Дидактические цели: Расширить знания детей о птицах Калининградской области; исследовать область орнитологии.
Тип занятий: применение знаний и умений; интегрированный с дидактической игрой.
Формы и виды организации работы: фронтальная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа.
Методические задачи:
- Учить детей наблюдать объекты окружающего мира; познакомить с разнообразием мира птиц.
- Дать представление об условиях, необходимых для их жизни, особенностях питания и строения.
- Воспитывать бережное отношение к животным (птицам).
- Организовать участие детей в доступной природоохранной деятельности (операция "Кормушка"; Акция " Покормите, птиц зимой!" (прикорм водоплавающих птиц на городском озере)).
- Формировать умение работать с учебными и научно-популярными текстами.
- Учить созданию в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
- Развивать навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (птицы).
- Формировать умение работать в парной и групповой работе.
Предметные области: русский язык, литература, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд.
Место проведения: актовый зал, спортивный зал.
Возрастные группы: учащиеся 1, 4, 5 классов.
Самостоятельные исследования учащихся:
- Почему птицы летают?
- Зачем птицам перья?
- Почему у птиц высокая температура тела?
- Легко ли сделать кормушку?
- Может ли птица мяукать как кошка?
- Могут ли птицы нырять?
- Где птицы строят свои гнезда?
- Какую пользу приносят?
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и координатора команды.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы.
- Учиться работать по предложенному плану координатора.
- Учиться отличать: верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности команд на проектной задаче.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью координатора и других членов команды.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике, журналах и других источниках информации.
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ожидаемые результаты:
Ученик получит возможность:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- наблюдать зимующих птиц,
- различать зимующих птиц по рисункам и голосам в природе;
- обсуждать формы кормушек, необходимость кормушек в зимний период для птиц, виды корма для птиц;
- учиться работать в паре и в группе;
- запомнить правила подкормки птиц;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых научатся:
- составлять экспозицию выставки;
- оформлять плакат и подготовить выступление;
- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;
- отбирать фотографии для оформления плаката;
Примерные программы начального образования
Природа
Птицы, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни птиц (воздух, вода, тепло, пища). Внешнее строение. Особенности питания. Размножение. Роль птиц в жизни людей, бережное отношение человека к ним.
Человек и природа
Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, рисование, аппликация, подкормка птиц).
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира.
"Русский язык"
Текст-описание. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-описания. Создание простейших текстов в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
"Литература"
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
"Изобразительное искусство и художественный труд"
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению, конструирование, аппликация (объемная и плоскостная), мозаика.
Оформление результатов проекта:
- Выставка детских работ"Мир глазами детей"
- Конкурс сочинений - описаний птиц.
- Участие класса в литературной викторине"Встречай с любовью птичьи стаи!"
- Презентация плакатов "Птицы Калининградской области"
- Модель кормушки из Лего- конструктора и птицы из мозаики.
Время для выполнения проекта: 3-4 недели
Ход работы
Оформление сцены:
- Надпись: "Птицы нашей области"
- Выставка рисунков "Мир глазами детей"
- Выставка кормушек
- Выставка методической и художественной литературы
- Плакат для рефлексии "Кормушка"
- Бейджики координаторам
Оборудование:
- Таблички с названием птиц: снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи.
- Жетоны для жеребьевки: по 8 штук (снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи)
- Текст с загадками
На рабочих местах:
- Маркеры, фломастеры, клей, карандаши, ножницы, ручки, Лего-конструктор, мозаика, рисунки, кормушки, плакат, конверт с фото предшествующих мероприятий)
1. Линейка
2. Жеребьевка
- Формирование 6 -тиразновозрастных групп (из учащиеся 1 -а, 4-а и 5-а классов) с опорой на загадки. (Ведущий читает загадку, а координаторы демонстрируют отгадку с названием птицы).
- Организаторы раздают жетоны всем учащимся с названием птиц.
- Формирование команд координаторами.
3. Организация работы групп в актовом зале
Постановка цели проектной задачи
- Ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы решить Проектную межпредметнуюзадачу по теме: "Птицы Калининградской области".
- Целых 4 недели вы участвовали в различных мероприятиях:
- Акция "Покормите птиц зимой"
- Операция "Кормушка"
- Круглый стол по теме: " Красная книга Калининградской области" с участием учениц 9-а класса
- Историко-художественный музей г. Калининград и посетили выставочный зал "Природы"
- Конкурс рисунков и творческих работ "Птицы глазами детей"
- Экологическая викторина " Птицы - наши друзья"
- (на базе детской городской библиотеки)
- Сочинение текста - описания "Птица Калининградской области"
- Классный час "Голоса птиц" (с использованием фоно материала)
4. Самооценка учащихся о подготовке к проектной задаче по десятибалльной системе.
