Цель урока: познакомить учащихся с цифрой 1; ввести термины: "число" и "цифра".
Задачи:
- формировать понятия числа ОДИН как количественной характеристики единичного объекта или предмета; обозначение числа один математическим знаком - цифрой 1;
- формировать понятие ПЕРВЫЙ, отличие количественного и порядкового смысла числа;
- формировать умение записи цифры 1;
- развивать математическую речь (развёрнутые ответы);
- продолжить работу по обучению детей приёмам работы с источниками информации;
- способствовать продвижению аналитических и математических способностей;
- формировать умение действовать ответственно, проявлять умение сотрудничества.
Ожидаемый результат:
- знание числа 1;
- умение различать и применять термины "число и цифра" и использование их в речи;
- умение писать цифру 1;
- умение анализировать и обобщать.
№ п/п |
Содержание этапов урока. | Формируемые универсальные учебные действия. |
1. | Актуализация знаний и мотивация. - Ребята, давайте поставим цели нашего урока. Для этого нам нужно представить результат нашего труда. Откройте страницы № 26-27 в учебнике. Рассмотрите, что вы увидели нового? Обмениваемся мнениями, чтобы определить цели урока. |
Личностные универсальные учебные
действия: смыслообразование, то есть
установление связей между целью учебной
деятельности и её мотивом. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия: участие в диалоге, умение слушать собеседника. |
2. | Подготовка к восприятию нового
материала. Работа с индивидуальным счётным материалом (кружками, квадратами, треугольниками). - Возьмите по 1 кругу, квадрату и треугольнику. Положите эти фигуры перед собой. - Можно ли сказать, что перед вами лежат несколько геометрических фигур? - Уберите круг и квадрат. Сколько геометрических фигур осталось? |
Познавательные универсальные учебные
действия: способность к осознанию и усвоению
содержания. Проводить сравнения предметов. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. | Первичное восприятие нового
материала. Откройте стр. 26 в "Математике", задание № 1. - Рассмотрите рисунок и расскажите, кого кормят Маша и Миша на своём дворе? (Маша и Миша кормят кур и цыплят.) - На дворе несколько кур и несколько цыплят, которых кормят Маша и Миша. О каких ещё животных можно сказать, что на рисунке их несколько? (На дворе несколько овец и несколько гусей.) - Назовите тех животных, о которых нельзя сказать, что их нарисовано несколько? (На рисунке одна кошка, одна корова, одна собака, один петух.) - Выберите тот предмет, о котором тоже можно сказать, что на рисунке он только один. Положите на них фишки. - Почему нет фишки на изображении белого гуся? (Про цвет ничего не сказано.) Задание № 2. - Посмотрите, каким знаком обозначают число один. Этот знак называют цифрой 1. Цифра - это математический знак, с помощью которого можно записать число. Среди знаков найдите цифру 1 и поставьте на неё фишку. |
Познавательные универсальные учебные
действия: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Логические универсальные учебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные универсальные учебные действия: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
4. | Первичное закрепление. - Поработаем в парах. Рассмотрите нижний рисунок на стр. 26. - Покажите соседу по парте предметы или их части, похожие на цифру 1. Работа в тетради на с. 20. Задание № 1. - Допиши цифру 1. Задание № 2. - Напиши цифру 1. Взаимопроверка тетрадей. |
Логические универсальные учебные
действия: выбор основания для сравнения,
классификация объектов. Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей. |
5. | Работа над осознанием учащимися
отличия количественного смысла числа "один" от
порядкового числительного "первый". - Миша, помнишь, нам мама рассказывала сказку про Козлёнка, который умел считать до десяти? - спросила Маша. - Это когда Козлёнок увидел своё отражение в воде и сказал: "Раз", стал вспоминать Миша. - Что хотел сделать Козлёнок, сказав раз? Кого первого он сосчитал? Правильно ли он сделал? Какое число называется первым при счёте от одного до десяти? |
Познавательные универсальные учебные
действия: умение осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме. Регулятивные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. | Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельно поработайте над последним упражнением на стр. 27. - Поставьте красную фишку на первую слева доску в заборе, а синюю фишку - на первую доску справа. Если что-то непонятно, задайте вопрос учителю или соседу по парте. Анализ, оценка действий. |
Познавательные универсальные учебные
действия: решение задач проблемного
поискового характера. Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Коммуникативные универсальные учебные действия: формирование умения задавать вопросы, инициативное сотрудничество. |
7. | Подведение итогов по результатам
выполнения поставленных целей. -Какие вопросы по теме урока вы можете задать друг другу? |
Регулятивные универсальные учебные
действия: констатация достижения поставленной
цели. Коммуникативные универсальные учебные действия: постановка вопросов - инициативное сотрудничество |
8. | Рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме: "Число и цифра 1" и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на следующем уроке мы продолжим изучение данной темы. |
Личностные универсальные учебные
действия: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные универсальные учебные действия: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение оформлять свои мысли в устной форме. |