Цели:
- дать первоначальные представления о родном крае, о Родине;
- познакомить с понятием “государство”, “государственные символы: флаг, герб, гимн”;
- вызвать у детей интерес к родной стране
- прививать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Беседа
Учитель | (Слайд 1) Здравствуй, школа! (Ученики вместе с учителем повторяют эти слова) |
Учитель | Двери школьные сегодня Раскрываются для вас. Вы пришли сегодня в школу, Поступили в первый класс. Позабыли и про мячик, Будем в школе мы читать Сколько будет два и два? Как летает самолет? |
Учитель | Сегодня во всех школах в первых классах
проходит “Урок гражданина”. (Чтение записи. Слайд 2). |
Учитель | Что это такое? |
Ученики | Это урок о людях нашей страны. О том, как мы живём. |
Учитель | У каждого из вас есть свое имя и своя
фамилия. А что всех вас объединяет? |
Ученики | Мы учимся вместе. |
Учитель | Да, вы одноклассники. Учитесь в одном классе, в одной школе. А школа наша, где находится? |
Ученики | В селе. |
Учитель | Как называется наше село? |
Ученики | Наше село называется Шанино 2 (Слайд 3) |
Учитель | И здесь мы живем. Значит, еще все: и вы, и
я, и ваши родители, ваши соседи – односельчане.
Село Шанино – это наша маленькая Родина. (Прослушивание записи песни “С чего начинается Родина”. Сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера). (Звук - слайд 3) |
Учитель | Так с чего начинается Родина для вас? |
Ученики | С моего дома. С любимой мамочки. Я думаю, со школы. |
Учитель | Из множества таких родных уголков (сел, городов) состоит наша общая, великая Родина. А кто знает, как называется наша большая страна? |
Ученики | Россия. |
Учитель | Да, это Россия (Российская Федерация). Что за страна у нас с тобой! Россия – большое государство. Оно занимает огромное пространство. (Карты: “Физическая карта России”, “Политическая карта мира”- слайд 4, 5) Когда у берегов Балтики ещё догорает вечерняя заря, первый солнечный луч еще освещает восточный край нашей земли, мыс Дежнева. Но на Балтике, допустим, кончается воскресенье, а у дальневосточников на календаре понедельник, они уже поработали первые часы в счет нового трудового дня. Приходит весна. На юге нашей страны уже сеют, и цветут деревья, а на севере где-нибудь у мыса Челюскин майскими днями еще бушуют метели и термометр показывает 30 градусов ниже нуля. Вот в какой удивительной стране мы живём. Весь наш народ потрудился, чтобы она была могучей, чтобы всюду были города и села, железные дороги, чтобы самолеты могли за несколько часов перевозить людей из зимы в весну. Строили школы, чтобы мы могли учиться. ( Слайд 6 “На стройке школы”). Люди живут там, где им привычнее, где интереснее работать. У нас есть степи, холодная тундра, высокие горы, зеленый океан лесов, могучие реки. (Слайд 7, 8, 9, 10 “Степь”, “Тундра”, “Горы”, “Лес”). Богата любимая наша страна. В ее недрах (место под земной поверхностью) есть все полезные ископаемые, нужные для жизни и работы человека. Если их бережно, умно, экономно расходовать, хватит для многих поколений. И этой бережливости всем нам надо учиться с малых лет. Т.е. любить и беречь нужно свою страну, Родину. Почему? |
Ученики | Нужно любить Родину, потому что мы тут живём. |
Учитель | Родина начинается на пороге нашего
дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с
нами, где бы мы ни жил. И у каждого она своя. Как
мама. Писатель Ю. Яковлев на вопрос “С чего
начинается Родина?” ответил: “Родина начинается
с мамы”. (Чтение рассказа Ю. Яковлева “Мама”). |
Учитель | Отсюда наш русский народ сложил много пословиц, поговорок о Родине? Ребята, кто знает? |
Ученики | Родина – это мать. |
Учитель | Одна у человека родная мать, одна у него
