Программа оздоровления старших дошкольников "Вдохни жизнь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит наиболее остро. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для северных районов России. За последние годы состояние здоровья дошкольников постоянно ухудшается.

Диагностика детей дошкольного возраста по программе "АСПОН" (автоматизированная система профилактических осмотров детей и подростков, которая позволяет на более ранних этапах выявить отклонения в состоянии здоровья ребенка) показала достаточно высокий уровень распространения хронических заболеваний, нарушений осанки и сколиоза, наблюдается тенденция роста количества детей с различными патологиями: кардиология, лор, плоскостопие, нарушение зрения, речи и т.д.

По последним данным NAKANUNE.RU в Уральском Федеральном округе "к первому классу около 80% детей отстают в физическом развитии и не укладываются в свои возрастные нормативы, а около 24% первоклассников уже являются носителями хронических заболеваний". (http://www.nakanune.ru/news/2011/4/19/22228902) Исследователями выявлено, что многие приобретенные болезни вызваны не только влиянием внешних факторов или наследственностью, но и связаны с условиями, технологиями обучения, организацией образовательного процесса. На первое место выдвигаются задачи разработки модели и технологии психолого-педагогического, социального сопровождения различных групп детей, их социальной адаптации, ранней диагностики резервов развития ребенка. [15]

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются самыми актуальными и в практике семейного воспитания, они диктуют необходимость поиска эффективных средств их реализации. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями общества. Все это вызывает потребность углубленно заняться оздоровлением детей.

Таким образом, оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.

Одной из форм такой работы может стать организация работы кабинета "БОС-здоровье", в котором оздоровительные сеансы по развитию релаксационно - диафрагмального дыхания помогают детям открыть удивительные возможности резервов своего здоровья и познать способ защиты себя от стресса и простудных заболеваний.

Метод БОС (биологической обратной связи)- это по существу "Учитель Здоровья". На основе этого метода и разработан Институтом БОС г. Санкт-Петербург класс-комплект "БОС-Здоровье".

Медико-психолого-педагогические показания для оздоровительных занятий по ИКТ "БОС-здоровье":

  • профилактическая работа;
  • оздоровление группы часто и длительно болеющих детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • коррекция поведения (гиперактивность, дефицит внимания);
  • улучшение концентрации внимания, памяти;
  • повышение успеваемости;
  • умение справляться со стрессом;
  • адаптация к трудностям самостоятельной жизни;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Преимущества метода ИКТ "БОС-здоровье":

  • Ребенок сознательно участвует в процессе своего оздоровления, хорошо понимая это;
  • Занятия проводятся систематически, что позволяет выработать и хорошо закрепить у детей навыки правильного дыхания.
  • Овладение данной методикой позволяет ребёнку меньше волноваться, успокоить нервную систему; помогает справиться со страхами, стрессами, неудачами, застенчивостью, гиперактивностью;
  • Дети, прошедшие курс дыхания в кабинете БОС-Здоровье, быстро засыпают, менее утомляются, отмечается высокая степень работоспособности.
  • Занятия проходят в игровой форме, что особенно привлекает детей.

Цель, задачи Программы.

Программа "Вдохни жизнь" направлена на оздоровление старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на основе интегрированного подхода при освоении образовательных областей "Здоровье", "Физическая культура", "Познание", "Безопасность", "Социализация" с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ "БОС-здоровье"). Она обладает рядом особенностей:

Программа является комплексной. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду рассматривается под оздоровительным аспектом и включена в целостный педагогический процесс.

Программа учитывает климато-географические и экологические особенности региона. Акцент делается на профилактику простудных заболеваний и нарушений зрения и на оздоровление детей групп компенсирующей направленности.

Систематические оздоровительные занятий, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в структуру которых вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, фонологопедические упражнения, пальчиковая и артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз, музыкально-ритмические игры и упражнения, продуктивные виды деятельности. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивации здорового образа жизни и формированию компетенции у детей к своему здоровью.

Важнейшую роль играет музыка, которая сопровождает ребенка на протяжении всего оздоровительного курса и приводит к улучшению психологического и физиологического состояния ребенка.

Оздоровительная работа проводится во взаимодействии с педагогами групп и в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Цель программы: научить в игровой форме детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья оздоровительному диафрагмально-релаксационному типу дыхания с использованием метода Биологической Обратной Связи (дыхание по Сметанкину), на основе этого сохранить и укрепить здоровье, обеспечить положительную динамику индекса здоровья.

Методика оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в дошкольном учреждении решает следующие общие задачи:

  • Оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка;
  • Повышение неспецифической резистентности организма ребенка;
  • Повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
  • Профилактика нарушений функционирования голоса и речи;
  • Нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития;
  • Коррекция предпатологических и патологических состояний, при которых допускается использование средств физической культуры (часто и долго болеющие дети);
  • Профилактика неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.

и частные задачи:

  • Повышение уровня культуры здоровья воспитанников и педагогов;
  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • Снижение заболеваемости наиболее распространенными простудными заболеваниями;
  • Выявление уровня знаний детей, активизация и систематизация знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих;
  • Знакомство воспитанников с дыханием как основой жизни;
  • Формирование у детей знаний о необходимости укрепления своего здоровья и важности правильного дыхания;
  • Обеспечение положительной мотивации в обучении воспитанников навыку правильного дыхания.

Содержание Программы.