- Ребята, вы накопили очень много полезной информации для вашего проекта, оцените свою работу по десятибалльной системе.На пальчиках рук оцените свои знания, с которыми пришли на проектную задачу.
- Решение проектной задачи будет проводиться в два этапа. На каждый этап работы отводится 35 минут. На первом этапе вы будете выполнять тренировочные упражнения в парах. А на втором этапе покажете презентацию своих работ. В нее входит: презентация одного из мероприятий, которое предшествовало нашей проектной задаче с
оформлением плаката, модели кормушки из Лего- конструктора и птицы из мозаики.
- А сейчас позвольте представить вам экспертную комиссию:
5. Представление команд членами команд в соответствии с названием команды: снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи.
- Итак, мы начинаем. Представьте свои команды!
6. Координаторы получают конверт на первый этап с тренировочными упражнениями, для парной работы.
I этап. Парная работа. Тренировочные
упражнения:
Головоломка "Видна птица по полету"(см.
приложение)
7. Подведение итогов экспертной комиссией I этапа работы
8. Динамическая пауза(спортивный зал)
9. Презентация Проектной межпредметной задачи.
10. Заслушивание результатов экспертной комиссии
II этап.
Получение конвертов координаторами для второго этапа работы
11. Работа над проектной задачей
- защита плакатов
- конструирование модели кормушки
- мозаика птицы
12.Координатор команды заполняет опросный лист самооценки учащихся и сдает его в экспертную комиссию.(см. приложение)
13. Защита проектов. Продукт: плакат с использованием фотоматерала, модель кормушки из Лего-конструкторы, из мозаики - изображение птицы.
14. Подведение итогов.
15. Рефлексия.
а) Самооценка учащихся о подготовке к проектной задаче по десятибалльной системе. (на пальчиках рук дети оценивают свои знания, с которыми уходят с проекта)
б)Эмоционально-психологическую оценку всему мероприятию по линеечной шкале, приклеивая на листе с кормушкой наклейку-птичку).
16. Вручение Сертификатов членам команд за участие в проектной межпредметной задаче "Птицы Калининградской области", посвященной 65-летию образования Калининградской области и 50-летию школы.
- Вручение грамот за участие в конкурсе "Операция кормушка",
- Вручение грамот за участие в конкурсе рисунков и поделок "Мир глазами детей",
- Вручение грамот за участие в экологической викторине (зав. детской библиотекой:Разумейчик Людмила Петровна )
Привлечение родителей
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
В данном проекте помощь родителей необходима, в основном, при участии в операции "Кормушка", создание презентации изготовления кормушки, участия в Проектной межпредметной задачи.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта
- Цифровая камера
- Проекционная система
- Сканер
- Принтер
Материалы на печатной основе
- Андреева Т.Н. Голоса Земли/ Начальная школа, 2007. - № 3, с. 17 - 20 (приложение).
- Бианки В.В. Лесная газета/ журнал "Дошкольное воспитание", 1990. - № 10,11,12. - 1991. - № 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
- Бианки В.В. Синичкин календарь/Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы/Составитель Т.А. Бутенко; Художник Н.А.Фарбер. - Ростов н /Д: Книжное издательство, - Саратов: Региональное Приволжское издательство "Детская книга", 1994.
- Вахрушев А.А., Алхутов СМ., Раутиан А.С. Окружающий мир. Мир и человек. Живые обитатели планеты. Учебник для 3 класса общеобразовательных школ. - "Дрофа", 2004.
- Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. - "Лесная промышленность", 1971.
- Крупицы опыта. В помощь начинающему учителю начальной школы. Методическое пособие. - Йошкар-Ола, 1996.
- Кузьмин Лев. Жаворонок звенит!/Мурзилка, 1994. - № 3.
- Комплект плакатов "Птицы - наши друзья"
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как работать с приложением к журналу "Начальная школа" "Книга, здравствуй!" Серия "Второкласснику" IV четверть/Начальная школа, 1997. - № 3.
- Скобцева Н.И. Встречай с любовью птичьи стаи/ Начальная школа, 2005. - № 3, с. 93 - 97.
- Совместные праздники для школьников и родителей/Кол.авторов - М.: Глобус, 2007. - (Классное руководство).