"Нет такой стороны воспитания,
понимаемого в целом, на которую
обстановка не оказала бы влияния, нет
способности, которая не находилась бы в
прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребёнка конкретного мира"
Е. И. Тихеева
Педагогическая идея: Сделать предметную среду группового помещения для детей старшего дошкольного возраста действительно развивающей.
Я считаю, что проблема развивающей среды сегодня актуальна. В своей группе стараюсь её развивать и обогащать. Жизненное пространство в группе обеспечивает свободную творческую деятельность детей, в соответствии с их желаниями и склонностями.
Цель презентации: показать роль развивающей среды на развитие детей, обмен опытом работы по созданию развивающей среды.
Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребёнок получает в непосредственном общении со взрослыми. Другим источником развития ребёнка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребёнка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие.
Обращает внимание тот факт, что подчас во всех возрастных группах бытует одна и та же организация игровых уголков с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой. Это не правильно!
Жизненное пространство в группе должна обеспечивать свободную творческую деятельность детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Целесообразность оформления группового пространство по-новому:
Среда развития ребёнка в детском саду - это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе;
Это "среда обитания" ребёнка - дошкольника, в которой он находится значительную часть времени;
Интересы и предпочтения детей 5-7 лет в значительной степени отличаются от интересов младших дошкольников, следовательно, и насыщение группового пространства должно претерпевать существенные изменения;
Оформление предметно - пространственной среды группового помещения предполагает рациональную её организацию;
Предметное пространство группы должно быть полифункциональным, служащим, как для организованных форм взаимодействия взрослых с детьми (умывание, приём пищи, занятия), так и удобным местом для самостоятельной деятельности дошкольников.
Основные причины не востребованности некоторых зон у старших дошкольников.
Статичность и однообразие материалов. Редкая сменяемость материалов в тематических уголках;
Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностями и актуальным интересам детей;
Прямой словесный ("Положите на место металлофон вы очень шумите") или негласный запрет на возможность использования материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности;
Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость и моральное устаревание, а также однотипность возможного использования не стимулирует интерес детей к их применению в свободной деятельности;
Табу на использование пространства спален, умывальных комнат на размещение материалов и оборудования.
Новые игровые зоны, оформленные в нашей группе с использованием бытовых помещений: умывальной комнаты, спальной комнаты, коридора.
(см. приложение 1).
"Подводный мир";
"Космос" (приложение 2, приложение 3, приложение 4);
"Древний мир";
"Жизнь первобытных людей".
Цель: Развитие ребёнка старшего дошкольного возраста и подготовка его к школе через целесообразное оформление окружающей среды группового помещения.
Задачи:
- Дать детям элементарные представления по данным темам;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
- Создавать условия для творческого самовыражения, для возникновения новых игр и их развития.
Что же является главным для создания предметно-развивающей среды?
Она должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы, индивидуальных особенностей детей. Развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка - она воспитывает и развивает его.
Литература:
- Г.В. Глушкова, С.И. Мусиенко "Что мешает сделать предметную среду группового помещения для детей старшего дошкольного возраста действительно развивающей".
- Г. Майорова "Игры и рассказы о космосе".
- Н.А. Рыжова "Развивающая среда дошкольных учреждений".