Кружковая деятельность "Тестопластика" (вторая младшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности,
это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.
Сухомлинский Василий Александрович

Пояснительная записка.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Цели и задачи:

  • Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.
  • Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".
  • Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
  • Развитие мелкой моторики.

Используемые приемы лепки:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

  

Тематическое планирование

№ п/п Тема занятия Программное содержание Оборудование
Сентябрь
1 "Я пеку, пеку..." Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. (раскатывается, мнётся, отрывается) Свойства - Мягкое, эластичное.

Показать приём изготовления изделия из теста.

Тесто солёное, иллюстрации изделий, салфетки, дощечки индивидуальные.
Октябрь
2. Лукошко. Продолжать знакомство с техникой тестопластики.

Учить детей скатывать тесто в круглую форму.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации ягод и грибов, салфетки, дощечки индивидуальные.
3 Ватрушка. Закрепить навык раскатывания. Показать приём изготовления колбаски из теста. Придавать форму. Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи - ватрушки., салфетки, дощечки индивидуальные
Ноябрь
4 Калачи для бабушки. Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Поощрять разные способы соединения деталей. Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи , салфетки, дощечки индивидуальные
5 Таба -нан (лепёшка) Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Научить сплющивать детали.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных Лепешки, салфетки, дощечки индивидуальные
Декабрь
6 Украсим тарелочку. Познакомить детей с техникой украшения изделия.

Закрепить навыки раскатывания и сплющивания теста.

Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, пуговицы, трубочки для сока, салфетки, дощечки индивидуальные
7 Снежинка Познакомить детей с изготовлением поделки на основе картона.

Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей.

Картон синего цвета, Тесто солёное салфетки, дощечки индивидуальные
Январь
8 Рождественские украшения. Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя цветное тесто, развивать цветовосприятие. Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные
9 Медальоны Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, цветными элементами. Воспитывать аккуратность Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные, трубочки для сока, пуговицы.
Февраль
10 Пирог. Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные,
11 По замыслу Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки.
Март
12 Подарок маме. Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.
13 Ароматные ленточки.(пара) Познакомить детей с изготовлением поделки. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, учиться работать парами. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.
Апрель
14 Гусеница. Познакомить детей с изготовлением предмета . Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность. Иллюстрация гусеницы в природе, Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные .
15 Расцвели в саду цветочки.(коллективная) Познакомить детей с изготовлением цветка из теста. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность. Иллюстрация цветочной поляны. Тесто солёное, цветное. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.
Май
16 Дерево. Познакомить детей с изготовлением дерева из теста. Совершенствовать умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность. Иллюстрация деревьев.. Тесто солёное, цветное- коричневое и зеленое.. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.
17 По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом. Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки, зубочистки.

Упражнения и занятия  с тестом:

  • посильные задания для малышей в 3-4 года.
  • отщипывать кусочек;
  • прилеплять кусочек;
  • плющить кусочек теста всей ладошкой всей ладошкой;
  • катать колбаски;
  • катать маленькие колобочки одним пальчиком;
  • катать большие колобки ладошкой;
  • тыкать пальцем в лепешку;
  • резать стекой колбаску;
  • скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки.

Дети могут отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).

Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.

Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. Или вылепить конфетки и завернуть их в фольгу.

Можно слепить соляные кулоны и бусы и запечь их в духовке. Есть их нельзя, зато можно раскрасить акварелью, нанизать на нитку и носить, как украшение. Подобные украшения могут быть тематическими: на них легко написать, скажем, инициалы именинника. В них можно воткнуть бисер, а через несколько дней расписать тонкой кисточкой.

Можно обмазывать тестом  баночки, орехи, крышки и т.п.

Можно раскатывать соленое тесто слоем около 7 мм, вырезать из него фигурки формочками для теста и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек. А можно просто скатывать шарики, раскрашивать их, втыкать тонкую проволоку  - готовы елочные шары.

Из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова

Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом. Можно дать ребенку картонную основу - пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть разной крупы - и предлагаем украсить пирог или дом. Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, пшено, макароны разной формы, палочки, сухую траву, шишки, бисер, бусинки, кусочки фольги.

Можно облепливать тестом  шаблоны из толстого картона, заранее вырезает шаблон - например, яблочко или грибок, а потом уже зовет малыша лепить.

Облепляем картонный шаблон  фигурки - и втыкаем украшения из крупы и фольги, макарон, бумаги ...

Можно в качестве основы взять бумажную тарелку, заполнить ее толстым слоем теста и воткнуть в это тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес.Далее - в зависимости от времени года - вы можете: налепить зеленые листочки,  посадить каштаны и скорлупки от орехов - пусть изображают грибы в осеннем лесу, а если захотите, можете добавить желтые и оранжевые листочки из пластилина; а если дело происходит зимой, вы можете всю композицию покрасить белой гуашью и гелем с блестками.

Хорошо лепить зверей и показывать с ними сказку - лепим трех медведей и девочку, или трех поросят и волка, делаем домики и прямо на столе показываем сказку. Или лепим самых разных зверей - и показываем, как они топают, прыгают, плавают, летают, здороваются, ходят в гости.

Технологическая карта организации учебной деятельности.

II младшая группа

Образовательная область: Творчество

Тема: Украсим тарелочку.

Раздел: Лепка

Цель: продолжать вызывать у детей интерес к лепке, учить передовать форму тарелочки,(прием раскатывания и вдавливания пальцами)

Билингвальный компонент - тарелка

Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Чтение стихотворения

К.Чуковский "Федорино горе" (отрывок о посуде)

Дети активно принимают участие в беседе
Организационно-поисковый Предлагает детям изготовить тарелочку из теста

Показ приёма работы

Раскатать тесто м\у ладонями.

Скатать шарик - вдавить пальцами.

Украсить с помощью трубочек от сока (круги) или мелкими пуговицами по желанию детей.

- дети внимательно слушают ,смотрят

- дети под руководством воспитателя выполняют свои работы соблюдая последовательность.

Рефлексивно-корригирующий "Посудная лавка"

Выставка работ.

Рассматривают, узнавание своей работы.

ожидаемый результат:

Знать: приемы лепки

Иметь: представления о посуде.

Уметь: выполнять последовательность в работе.

Технологическая карта организации учебной деятельности.

II младшая группа

Образовательная область: Коммуникация

Тема: Калачи для бабушки.

Раздел: Лепка

Цель: формировать у детей умение раскатывать из теста колбаски, соединять концы между собой, развивать бережное отношение к хлебу.

Билингвальный компонент:  - хлеб

Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Посылка - колосок,

Из какой сказки? (Клолосок)

Собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности
Организационно-поисковый Организовывает беседу по содержанию сказки.

"Чтобы хлебушком насладиться, надо долго потрудиться"

Звукоподражание - "пых -пых"

Пальчиковая гимнастика

"Бабушка очки одела"

Показ лепки.

Отделить кусочек теста

Раскатать колбаску

Соединить концы колбаски между собой.

дети активно принимают участие в диалоге.

Стараются отвечать на поставленные вопросы

Дети отвечают на вопросы по сказке, развивают фразовую речь.

- дети разминают пальчики проговаривая слова.

Дети имитируют движения.

Дети выполняют калачи.

Рефлексивно-корригирующий "Я пеку-пеку..." - словесная игра Все дети принимают участие в игре.

ожидаемый результат:

Знать: содержание сказки.

Иметь: представления о способе приготовления теста.

Уметь: раскатывать колбаски из теста.

Изготовление поделок из бросового материала.