Число и цифра 1. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: познакомить учащихся с цифрой 1; ввести термины: "число" и "цифра".

Задачи:

  • формировать понятия числа ОДИН как количественной характеристики единичного объекта или предмета; обозначение числа один математическим знаком - цифрой 1;
  • формировать понятие ПЕРВЫЙ, отличие количественного и порядкового смысла числа;
  • формировать умение записи цифры 1;
  • развивать математическую речь (развёрнутые ответы);
  • продолжить работу по обучению детей приёмам работы с источниками информации;
  • способствовать продвижению аналитических и математических способностей;
  • формировать умение действовать ответственно, проявлять умение сотрудничества.

Ожидаемый результат:

  • знание числа 1;
  • умение различать и применять термины "число и цифра" и использование их в речи;
  • умение писать цифру 1;
  • умение анализировать и обобщать.

п/п

Содержание этапов урока. Формируемые универсальные учебные действия.
1. Актуализация знаний и мотивация.

- Ребята, давайте поставим цели нашего урока. Для этого нам нужно представить результат нашего труда. Откройте страницы № 26-27 в учебнике. Рассмотрите, что вы увидели нового?

Обмениваемся мнениями, чтобы определить цели урока.

Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в диалоге, умение слушать собеседника.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Работа с индивидуальным счётным материалом (кружками, квадратами, треугольниками).

- Возьмите по 1 кругу, квадрату и треугольнику. Положите эти фигуры перед собой.

- Можно ли сказать, что перед вами лежат несколько геометрических фигур?

- Уберите круг и квадрат. Сколько геометрических фигур осталось?

Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания. Проводить сравнения предметов.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Первичное восприятие нового материала.

Откройте стр. 26 в "Математике", задание № 1.

- Рассмотрите рисунок и расскажите, кого кормят Маша и Миша на своём дворе? (Маша и Миша кормят кур и цыплят.)

- На дворе несколько кур и несколько цыплят, которых кормят Маша и Миша. О каких ещё животных можно сказать, что на рисунке их несколько? (На дворе несколько овец и несколько гусей.)

- Назовите тех животных, о которых нельзя сказать, что их нарисовано несколько? (На рисунке одна кошка, одна корова, одна собака, один петух.)

- Выберите тот предмет, о котором тоже можно сказать, что на рисунке он только один. Положите на них фишки.

- Почему нет фишки на изображении белого гуся? (Про цвет ничего не сказано.)

Задание № 2.

- Посмотрите, каким знаком обозначают число один. Этот знак называют цифрой 1.

Цифра - это математический знак, с помощью которого можно записать число.

Среди знаков найдите цифру 1 и поставьте на неё фишку.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Логические универсальные учебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные универсальные учебные действия: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

4. Первичное закрепление.

- Поработаем в парах. Рассмотрите нижний рисунок на стр. 26.

- Покажите соседу по парте предметы или их части, похожие на цифру 1.

Работа в тетради на с. 20.

Задание № 1.

- Допиши цифру 1.

Задание № 2.

- Напиши цифру 1.

Взаимопроверка тетрадей.

Логические универсальные учебные действия: выбор основания для сравнения, классификация объектов.

Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей.

5. Работа над осознанием учащимися отличия количественного смысла числа "один" от порядкового числительного "первый".

- Миша, помнишь, нам мама рассказывала сказку про Козлёнка, который умел считать до десяти? - спросила Маша.

- Это когда Козлёнок увидел своё отражение в воде и сказал: "Раз", стал вспоминать Миша.

- Что хотел сделать Козлёнок, сказав раз? Кого первого он сосчитал? Правильно ли он сделал? Какое число называется первым при счёте от одного до десяти?

Познавательные универсальные учебные действия: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Самостоятельно поработайте над последним упражнением на стр. 27.

- Поставьте красную фишку на первую слева доску в заборе, а синюю фишку - на первую доску справа.

Если что-то непонятно, задайте вопрос учителю или соседу по парте.

Анализ, оценка действий.

Познавательные универсальные учебные действия: решение задач проблемного поискового характера.

Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей;

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формирование умения задавать вопросы, инициативное сотрудничество.

7. Подведение итогов по результатам выполнения поставленных целей.

-Какие вопросы по теме урока вы можете задать друг другу?

Регулятивные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

постановка вопросов - инициативное сотрудничество

8. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме: "Число и цифра 1" и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов.

Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на следующем уроке мы продолжим изучение данной темы.

Личностные универсальные учебные действия: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение оформлять свои мысли в устной форме.