Параллельные и перпендикулярные линии. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательная: создать условия для формированияу учащихся понятий о параллельных и перпендикулярных линиях, сформулировать определения этих линий. Способствовать формированию у учащихся умений и навыков построения этих линий, навыков работы с чертежными инструментами.
  • Воспитательная: создать оптимальные условия для развития у учащихся познавательного интереса к предмету;
  • Развивающая: способствовать развитию пространственного мышления, внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия.

Методы обучения: Рассказ, беседа, работа у доски и в тетради, наблюдение, анализ, сопоставление, умозаключение

Оборудование: изображенный на доске чертеж прямых линий, индивидуальные задания для каждого учащегося на миллиметровой бумаге, наглядные изображения прямых линий и примеры применения различных видов линий в повседневной жизни (подбор материалов на съемном носителе), модели объемных геометрических тел

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учеников Цель обучения
1. Организационные моменты:

-проверка готовности учащихся к уроку,

-инструктаж по проведению урока.

Подготовка учениками рабочего места, тетрадей, чертежных принадлежностей. Дается установка по теме урока
2. Основной этап- актуализация знаний.

2.1. Постановка целей урока.

2.2. Выполнение заданий у доски.

2.3. Объяснение нового материла.

2.4. Организация индивидуальной работы учащихся на миллиметровой бумаге.

2.5. Закрепление навыков и умений, использование съемного носителя и телевизора.

Эвристическая беседа (линия, виды линий, разнообразие и назначение линий).

Работают у доски: изучают предложенный чертеж, анализируют построенные линии, сопоставляют наблюдения, выбирают необходимые для построения чертежные инструменты.

Слушают учителя, записывают в тетради определения и способы построения линий.

Выполняют индивидуальные задания на построения параллельных и перпендикулярных линий.

Нахождение в различных фигурах параллельных и перпендикулярных линий.

Повторение теоретического материала, необходимого на уроке, побуждение к мотивации изучения нового.

Совершенствование применения теоретических знаний на практике, развитие познавательной активности.

Усвоение нового материала, Отработка навыков работы с чертежным инструментом.

Отработка навыков построения линий, работы с чертежными инструментами.

Закрепление знаний и навыков учащимися, применение их на практике.

3. Подведение итогов, фронтальный опрос. Отвечают на вопросы. Анализ систематизации знаний учащихся по теме урока.
4. Д/з. Слушают учителя, записывают задания. Закреплений знаний.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: "Построение углов", "Градусная мера углов", "Линии чертежа", уметь работать с чертежным инструментом - линейкой, угольником, транспортиром.

1. Организационная часть

2. Сообщение темы урока, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся.

Учитель: Сегодня тема урока на доске записана, но закрыта, видно лишь одно слово "линии". Какие линии мы будем сегодня изучать узнаем чуть позже.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить линии, которые вы уже знаете, линии которые окружают нас в жизни.

Разнообразие линий:

  • Линия жизни
  • Линия электропередач
  • Линия связи
  • Линия горизонта
  • Линия метрополитена
  • Линия улиц
  • Горячая линия

(Демонстрация разнообразия линий на съемном носителе, на экране телевизора:

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9)

В словарях Даля и Ожегова: Линия-черта, порядок, строй, ряд, направление. Прямая линия - кратчайшее расстояние между точками.

Линии бывают прямыми и кривыми. (Рисунок 10, Рисунок 11)

Прямые линии:(наглядная демонстрация этих линий)

  • ребро геометрического тела,
  • след от перегиба листа бумаги,
  • натянутая лента,
  • след от карандаша на бумаге

3. Изучение нового материала

А сейчас посмотрите на доску. Вы видите чертеж, на котором много прямых линий. Вам надо найти линии, которые пересекаются и линии, которые не пересекаются (учащиеся при помощи линейки и угольника определяют эти линии). Из всех пересекающихся линий выберем линии, пересекающиеся пол прямым углом (900) . Такие линии называют перпендикулярными.

Линии, которые не пересекаются, называются параллельными. Эти линии мы с вами сегодня мы будем изучать (учитель открывает закрытые слова темы урока)

Построение линий. Параллельные линии строят при помощи линейки и угольника, перпендикулярные - при помощи линейки и угольника (транспортира).

4. Организация индивидуальной работы учащихся.

Сейчас вам будут розданы листы миллиметровой бумаги. На листе необходимо выполнить следующее задание

Даны углы. Надо измерить их при помощи транспортира, записать градусную меру каждого угла.

Даны точки на стороне угла.

Построить:

  • линии, проходящие через эти точки и перпендикулярные сторонам угла (один угол);
  • линии, проходящие через эти точки и параллельные сторонам угла (второй угол)

Дана точка внутри угла.

Построить:

  • линии, проходящие через эту точку и перпендикулярные сторонам угла (один угол);
  • линии, проходящие через эту точку и параллельные сторонам угла (второй угол)

5. Закрепление навыков и умений.

А сейчас мы с вами будем находить в различных предметах уже знакомые нам параллельные и перпендикулярные линии (изображение на съемном носителе: Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19)

6. Подведение итогов.

Вопросы: Какие новые виды линий вы сегодня узнали?

Какие линии называют перпендикулярными, какие параллельными?

Приведите примеры этих линий в повседневной жизни.

7. Домашнее задание.

Найти наглядные изображения предметов из повседневной жизни (можно нарисовать), в которых встречаются параллельные и перпендикулярные линии.

Рисунки.