Обобщающий урок по теме "Причастие". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

ХОД УРОКА

Повторение пройденного:

Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме "Причастие". Работаем в режиме "тройного дневника"

Что мы узнали на уроке Какой бы вопрос задали? Как бы ответили
1. Причастие- это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию Почему особая форма глагола? Образуется от глагола, имеет признаки глагола:

совершенный и несовершенный вид;

настоящее и прошедшее время;

  2) Почему обозначает признак предмета по действию? Имеет признак прил-ого:

отвечает на вопрос какой?

изменяется по родам, числам и падежам;

в предложении является определением.

2. Бывают действительные и страдательные причастия. Какие причастия называются действительными? Обозначает признак того предмета, который сам совершает действие.
  Какие причастия называются страдательными? Испытывают действие со стороны другого предмета.
3. Имеют суффиксы -ущ (-ющ), -ащ(-ящ), -ем, -ом, -им, -вш,-ш,-вши,-нн,-енн (-ённ), -т. От чего зависит выбор этих суффиксов? Ответы
4. Н и НН в суффиксах страдательных причастий 1) Когда пишется н? Ответы
  Когда пишется нн? Ответы.
5. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 1) Когда пишется раздельно? Ответы.
  Когда пишется слитно? Ответы.

2. Анализ текста.

Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания:

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела.(А.Толстой.)

Найдите причастия, назовите их грамматические признаки.

Выпишите словосочетания прич. +сущ. Объясните правописание окончаний причастий. (Солнце поднявшееся, ледок подёрнувший и т.д.)

3. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

1. Осложнённое списывание

1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А.Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А.Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М.Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И.Тургненв). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И.Тургенев).

Задание к тексту:

Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

2. Выборочный диктант.

Выписать причастия, указать исходный глагол. Обозначить суффиксы причастий.

Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герцен) 2) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (А.Пушкин) 3) Калиныч провёл нас в избушку, увешанную пучками сухих трав.(Тургенев) 4) На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три картины, писанные масляными красками. (Тургенев) 5) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымощенную серыми камнями, усеянную жёлтой листвой. (М.Горький) 6) Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович)

3. Отметьте номера слов, в которых пишется е.

1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до номы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета.

4. Самостоятельная работа (тест).

1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ-).

1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или -им-.

1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами.

1) Закач..нный- закач..вший (газ в баллон).

2) Прове..нное -прове..вший (на току зерно).

4. Каким словам-причастиям или прилагательным- принадлежат краткие формы в цепочках?

1) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.

2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5. В каких словосочетаниях пишется - нн-?

1) Мочё..ые яблоки.

2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

3)Сельдь вымоче..а в молоке.

6. В каких словосочетаниях пишется - н-?

1) Кипячё..ое молоко.

2) Кипячё..ое на медленном огне молоко.

3)Вскипячё..ое молоко.

4)Некипячё..ое молоко

7. Вставьте пропущенные буквы.

1) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе.

2) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.

1) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник.(П.Антокольский)

2) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.(Р.Штильмарк)

3) А двоечников-человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха.(В.Конецкий).

5. Итог урока.

Составление синквейнов по теме "Причастие".

Учитель.

  1. Закрепили, систематизировали и углубили знания учащихся по теме "Причастие".
  2. Было проведено ряд работ, что способствует самостоятельной работе учащихся.