План
Понедельник
- Открытие Недели русского языка.
- Торжественная линейка для учащихся 3 классов, объявление плана недели.
- Конкурс рисунков "Пословица недаром молвится" (Рисунки детей по русским народным пословицам)
Вторник
- Олимпиада по русскому языку.
Среда
- КВН "Весёлая грамматика"
Четверг
- Конкурс "Грамотей" (словарный диктант)
Пятница
- Торжественная линейка (подведение итогов, награждение победителей). Оформление стенда по итогам недели русского языка.
Олимпиады по русскому языку. 3 класс
1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:
Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.
2. В каком слове совпадают количество звуков и букв?
Семь, прелестный, веет, ель, рак.
3. Поставь знак ударения в словах.
Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, положить, документ, километр, столяр.
4. Вставь пропущенную безударную гласную, рядом запиши проверочное слово.
Зап_вать в хоре, зап_вать молоком, пос_деть на лавочке, пос_деть от старости, ув_дать издали, ув_дать без влаги.
5. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание.
Деревенский ст_рожил сад колхозный ст_рожил.
6. В каких из следующих слов пропущена буква "ж"?
Варе_ка, коври_ка, деревя_ка, костя_ка.
7. Запиши данные предложения, вставляя пропущенные слова и обозначая числа словами.
10 плюс 6 получится ... . Из 16 вычесть 5 получится ... . 1 плюс 11 равно ... .
8.Какие из перечисленных слов происходят от названий частей человеческого тела?
Подножка, подушка, подзатыльник, подворотня, поручение, намордник, наручники, лапник.
9. Прочитай. Спиши предложения в порядке усиления движения от самого медленного до самого быстрого. Подчеркни глаголы.
Путник шагает. Лошадь бежит. Черепаха ползёт. Машина едет. Поезд мчится.
10. Спиши существительные, рядом запиши их множественное число.
Курица, морское судно, чудо, небо, ребёнок, человек.
11. Исключи слово, которое означает не такой вид растительности, как остальные слова из списка.
Березняк, ельник, бор, луг, дубрава.
12. Какие из данных слов образуют группу людей?
Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча.
13. Какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово "стол"?
Столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье.
14. Замени данные словосочетания одним словом-синонимом.
Очень тихий разговор - ....; плод дуба - ...; водитель автомобиля - ... .
15. Напиши глаголы, противоположные по значению (антонимы).
Помогать - ... , говорить - ..., надеть - ..., ненавидеть - ..., смеяться - ..., падать - ..., радоваться - ... .
16. Как начинается поговорка : " ... видит из далека"?
Моряк моряка, рыбак рыбака, рыбак моряка, свояк свояка.
17. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.
- Когда считают цыплят?
- Чего не утаишь в мешке?
- Когда приходит аппетит?
- Чем клин вышибают?
18. Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова:
Сено Овод Стол Ежи Зал Ода Газ Вал Гриб Очки Хор Он Бор Яр
19. Шарада. Какое слово задумали?
Первая буква есть в слове "сурок",
Но нет этой буквы в слове "урок".
А дальше подумай, и краткое слово
Средь умных ребят ты найдёшь у любого.
Две буквы у "мамы" найдёшь без смущенья,
А в целом получишь - итог от сложенья.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! (И.С.Тургенев)
КВН "Весёлая грамматика" для учащихся 3 класса
Цель: Прививать интерес к родному языку, коммуникативность, умение работать в группе; развивать творческие способности, память, воображение, познавательный интерес.
Оборудование: магнитофон, задания на листочках, пословицы, баранки, поднос, игла, стакан воды, эмблемы, иллюстрации, ленточки.
I. Вступление. Звучит музыка.
Под музыку дети занимают игровые столы.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы собрались на наш первый КВН, в Клуб весёлых и находчивых по русскому языку. Русский язык - наш родной язык, язык на котором мы сказали первое в своей жизни слово, язык, на котором мы услышали первое слово одобрения в свой адрес. Язык, на котором мы говорим, красив и богат.
- У великого русского писателя И. С. Тургенева есть замечательные слова о нашем родном языке: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!
- Итак, мы начинаем наш КВН по русскому языку!
Тем, кто русский язык любит без сомнения,
Кто отдаст языку всё своё стремление,
Путь открыт в КВН, покажите знания.
Справедливое жюри, оцените старания.
II. Приветствие жюри.
Представление жюри.
Выносится поднос, на нём игла и стакан воды.
- Пусть глаз ваш будет остр, как игла, а совесть чиста, как эта вода.
III. Представление команд.
- Конкурсы будут оцениваться баллами, т. к. наша игра серьёзная, но в то же время и весёлая, баллы будут выдаваться сушками: 1 балл - 1 сушка. Максимальная оценка - 5 баллов (сушек)
- Итак, сегодня в КВН играют команды. (название, девиз, эмблема )
Каждая команда говорит хором название, свой девиз. На груди у участников эмблемы
- Уважаемое жюри, вы должны оценить команды.
Жюри подводит итог и один из них говорит оценки. В это время нужное количество сушек нанизывается на ленточки.
IV. Конкурсы.
1. Конкурс " Разминка ". Оценка 1 - 3 балла.
Поставьте правильно ударение.(2 мин.) Слова написаны на листе, который через 2 минуты проверит жюри.
1-я команда | 2 - я команда | 3 - я команда | 4 команда |
портфель | звонит | библиотека | красивее |
магазин | алфавит | километр | арест |
шофёр | столяр | средство | повторим |
петля | статуя | начал | случай |
2. Конкурс "Ответь на 5 ". Оценка 1 - 3 балла.(2 минуты)
Вставить пропущенную букву.
