Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии

Разделы: Биология


В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. В решении этой проблемы большое значение имеет непосредственное общение человека с природой, помогут тут экологические тропы.

Создавая экологические тропы многие преподаватели, не обращают внимания на правила создания. И зачастую тропы являются лишь набором станций, через которые проходят группы учащихся. Они же (учащиеся) даже не принимают участие в создании тропы.

Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

"Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения" [20].

Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и - самое важное - принять посильное участие в трудовых природо-охранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности - убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.

Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Любая экологическая тропа должна обладать следующими свойствами (на примере экотропы "Малокармалинская":

  1. Доступность. Село Малые Кармалы расположено в 25 км от п. Ибреси. В село ведет асфальтированная дорога, можно добраться на маршрутных автобусах. Есть участки леса испытывающие малое антропогенное воздействие.
  2. Привлекательность и эстетическая выразительность. Здесь наблюдается большое разнообразие растительного и животного мира, разные биогеоценозы (болота, луга смешанные и хвойные леса, глубокие овраги и пруды).
  3. Информационная емкость. Экологическая тропа проходит через культурные поля, пастбища, луга, долину реки Кубня, лес, болото, лесные поляны, где можно работать как с младшеклассниками, так и старшеклассниками.

Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда.

Рассмотрим пример школьной экологической тропы на примере экотропы "Малокармалинская".

Описание экологической тропы "Малокармалинская"

В переделах экологической тропы выделено три маршрута. Маршруты 1 и 2 предназначены для экскурсий продолжительностью до 2 часов. Маршрут 3 - для экскурсий продолжительностью 3 - 5 часов. Информационная ёмкость его значительно выше.

На каждом маршруте имеются свои остановки-станции для знакомства с интересными объектами.

Первая станция. Начало всех маршрутов. Здесь проводиться вводная беседа, рассказывается о целях и задачах экскурсий, даются инструктажи по технике безопасности и правилам поведения. На этой же станции можно узнать много интересного, познакомиться с растениями, поселяющимися рядом с человеком, выбравшим из двух зол наименьшее: большое зло - конкуренция с другими растениями, меньшее - неблагоприятные воздействия со стороны человека при отсутствии более сильных растений-конкурентов. Это зло, благодаря специальным приспособлениям, не оказывается для них гибельным! Придорожные растения лежат или почти лежат на земле, вытаптывание и скусывание не представляют для них большой опасности. У подорожника и одуванчика прикорневая розетка затеняет около себя почву и содействует сохранению в ней влаги, препятствует прорастанию семян других растений. У некоторых растений - спорыша, клевера ползучего - стелются по земле, а по всей длине стебля - мелкие листья. Ромашка пахучая имеет упругий подлинный стебель, а листовые пластинки мелко рассечены и практически не разрываются. Свои приспособления у гусиной лапчатки - вегетативное размножение. У мятлика однолетнего короткий стебель, легко пригибаемый к земле при наступлении на него. На пустырях, вдоль заборов растения другие - высокие, большие с наличием вооружения в виде колючек (бодяк, чертополох), а у крапивы и химическое вооружение. Получается, большой биологический интерес представляет самая близкая к нам растительность: около домов, по дорогам, на пустырях.

Вторая станция. Родник. Расположен на территории села Малые Кармалы. Здесь можно наблюдать выход грунтовых вод на поверхность, провести беседу об охране вод, о гигиенических требованиях к воде.

Третья станция. Озеро Нижнее. На самом деле это пруд. Плотина построена на реке Кубня. За последние несколько лет этот водоем менялся. В начале плотину открыли, выпустили воду. Сколько рыбы тогда погибло! Постепенно водоем стал зарастать, водная глубина сильно уменьшилась, выжила сорная рыба.

На экскурсиях были замечены бобровые плотины, но самих бобров не удалось увидеть.

В этом году вода поднялась, площадь водной глади увеличилась. Здесь тоже можно увидеть много интересного. Это растения связавшие свою жизнь с водой: камыши, рогоз, частуха подорожниковая, ряска, элодея, водяная сосенка (хвостник обыкновенный). Элодеи лет десять назад не было, а сейчас она выстилает дно водоема. Вот тебе и иностранка! Она была завезена из Америки. Можно увидеть интересное приспособление от недостатка воздуха - рыхлые ткани с большим количеством воздухополостных полостей. Для Робинзонов тоже найдется вопрос: "Какие растения спасут от голода?" (Молодые побеги тростника, корневища рогоза, камыша).

