Цели: повторить и систематизировать:
- знания учащихся о классификации, номенклатуре, строении, качественных реакциях органических веществ (из классов углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот),
- умения учащихся проводить распознавание органи-ческих веществ, решать базовые расчётные задачи по уравнениям химических реакций с участием углеводородов.
Задачи:
- способствовать систематизации понятийного аппарата: многообразие классов органических соединений, номенклатура углеводородов и спиртов, изомеры, гомологи, виды ковалентной связи по кратности, функциональная группа, гибридизация, качественные реакции на щелочи и спирты на уровнях: "5" - обосновать, доказать; "4" - характеризовать, применить; "3" - узнать; способствовать развитию общеучебных умений:
- учебно-интеллектуальных (анализировать факты, классифицировать соединения, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы);
- учебно-информационных (работать с текстом заданий на бумажных и электронных носителях);
- учебно-организационных (организовывать рабочее место для безопасного проведения эксперимента, осуществлять самоконтроль с использованием эталонов ответов, самооценку, взаимопроверку, оформлять бланки ответов, рационально распределять время для выполнения заданий, критически оценивать формы познавательной деятельности и долю собственного участия в ней для эффективного дальнейшего выбора способов познания природы);
- учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника);
УМК: Габриелян О.С., базовый уровень преподавания химии в старшей школе.
Оборудование: - маршрутные листы путешествия для учащихся, листы ответов для учащихся, бланки ответов для учащихся, "билеты для проезда в транспорте" и таблички с названиями станций маршрута путешествия, комплекты для групп: 1 карточка (№1) с молекулярной формулой С4Н6 и 10 карточек (№2-№11) со структурными формулами органических веществ (пропен, бутанол-2, диметиловый эфир, 3-метилбутановая кислота, этановая кислота, 2-метилпропаналь, метановая кислота, пропантриол-1,2,3, 2-метилбутановая кислота, бутанол-1), 7 карточек с химическими терминами и 5 карточек с определениями химических понятий для Станции "Терминологическая", конспект урока для учител;
- наборы оборудования (штативы с пробирками, стеклянная палочка) и реактивов (NaOH, CuSO4, фенолфталеин) для проведения эксперимента:
- для группы * - 1-ая пробирка - С2Н5ОН, 2-ая пробирка - С3Н5(ОН)3,
- для группы ** - 1-ая пробирка - С2Н5ОН, 2-ая пробирка - С3Н5(ОН)3, 3-ья пробирка - КОН.
- ТСО: персональный(ые) компьютер(ы) для "покупки билетов в кассе", электронная презентация "Касса".
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Рекомендации для учителя: В маршрут путешествия можно добавить (или заменить):
1) станцию "Трансформеры", включающую задания на определение изомеров и гомологов:
- ученикам необходимо среди веществ №2-11 выбрать вещества-изомеры.
- после выполнения задания взять ответы у учителя, сверить свой ответ с эталоном и выставить отметку, используя "ключ";
2) станцию "Превращательная", включающую задания на повторение химических свойств веществ изученных классов.
Структура урока
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | |
1. 1 минута |
* Организация и Мотивация
деятельности учащихся на совершенствование ЗУН
через актуализацию знаний о классах
органических соединений и участие в виртуальном
путешествии. Демонстрация электронной презентации: слайд №1, 2.
Итак, отправляемся в край органических причуд на поиски клада. Но прежде необходимо приобрести билеты в кассе. |
Учащиеся предварительно объеди-нены в пары (группы) с учётом уровня их обученности. |
4 минуты | * Организация парной (групповой)
работы учащихся по заданиям "Кассы" (электронная презентация слайды №3, 4, 5) |
Приобретение "билетов для проезда
на транспортных средствах" в кассе - ответ
учащихся на задания типа "Кто лишний в списке?"
с использованием ПК. (электронная презентация слайды №3, 4, 5) |
2 минуты | * Выдача маршрутных листов
путешествия парам (группам) учащихся, знакомство
с задачами урока и маршрутом путешествия. (электронная презентация слайды №6, 7) |
Получение маршрутных листов
путешествия, чтение и принятие задач урока,
знакомство с маршрутом путешествия. (электронная презентация слайды №6, 7) |
2. 27 минут Решение проблемной ситуации в ходе решения экспери-мен-тальной задачи. Взаимо-проверка |
**Организация парной (групповой) работы учащихся по совершенствованию ЗУН при выполнении заданий с целью систематизации и контроля ЗУН. | Выполняют задания в парах (группах),
проверяют правильность выполнения по эталонам
ответов, участвуют во взаимопроверке. Маршрут путешествия:
|
Пояснение: 1) После выполнения задания на станции ученики берут эталон ответа (это передвижение по классу заменяет физкультпаузу). 2) На станции "Расчётная" группы решают свою расчётную задачу в течение 4-ёх минут, а затем меняются маршрутными листами и проверяют решение задачи у другой группы, исправляя допущенные ошибки. 3) На станции "Терминологии-ческая" пары более подготовлен-ных учеников получают 5 карточек с определением понятий и под-бирают термин без дополни-тельных подсказок. Вместе с эталоном ответа ученики получают 7 карточек с терминами. Максимальный балл - 5. Менее подготовленные ученики получают 5 карточек с опреде-лениями понятий и 7 карточек с терминами и определяют соот-ветствие между ними. Максимальный балл - 4. |
Пояснение к взаимопроверке: На станции "Расчётная" группы решают свою расчётную задачу в течение 4-ёх минут, а затем меняются маршрутными листами и проверяют решение задачи у другой группы, исправляя допущенные ошибки (взаимопроверка). |
|
3. 3 минуты |
*** Подведение итогов урока: определение суммарного балла за урок и перевод его в отметку. | Подведение итогов урока: определяют суммарный балл за урок и переводят его в отметку согласно шкале. |
*** Вывод-заключение: Каждый нашёл свой клад. Клад - это радость от совместной работы, это новые знания и умения, полученные на уроке. Наш клад - это знания, которые выстроили вместе. |
||
4. 3 минуты |
**** Организация учащихся на
формулирование выводов по рефлексивной оценке
собственной деятельности. РЕФЛЕКСИЯ: Какие положительные моменты урока вы отметили? А какие негативные стороны? Что вам мешало на уроке? Благодарит учеников за приятное путешествие в край органических причуд. |
Высказывают своё мнение о положительных моментах парной формы работы в ходе путешествия и её негативных сторонах. |