1-я команда | 2 - я команда | 3 - я команда | 4 команда |
тр...пинка | сн...жинка | м...рской | р...чной |
к...ртофель | м...рковь | п...нал | б...рёза |
оши...ка | голу...ка | тру...ка | сторо...ка |
л...пата | т..пор | пом...дор | в...рона |
шка... | коллекти... | моро... | сле... |
с...лить | м...сты | ст...рик | п...ле |
3. Конкурс " Пословица - мудрость народа " Оценка 1 - 5 баллов.
а) Объяснить смысл пословиц.
- Язык до Киева доведёт.
- Хорошее слово до сердца дойдёт.
- Язык голову кормит. Он же и до побоев доводит.
- Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
б) Составить из данных слов пословицу, поговорку (форму слова можно изменить). Слова даны в конверте. (4 минуты)
1. Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.
2. Терпеть, быть, казак, атаман.
3. Смотреть, конь, дарённый, зубы.
4. Вить, быть, конец, верёвочка, сколько.
4. Конкурс "Проверка домашнего задания "
Показ иллюстрации к своей пословице и её объяснение (Команда заранее выполняет иллюстрацию к любой пословице)
5. Конкурс капитанов. " Сосчитай-ка" (3 минуты). Оценка 1 - 5баллов.
Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв в словах.
1-я команда | 2 - я команда | 3 - я команда | 4 - я команда |
юла - | ёж - | ямка - | Яна |
васильки - | деньки - | письмо - | коньки - |
6. Конкурс " Кто больше найдёт?"
Составить как можно больше слов из букв слова
"Транспорт". Оценка 1 - 5 баллов. (4 минуты)
(спорт, порт, трос, пост, транс, торт, стоп, сорт, нос, сон, рот, спор, пот, сор, рост, рапорт, старт, тропа, сноп, роса, сатрап)
Побеждает тот, кто назовет больше новых слов.
7. Конкурс. " Кто что делает? "
Открывается картинка животного, участник команды имитирует звук животного и называет глагол . Например, корова - мычит.
- 3 а - лошадь, собака, кузнечик.
- 3б - овца, свинья, волк.
- 3в - курица, гусь, змея.
- 3г - кукушка, кошка, тигр.
8. Конкурс "Лесенка". (5 мин.)
Составить "лесенку" слов на данную вам букву, чтобы каждое последующее слово было на 1 букву больше предыдущего.
3 а -Л | Л_ (лак)Л_ _ _ (лиса)Л _ _ _ _ (лопух) |
3 б - Н | Н _ _ (нос)Н _ _ _ (няня)Н _ _ _ _ (нитка) |
3 в - М | М _ _ (мел)М _ _ _ (мыло)М _ _ _ _ (минус) |
3г - Р | Р _ _ (рис)Р _ _ _( роса)Р _ _ _ _ (рукав) |
9. Конкурс болельщиков.
Раздать листочки, ручки болельщикам.
Найти нужные части слова и из них составить новое слово.
1. Его корень в слове "писать ", приставка в слове "рассказать", суффикс в слове "книжка", а окончание в слове "вода". (расписка).
2. Его корень в слове "лесной", приставка в слове "перелёт", суффикс в слове "грибок", окончание, как у слова "волк".(перелесок).
3. Его корень в слове "дороженька", приставка в слове "попрыгать", суффикс в слове " лесник", окончание в слове " заяц".( подорожник)
4. Его корень в слове "цена", приставка в слове "охватил", суффикс в слове "горка", окончание в слове "вода".(оценка)
10. Конкурс "Кто быстрее?" (3 мин.)
Разложить слова на карточках по частям речи.
Участники должны быстро разложить карточки со словами в 3 стопки. В одну стопку существительные, в другую стопку прилагательные, в третью глаголы.
- 3 а - Машина, окно, высокий, ночь, встаёт, выслушал, медлительный, утро.
- 3б - Медведь, берёза, умный, подпевает, кекс, зелёный, думает, смеялся.
- 3в - Ответственная, серое, встаёт, сок, подпевает, спортивный, выслушал, чай.
- 3 г - Смелый, книга, бежать, синий, задумался, клён, собака, послушный.
Ведущий: - Уважаемое жюри, посчитайте сушки каждой команды и подведите итоги игры.
Слово предоставляется жюри для подведения итога.
(Ведущий благодарит детей за участие в соревновании).
Большое спасибо уважаемым членам жюри за работу.
Болельщикам - за их поддержку.
Конкурс "Грамотей" (словарный диктант)
Словарные слова вывешиваются на стенд за неделю до проведения конкурса. Задача детей: запомнить их написание.
- 1 тур. Из данных слов составляется диктант (20 слов). Он проводится в каждом классе. Выявляются победители.
- 2 тур. Из оставшихся словарных слов составляется второй диктант. Участвуют победители 1 тура. По итогам данного тура выявляется Грамотей.
АЛЛЕЯ
БОЛОТО
ВМЕСТЕ
ВАГОН
ВЕТЕР
ГОРОХ
ДО СВИДАНИЯ
ЖЁЛТЫЙ
ЗАЯЦ
ЗАПАД
ЗАВТРАК
КАРТИНА
КИЛОГРАММ
КОЛЛЕКТИВ
КОМНАТА
КРОВАТЬ
ЛЕСТНИЦА
ЛОПАТА
МОСКВА
МАЛИНАМЕСЯЦ
ОБЕД
ОГУРЕЦ
ОДЕЖДА
ОРЕХ
ОСИНА
ПЛАТОК
ПОМИДОР
ПРАЗДНИК
РИСУНОК
СЕВЕР
СУББОТА
ТАРЕЛКА
ТОВАРИЩ
УЖИН
ХОККЕЙ
ХОРОШО
ЯГОДА
ЯБЛОКО