Вдоль берега можно обнаружить раковины прудовика большого, беззубки. Но самое интересное - это ондатры, за которыми иногда удается понаблюдать или в воде, или на лугу. Завораживают постройки ондатр - хатки, подземные ходы. Зимой, когда лед еще прозрачный, можно видеть их подо льдом. Чуть выше по реке Кубне есть следы деятельности бобров. Весной сюда прилетают цапли, иногда можно увидеть и белых лебедей. Осенью часты утки-кряквы. По берегам пруда растет пустырник, чистотел, мята, а в расположенном на западном берегу лесе - брусника, черника, мох кукушкин лен, плаун булавовидный; папоротники: орляк, страусопёр; много купальниц, медуниц и т.д., грибы - чага, трутовики, маслята, дождевики, мухоморы, опята.

Четвертая станция. Луга. На лугу знакомимся с многообразием травянистых растений. По семейному составу, преобладающими растениями являются злаки, из них - многолетники: мятлик обыкновенный, полевица обыкновенная, мятлик луговой. Здесь же встречаются и бобовые: клевер луговой, клевер розовый, клевер ползучий, горошек мышиный, котики; из астровых - тысячелистник обыкновенный; из зонтичных - бедренец-камнеломка, тмин; из розоцветных - манжетка, лапчатка гусиная; из гвоздичных - травянка, смолевка. На лугах можно проследить процесс естественного ухудшения, из-за заселения мхами, и ухудшения, создаваемые деятельностью человека (несвоевременный выпас скота). Здесь можно увидеть кротовины и птиц: трясогузки, чибисы, ласточки.

Пятая станция. Поля. На этой станции можно познакомиться с сорняками. Тот факт, что сорняки упорно существуют и размножаются, несмотря на то, что человек постоянно обрабатывает землю, свидетельствует о наличие у них специальных приспособлений. Наиболее злостные сорняки - бодяк полевой, пырей обыкновенный, осот полевой, вьюнок полевой, хвощ полевой. У бодяка корень углубляется в почву до 6 м., и дает много боковых ответвлений. Если порезать корень на куски (например, при вспашке) это послужит лишь толчком к тому, что почки возобновления тронуться в рост. Отрезки корня осота в размере 3 см прорастают в количестве 45 %. Корни осота очень хрупки и очень быстро разламываются. Обломок корня вьюнка длиной в 5 см дает несколько побегов, а если верхушки этих побегов при выработке почвы срезают, то они дают еще большую поросль. Сорняки, размножающиеся семенами, отличаются чрезвычайной плодовитостью, во много раз преобладающей плодовитость культурных растений. Семена сорняков сохраняют всхожесть несколько лет, имеют свойство недружно прорастать. Часто семена сорных растений близки по форме и размерам семенам культурных растений.

Шестая станция. Река Кубня. Берет начало в Липовских лесах, в болотистой местности. В настоящее время достаточно чистая, т.к. вдоль нее нет ферм, поля давно не удобряются. Дно реки песчаное. Здесь можно найти двустворчатых моллюсков: горошинку, беззубку, в старицах реки - личинок стрекоз, ручейников. Встречается спирогира.

Седьмая станция. Хaмaшлу. Это прекрасный уголок не только для познавательных целей, но и для отдыха. Здесь протекает река Кубня. Вода чистая, можно использовать для приготовления пищи. Несколько лет назад здесь была плотина, образовался большой пруд, много было рыбы, но потом, во время ледохода, плотину прорвало и сейчас можно наблюдать, как территория эта зарастает кустарниками и деревьями. Река образовала здесь множество стариц. На этих старицах растет белокрыльник болотный, по берегам калужница. Много поваленных бобрами деревьев со следами их зубов. Если углубиться на несколько метров в лес - встретятся участки разрытой почвы - потрудились кабаны. Много птиц - утки, кулики, трясогузки, в лесу - дятлы, славки, куриные. Эта станция интересна и с исторической точки зрения. Когда-то здесь был женский монастырь, приход каждого дня извещал звон колоколов. После революции здание передали детскому дому. А сейчас там только большой деревянный крест напоминает нам о далеком прошлом.