и Родина. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Первое в жизни – верно служить Отчизне. Береги землю родимую, как мать любимую. Значит, пусть мы разные, но мы – граждане России, мы все живем в одной стране. Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык. Это русский язык. Все мы – для кого русский язык дорог – несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. Узбекский поэт Сибир Абдула говорит:
В каждой стране есть главный город. Называют его столицей. Столица нашей страны – город Москва. Сердцем Москвы является Красная площадь. (Слайд 11“Красная площадь”). На Красной площади самое красивое и самое важное место – Кремль. На Кремле – огромные часы, по которым сверяет время наша страна, каждый из нас. (Звук – слайд 12 “Бой курантов”). Также у страны есть государственные символы: флаг, герб и гимн. (Слайд 13 “Государственные символы”). Эти символы можно увидеть в городах и селах. Где, ребята, вы видели? |
Ученики | Гимн слышали по телевизору. Флаг видели на зданиях. Герб на монетах. |
Учитель | А также на границе нашей Родины, на
форме защитников Отечества, на российских
космических кораблях, на скафандрах космонавтов,
на костюмах спортсменов и пр. Гимн – это главная песня страны. При ее исполнении нужно стоять. 1 января 2001 года гимном стало произведение, написанное С.В. Михалковым и положенное на музыку А.В. Александрова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом. (Слайд 14. Прослушивание 1-го куплета Гимна). |
Учитель | Мы знаем, что мы граждане одной страны и
нас еще объединяют законы. В нашей стране родился человек. И с первой минуты появления на свет его жизнь, здоровье, мирный сон и радости охраняет великий закон нашего общества – Конституция России. Этот маленький гражданин пользуется всеми правами. У нового гражданина пока только одна обязанность – хорошо кушать, прибавлять в весе и росте, вставать крепко на ноги. Подрастает человек, произносит первое волшебное слово “мама”, постигает окружающий мир, в детском саду познает радость товарищества и дружбы, коллективизма и учится самостоятельности. И все, что его окружает: песни и музыка, танцы и хоровод, спортивная зарядка и куклы, кубики и цветные карандаши – все, что приучает к творческому труду, укрепляет здоровье, обеспечено ему тоже законом нашей страны. Но вот наступает семилетие. В светлое сентябрьское утро идет он, в сопровождении родителей, с букетом ярких цветов в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. И вместе с тем на школьников возлагается первая, очень серьезная, решающая дальнейшую его судьбу гражданская обязанность – прилежно учиться, получать полноценное среднее образование. Он обязан стать образованным, много знающим человеком. Какая великая обязанность! Главная задача школьников – старательно учиться. Вы должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были всегда красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своем рабочем месте. Правильно говорить на своем русском языке. Для чего нужно хорошо учиться? |
Ученики | Учиться нужно, чтобы потом хорошо работать. |
Учитель | А кем вы хотите стать? |
Ученики | … |
Учитель | Первоклассникам. Л. Дьяконов
|
ИТОГ | |
Милые дети, вы можете гордиться именем
русского. Россия могущественна, и велика ее
слава. Никаких злых и нечестных дел она никогда
не сделала. Сколько потрудились русские люди, чтобы сделать нашу милую родину великой и славной страной Ко всякому делу приучаются разные люди. Каждый должен уметь делать свое дело хорошо, тогда и вся работа пойдет хорошо и успешно и будет на пользу людям. Учитесь и вы, милые дети, прилежней, чтобы потом уметь делать полезное дело. И вам придется послужить своей родине. Постарайтесь для нее. Вспомните, что она много потрудилась для того, чтобы вам теперь в ней жилось хорошо и спокойно. |
Литература
- “Начальная школа.” -2002. -№8 -С. 3. Методические рекомендации по проведению “ Урока гражданина” в первом классе.
- Георгий Кублицкий. Сто народов- одна семья. – М.: Детская литература, 1987 год.