Цели: объяснить значение слова "дружба", "бескорыстие", "корысть", значение пословицы "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях; выявить человеческие качества, характеризующие "настоящего друга"; развивать кругозор, мышление, речь, память; воспитывать доброжелательные отношения в классном коллективе, бескорыстие в отношениях, порядочность, взаимопомощь.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация <Приложение 1>, записи песен Танича М. и Шаинского В. "Если с другом вышел в путь" <Приложение 2>, Пляцковского М. и Савельева Б. "Настоящий друг" <Приложение 3>, изображение солнца - "Дружба", лучи - "Положительные качества", листочки с положительными и отрицательными качествами человека, плакат от родителей, разрезанные на слова пословицы о дружбе и о друзьях, цветок для друга у каждого ребёнка, листы с напечатанными целями урока.
Подготовительная работа: разучивание девочками и частичная инсценировка стихотворения А. Барто "Срочно требуется друг", подготовка детьми цветка для друга, подарок родителей для детей - плакат "Дружба", поиск детьми значения слов "дружба" и "бескорыстие" по словарю В.И. Даля, оформление детьми листов с пословицами о дружбе и о друзьях.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент. Эмоциональный настрой. | |
(Слайд № 1) Звучит песня на слова Танича М. "Если с другом вышел путь", на экране - подборка фото на тему "Дружба". Дети делятся заранее на две группы и усаживаются вместе. - Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего! - Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо присаживаемся. |
|
Сообщение темы классного часа. | |
- Я думаю, что вы уже догадались, о чём мы
будем говорить на классном часе? (Слайд № 2) На доске открывается изображение солнца со словом "Дружба", написанным внутри, и тема: "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!". - Мы сегодня постараемся подняться по ступенькам до нашего солнышка. А чтобы это сделать, нам надо выяснить, что такое дружба, какими качествами должен обладать настоящий друг, зачем нам нужны друзья. На доске открываются ступеньки-цели к солнцу. |
- О дружбе, о друзьях. |
Беседа о значении слов "дружба", "бескорыстие", "корысть". | |
- Как вы понимаете значения слова
"дружба"? (Слайд № 3) - Я просила некоторых из вас найти определение слов, с которыми связан наш классный час, в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля. Давайте послушаем определение слова "дружба". - В определении были новые для нас слова: "приязнь" и "бескорыстие". Вы можете объяснить, что это? - А теперь послушайте объяснение значения этих слов по толковому словарю В.И Даля. - Ребята, вам стало понятно значение этих слов? - Как вы думаете, почему дружба должна быть бескорыстной? - У слова "бескорыстие" есть антоним - "корысть". Послушайте его значение. - Люди, которые дружат с другими только для того, чтобы получить выгоду, пользу, имеют такое качество - корыстность. Послушайте стихотворение А.Л. Барто "Срочно требуется друг".
- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? - Какое качество отталкивает других от девочки? |
Высказывания детей.
Рассказ ребёнка о значении слова "дружба".
Высказывания детей. Рассказ детей о значении слова "приязнь", "бескорыстие". Высказывания детей. Высказывания детей. Рассказ ребёнка о значении слова "корысть".
Подготовленные дети читают стихотворение по ролям. Все живут, не тужат, Высказывания детей. - Корысть. |
Определение положительных качеств человека для дружбы. | |
- Какими же качествами должен обладать
человек, чтобы с ним хотелось дружить? (Слайд № 4) Поработаем в группах. У вас на столах лежат листочки с качествами человека. У первой группы листочек начинается со слов: "Друзья должны быть: ...", они подчёркивают положительные для дружеских отношений качества человека, а у второй группы - "Друзья не должны быть: ...", вы будет искать отрицательные для дружеских отношений качества человека.
- Итак подведём итог. Какими не должны быть друзья? - Так какими же должны быть друзья? (У солнца появляются лучи, на каждом луче написаны положительные для дружеских отношений качества человека). - Вот наше солнышко и засияло лучиками. |
На листах: Друзья должны/не должны быть:... порядочными - Корыстными, жестокими, враждебными, лживыми, завистливыми. - Порядочными, доброжелательными, отзывчивыми, справедливыми, бескорыстными. |
Работа над пословицами о дружбе и определение значения дружбы. | |
(Слайд № 5) - Ребята, вы уже выполняли задание - подбирали пословицы о дружбе и о друзьях. На демонстрационной доске я вывесила все ваши работы. Среди них я выбрала пословицы, которые больше всего подходят к нашей теме. А вам нужно только собрать их из набора слов.
- А теперь попробуйте объяснить значение этих пословиц. - Так почему человеку необходимы друзья? |
(Каждая группа получает свой набор слов к пословицам: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Человек без друзей, что дерево без корней". Каждая группа собирает свою пословицу.) Дети дают объяснения. Высказывания детей. |
Итог классного часа. | |
(Слайд № 6) - Итогом нашей беседы я взяла такие слова: Нам вместе лет за двести, - Как вы думаете, почему я выбрала эти строки? - Пройдёмся снова по ступенькам к солнышку: что такое дружба? - Какими качествами должен обладать настоящий друг? - Зачем нам нужны друзья? - А теперь для вас мамы подготовили сюрприз. Родители: Мы приготовили вам этот плакат. Но без вашей помощи, ребята, у нас не всё получилось. Не хватает яркости и радости. Помогите нам! - Я просила вас дома нарисовать и вырезать цветок для друга. Давайте украсим плакат этими цветами. (Слайд № 7-8) Звучит запись песни "Настоящий друг" слова Пляцковского М., музыка Савельева Б. |
Высказывания детей.
Дети наклеивают свои цветы на плакат. |