Недалеко от реки расположено "не море, не земля, корабли не плавают, и ходить нельзя". Болото в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме. Поразительна способность болот, очищать воду. Недаром в далекие времена мореходы, отправляясь в далекие плавания, брали с собой воду из болот. Болото накапливает и хранит воду. Растений в болоте не так много, но они своеобразны, т.к. на болоте растениям трудно: большая влажность, воздух и тепло плохо проникают в глубь торфяной толщи, вода бедна азотом, кислая. Здесь растет приятно пахнущий во время цветения, но одурманивающий кустарник - багульник, рядом заросли пушицы. Тут растет еще одна загадка: "мягок, а не пух, зелен, а не трава". На болотах нужно быть осторожным, часто встречается гадюка обыкновенная.

Восьмая станция. Сосновый лес. Обратно домой из Хaмaшлу можно возвращаться через сосновый лес и познакомиться с большим многообразием растений соснового леса. Здесь и заросли черники, брусники, малины, земляники, папоротников, во влажных местах - таволги. Можно встретить красивый, но ядовитый кустарник - волчье лыко, растение с интересным названием - зимолюбка. Цветут седмичник европейский, грушанка, ландыш, майник двулистный, кислица, копытень европейский, на сухих участках - кошачьи лапки, лишайники.

При посещении этих мест, в конце лета можно увидеть две формы черники - с ягодами с сизым налетом и с блестяще-черными ягодами; две формы брусники - с шаровидными плодами и с вытянутыми. Интересно, в дальнейшем, не дадут ли они два разных вида?

В сосняке можно наблюдать естественное очищение стволов от сучьев, самоизреживание, ярусность.

Девятая станция. Кедровая поляна. Если удлинить маршрут, то можно посетить участок с искусственной посадкой кедровой сосны. Интересно сравнивать это растение с рядом растущими соснами, находить сходства и различия. Нам показалось, что наши сосны чувствуют себя здесь намного лучше, в естественном отборе кедровая сосна проигрывает.

Десятая станция. Овраг. На этой станции в первую очередь знакомимся с историческим прошлым нашей местности. Когда-то здесь простиралось неглубокое теплое море. Плавали в этом море хищные головоногие моллюски - белемниты и не хищные аммониты. Интересно находить на дне глубокого оврага все, что от них осталось - белемнитов "чертов палец" и спирально завитые отпечатки раковин аммонитов с перламутровым слоем. Здесь так же можно увидеть горизонтальное залегание горных пород.

На сегодняшний день экотропа "Малокармалинская" используется для проведения школьных экскурсий, выполнения научно-исследовательских работ. Конечно, говорить о том, что "Малокармалинская" является полноценной экологической тропой нельзя. Мы же относим ее к экскурсионным тропам, из-за использования только в школьных целях.

Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа - это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Библиографический список:

1. Афонин, А. В. Экологические тропы России / А. В. Афонин - М. : ПК Литфонда России, 1993. - 36 с.

2. Борейко, В. Е. Дорога к заповеднику / В. Е. Борейко - М., 1996. - 120 с.

3. Говорова, Т. Б. Основные мероприятия инженерной подготовки. Методические указания / Т. Б. Говорова - М. : НОУ "Ипсилон", 2005.

4. Дурбанский аккорд : материалы Пятого всемирного конгресса по особо охраняемым природным территориям. Пер. с англ. // Отв. ред. Ю. Л. Мазуров - М. : Институт Наследия, 2004. - 272 с.

5. Иванов, А. Н. Проблемы рекреационного использования особо охраняемых территорий (на примере Долины гейзеров) / А. Н. Иванов, В. А. Валебная, В. П. Чижова // Вестник Моск. ун-та. Серия 5. География. 1995, № 6. - С. 68 - 74.

6. Иглс, П. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению / П. Иглс, С. МакКул - М., Смоленск : Маджента, 2006. - 188 с.

