Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей со свойствами магнита - притягивает металлические предметы. Дать представление о том, что магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни бумага, ни стекло, ни другие предметы. Расширять средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны предметы.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции, умение делать вывод.
- Обогащение словаря: магнит, намагничиваться.
- Активизировать словарь детей: металлический, бумажный, резиновый, деревянный, пластмассовый, стеклянный.
Воспитательные:
- Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Цель:
- Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность - отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту).
Материал к занятию: рыцарь в доспехах - картинка, таз с водой, игрушки с замочком и ключиком, магнит, поднос с крупой и металлическими болтами и шурупами.
Раздаточный материал: магниты, предметы из разных материалов - металла, резины, дерева, пластмассы, бумаги, карточка с изображением предметов вокруг магнита.
Предварительная работа: беседа о материалах, их свойствах, чтение сказки "Золушка", беседа о легенде, как жанре народного сказания.
Ход образовательной деятельности
1. Предлагаю детям посмотреть на гостей и поздороваться. Дети садятся полукругом.
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем проводить эксперименты. Подумайте, и скажите, что такое эксперимент?
Дети: Эксперимент - это опыты, проводимые с предметами.
Ребенок встает и говорит: "Важное дело - эксперимент!
В нем интересен нам каждый момент!"
Воспитатель: Я расскажу вам одну интересную легенду. В старину рассказывали, что есть на краю света, у самого синего моря огромная гора. У подножья этой горы давным - давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе металлические предметы.
Неподалеку, в одном городе, жил храбрый рыцарь - Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает.
Но Магнолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет, живым и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ, как освободиться и освободил всех рыцарей.
Воспитатель: Какая гора могла притянуть к себе рыцаря в железных доспехах?
Дети: Магнитная гора притянула к себе рыцаря.
Воспитатель: Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Дети: Магнитолик снял доспехи, сделанные из железа (спрашиваю несколько детей).
2. Показываю детям магнит.
Воспитатель: "Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит".
Какой самый главный секрет есть у магнита?
Дети: Магнит притягивает металлические предметы.
Воспитатель: Чтобы проверить это, давайте пройдем в нашу лабораторию.
У каждого ребенка набор предметов из металла, дерева, пластмассы, бумаги и стекла.
Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите его свойства: какие предметы он притягивает, а какие нет. В одну тарелку положите те предметы, которые притягивает магнит, а в другую - которые нет.
Воспитатель: Артем, назови предметы, которые притягивает магнит. Из какого материала они сделаны? Значит они какие?
Дети: Эти предметы сделаны из металла. Они металлические.
Воспитатель: Аня, а какие предметы не притягивает магнит?
Ответы детей: Пластмассовая ложка к магниту не притянулась, резиновый ластик, пластмассовая мозаика не притянулась, бумага, стекло тоже не притягивается и т.д.
Вывод: Итак, мы с вами узнали, что магнит притягивает только металлические предметы, а предметы пластмассовые, деревянные, бумажные, стеклянные, резиновые не притягивает.
3. Воспитатель: А теперь, дети, мы с вами отдохнем.
(дети поют песню на мотив "То ли еще будет"
"А у нас в саду дела - эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лед, то смешаем краски,
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.
То ли еще будет, то ли еще будет, то ли еще будет ой - ой - ой!
4.Воспитатель: Перед вами лежит карточка, что вы видите на ней?
Дети: на карточке изображены разные предметы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру "Определи, какие предметы притягивает магнит".
Проведите карандашом стрелку от магнита к тем предметам, которые он притягивает.
Воспитатель: К каким предметам вы провели стрелку?
Дети: Мы провели стрелку к предметам, которые сделаны из металла, к металлическим.
Вывод: Итак, мы с вами уточнили еще раз, что магнит притягивает только металлические предметы.
5. Физкультминутка.
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня 2 колокольчика. Этот колокольчик из какого материала?
Дети: Это колокольчик из металла.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Колокольчик металлический.
Воспитатель: А этот, из какого материала?
Дети: Этот колокольчик из пластмассы.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Он пластмассовый.
Воспитатель: Слушайте внимательно: если звучит металлический колокольчик, все шагайте на месте, а услышав звучание пластмассового, выполняйте прыжки на двух ногах.
6. Показываю детям сундучок с замочком.
Воспитатель: Открыть замочек не могу, так как ключик случайно упал в тазик с водой. Откроет его тот, кто сможет достать ключ, не намочив рук - это первое условие. Второе условие - воду сливать нельзя. Аня, как ты думаешь, при помощи чего можно достать ключик?
Дети: Ключ можно достать при помощи магнита.
Предлагаю одному ребенку достать ключик, убедившись в том, что, может ли магнит достать металлический ключ из воды (повторяем опыт еще раз).
Воспитатель: Итак, в чем мы с вами убедились?
Вывод: Что магнит притягивает металлические предметы даже сквозь воду.
7. Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, в какой сказке злая мачеха перемешала разную крупу?
Дети: В сказке "Золушка" злая мачеха перемешала крупу.
Воспитатель: Кто помог Золушке?
Дети: Ей помогли птички.
Воспитатель: А сейчас, злая мачеха перемешала гречневую крупу с болтиками, шурупами, гайками и снова заставила перебирать Золушку, птицы в этот раз помочь не могут, бояться сломать клювики.
Воспитатель: Может быть, мы сможем помочь? Как можно это сделать быстрее?
Дети: При помощи магнита.
Предлагаю встать вокруг стола, где стоит емкость с крупой, взять магнит и выбрать металлические предметы. Дети выбирают гайки и шурупы.
Воспитатель: Какой предмет помог нам справиться с этой работой?
Дети: С этой работой помог справиться магнит.
Вывод: Итак, ребята, мы с вами убедились, что и крупа не помеха магниту.
Предлагаю детям сесть на свои места.
8. Воспитатель: Я волшебница и могу двигать предметы, не касаясь их руками.
Показываю: под деревянной доской вожу магнитом - двигается ключ, а другой вожу сверху, над ключом.
Воспитатель: Как это у меня получается? Догадайтесь, при помощи чего я двигаю этот предмет?
Дети: Вы двигаете под доской магнитом.
Воспитатель: А сейчас и вы все тоже будете волшебниками. Возьмите металлический предмет и магнит, сделайте такой же фокус.
Дети выполняют опыт - фокус.
Воспитатель: Дети, скажите, глядя на фокус, является ли дерево помехой магниту?
Повторяю опыт с пластмассовой доской.
Воспитатель: Мы провели с вами опыты с водой, крупой, деревом, пластмассой. Что вы узнали?
Дети: Мы узнали, что магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни пластмасса, ни другие предметы.
Итог: С какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: А еще, какими свойствами он обладает?
Дети: Ни дерево, ни вода, ни крупа не помеха магниту.
Воспитатель: Какие опыты вам понравились?
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали в лаборатории, были все активны, думаю, что узнали много нового и интересного.