первой минуты появления на свет его жизнь, здоровье, мирный сон и радости охраняет великий закон нашего общества – Конституция России. Этот маленький гражданин пользуется всеми правами.

У нового гражданина пока только одна обязанность – хорошо кушать, прибавлять в весе и росте, вставать крепко на ноги.

Подрастает человек, произносит первое волшебное слово “мама”, постигает окружающий мир, в детском саду познает радость товарищества и дружбы, коллективизма и учится самостоятельности. И все, что его окружает: песни и музыка, танцы и хоровод, спортивная зарядка и куклы, кубики и цветные карандаши – все, что приучает к творческому труду, укрепляет здоровье, обеспечено ему тоже законом нашей страны.

Но вот наступает семилетие. В светлое сентябрьское утро идет он, в сопровождении родителей, с букетом ярких цветов в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование.

И вместе с тем на школьников возлагается первая, очень серьезная, решающая дальнейшую его судьбу гражданская обязанность – прилежно учиться, получать полноценное среднее образование. Он обязан стать образованным, много знающим человеком. Какая великая обязанность!

Главная задача школьников – старательно учиться. Вы должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были всегда красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своем рабочем месте. Правильно говорить на своем русском языке.

Для чего нужно хорошо учиться?

Ученики Учиться нужно, чтобы потом хорошо работать.
Учитель А кем вы хотите стать?
Ученики
Учитель Первоклассникам. Л. Дьяконов

Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и пловцы –
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
И директор ваш, ребята,
С букварем ходил когда-то,
И учительница ваша
Начинала точно так же…
Ваша очередь сейчас.
Год за годом промелькнет, и от школьного порога
В жизнь откроется дорога.

ИТОГ
Милые дети, вы можете гордиться именем русского. Россия могущественна, и велика ее слава. Никаких злых и нечестных дел она никогда не сделала.

Сколько потрудились русские люди, чтобы сделать нашу милую родину великой и славной страной

Ко всякому делу приучаются разные люди. Каждый должен уметь делать свое дело хорошо, тогда и вся работа пойдет хорошо и успешно и будет на пользу людям.

Учитесь и вы, милые дети, прилежней, чтобы потом уметь делать полезное дело.

И вам придется послужить своей родине.

Постарайтесь для нее. Вспомните, что она много потрудилась для того, чтобы вам теперь в ней жилось хорошо и спокойно.

Литература

  1. “Начальная школа.” -2002. -№8 -С. 3. Методические рекомендации по проведению “ Урока гражданина” в первом классе.
  2. Георгий Кублицкий. Сто народов- одна семья. – М.: Детская литература, 1987 год.