7. Как сделать визит-центр, или опыт работы заповедников и национальных парков по созданию визит-центров. - М. : ЭкоЦентр "Заповедники", 2001.

8. Калихман, А. Д. Тропы природных территорий у Байкала / А. Д. Калихман, Т. П. Калихман, В. В. Хидекель - Иркутск : Изд-во "Оттиск", 2005. - 114 с.

9. Кондратьева, К. А. Дизайн и экология культуры / К. А. Кондратьева - М. : Московский государственный художественно - промышленный университет им. С. Г. Строганова, 2000. - 106 с.

10. Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков РФ по экологическому просвещению населения. - М. : ЭкоЦентр "Заповедники", 2001.

11. Корнелл, Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми : настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей / Дж. Корнелл. Пер. с англ. - Владивосток : ИСАР - Дальний Восток, 1999.

12. Льюис, В. Интерпретация для посетителей парков / В. Льюис, Ф. Тильден. Пер. с англ. - Иркутск : Изд - во Ирк. ун - та, 1996.

13. Методические рекомендации по оформлению экологических и научных троп на ООПТ г. Москвы. - М. : Изд - во Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, 2004.

14. Мосолов, В. И. Долина Гейзеров и туризм: последствия и перспективы рекреационного освоения / В. И. Мосолов // Растительный и животный мир Долины Гейзеров. Под науч. ред. Е. Г. Лобкова. - Петропавловск - Камчатский : Камч. Печат. Двор, 2002. - С. 283 - 296.

15. Отчет по проекту "Анализ экономической целесообразности центра экологической информации для посетителей Куршской косы, Литва" (AZ 21197). Исполнители : Хартмут Райн, Харалд Гайслер, Анна Сверч (проектное бюро BTE - Tourismusmanagement, Regionalentwicklung, Berlin), 2005.

16. Отчет "Концепция создания визит - центра на базе музея природы Коргалжынского государственного природного заповедника" в рамках проекта ГЭФ/ПРООН Kaz/00/g37 (00013215) "Комплексное сохранение приоритетных глобально значимых водно-болотных угодий как мест обитания мигрирующих птиц: демонстрация на трех проектных территориях". Исполнители : Л. В. Ильина (Эколого - просветительский Центр "Заповедники"), Е. О. Пыленкова (Эколого - просветительский Центр "Заповедники"), Е. В. Прохоров (зоологический музей Казанского государственного университета), Я. М. Антонюк (художественное объединение "ARTIDEA", Астана).

17. Просто замечательная выставка! - М. : ЭкоЦентр "Заповедники", 1999.

18. Чижова, В. П. Учебные тропы природы / В. П. Чижова, А. В. Добров, А. Н. Захлебный. - М. : Агропромиздат, 1989. - 159 с.

19. Чижова, В. П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях / В. П. Чижова - М. : Эколого - просветительский центр "Заповедники" - WWF, 1997. - 128 с.

20. Чижова, В. П. План - проспект буклета по экологической тропе. Методические рекомендации / В. П. Чижова // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы. Вып. III. - М. : Эколого-просветительский центр "Заповедники", 2001. - С. 33 - 34.

21. Чижова, В. П. Как себя вести наедине с природой / В. П. Чижова // Там же, 2001. - С. 35 - 37.

22. Чижова, В. П. Принципы организации туристских потоков на особо охраняемых территориях разного типа / В. П. Чижова // Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия. Мат-лы VII Всерос. конф. Сборник научных статей. - М. : Институт Наследия, 2002. - С. 390 - 405.

23. Чижова, В. П. Определение допустимых нагрузок на туристско-экскурсионных маршрутах / В. П. Чижова // Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. - Тула : Гриф и К., 2002. - С. 99 - 107.

24. Чижова, В. П. Разработка программ эколого-экскурсионной деятельности в заказнике "Воробьевы горы" / В. П. Чижова // Туризм и устойчивое развитие регионов : мат-лы Второй всеросс. науч. - практ. конф. - Тверь, изд-во Твер. ун-та, 2005. - С. 119 - 121.

25. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей / М. Ю. Юхневич - М. : Российский институт культурологии, 2001. - 224 с.