В основе Программы лежит научно обоснованная оздоровительная дыхательная гимнастика (дыхание по Сметанкину) с использованием метода Биологической Обратной Связи - ИКТ "БОС-здоровье", признанная в России и за рубежом как высокоэффективная, безлекарственная технология восстановительного лечения, реабилитации и оздоровления. Организация данной деятельности представлена по трем направлениям: медицинскому, психологическому и педагогическому. <Рисунок2>

Программа включает в себя разработанные:

  • Конспекты теоретических занятий по ИКТ "БОС - здоровье"
  • Конспекты оздоровительных занятий по ИКТ "БОС - здоровье"
  • Перспективное планирование оздоровительных занятий по ИКТ "БОС-здоровье" с детьми старшего дошкольного возраста
  • Перспективное планирование оздоровительных занятий "БОС-здоровье" с детьми среднего дошкольного возраста (без использования датчиков)
  • Тестовые задания для проверки знаний детей старшего дошкольного возраста
  • Перспективный план взаимодействия специалиста по работе в кабинете "БОС-здоровье" с воспитателями групп (на старший дошкольный возраст). <Приложение5>

Формы проведения занятий: индивидуальные и мало групповые (до 4 человек).

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую (с использованием приборов).

Конспекты ознакомительных теоретических занятий "Связь работы дыхания и сердца".

Цель. Активизировать и систематизировать знания детей о взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека.

Задачи:

Закрепить знания детей о здоровом образе жизни.

Познакомить детей с дыхательной и сердечно-сосудистой системами человека.

Выявить взаимосвязь в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека.

Познакомить с диафрагмальным типом дыхания.

Занятие 1 <Приложение1>

Занятие 2 <Приложение2>

Занятие 3 <Приложение3>

Игра "Умники и умницы" <Приложение4>

Система работы с родителями

Цель: создать атмосферу сотрудничества с родителями, направленную на перспективность всех компонентов системы здорового образа жизни.

Задачи:

  • создание системы взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей интереса к здоровому образу жизни (программа "Сотрудничество");
  • привлечение родителей к активному участию в решении задач по здоровьесбережению детей, повышение педагогической культуры здоровья родителей;
  • подбор специальных игр, направленных на формирование здорового образа жизни, и ознакомление с ними на практических занятиях и развлечениях совместно с детьми;
  • удовлетворенность родителями качеством здоровьесберегающих технологий в ДОУ не менее 97%.

Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых, поэтому необходимо уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что здоровье их детей во многом определяется отношением самих родителей к физическому воспитанию и здоровому образу жизни в семье.

Предварительная работа с целью привлечения внимания родителей к современной ИКТ "БОС-здоровье" и их дальнейшей заинтересованностью в проведении оздоровительных занятий с их детьми:

Проведение родительского собрания "Современные здоровьесберегающие технологии" с целью ознакомления с оздоровительной ИКТ "БОС-здоровье".

Анкетирование по выявлению компетенции родителей в области здорового образа жизни.

Создание информационного стенда, где представлена возможность ознакомиться с вариантами "Домашней игротеки с Побосиком", например, такими как "Зачем мы дышим?", "Определи размер сердечка", "Мой пульс", "Легко-тяжело" и др.

Проведение семинара "Создание условий для сохранения и поддержания здоровья дошкольников в ДОУ и семье с учетом нетрадиционности", на котором родители, педагоги и специалисты смогут обменяться мнениями и опытом по внедрению новых технологий в образовательных областях "Физическое развитие", "Здоровье", "Безопасность" и "Познание".

Проведение практикума "Игротека Побосика" с использованием новых методов и приемов (музыка + дыхание + мотивация).

Проведение дней открытых дверей "Мама, папа, я - спортивная семья" с целью пропаганды здорового образа жизни.

В течение учебного года проводятся выставки рисунков и фотографий на тему "Как мы проводим выходные".

Условия успешности реализации программы.

Для повышения эффективности оздоровительный занятий необходимо, чтобы выполнялся ряд требований:

  • регулярность (не менее 2-3 раз в неделю с каждым воспитанником в течение оздоровительного цикла), основанная на осознании воспитанниками необходимости посещения уроков здоровья;
  • отношение к оздоровительным занятиям со стороны администрации и родителей как к полноценному предмету;
  • предметность учета оценок здоровья и анализа их взаимосвязи с успеваемостью;
  • тесная связь с воспитателями группы, медицинскими работниками и родителями.

Об успешности занятий можно судить по динамике показателей после оздоровительного курса занятий посредством Модели мониторинга. <Рисунок3>

Ожидаемые результаты:

на уровне детей:

  • снижение заболеваемости ОРВИ в три раза;
  • увеличение и/или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС (и ЧСС на выдохе);
  • снижение частоты дыхания до возрастной нормы;
  • улучшение оценки усвоения воспитанниками образовательной программы в образовательных областях "Здоровье", "Познание", "Физическая культура", "Безопасность", "Социализация";
  • улучшение звукопроизношения и повышение эффективности занятий с логопедом.
  • улучшение психоэмоционального состояния воспитанников;
  • мотивационно - познавательная активность на занятии;
  • рациональная организация образовательного процесса, эффективность занятий.

на уровне педагогов:

  • повышение компетенции педагогов в области оздоровления воспитанников;
  • обеспечение положительной динамики индекса здоровья детей;
  • сохранение и укрепление здоровья детей

на уровне родителей:

  • повышение компетенции родителей в области оздоровления воспитанников;
  • удовлетворенность родителями качеством здоровьесберегающих технологий в ДОУ не менее 97%.

Библиографический список:

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2005
  2. Верстаков П.В. Организация и внедрение нетрадиционных методов закаливания в дошкольных учреждениях Севера/Из опыта работы.- Нижневартовск, 2001
  3. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных общеобразовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005
  4. Программа "Истоки": Базис развития ребенка-дошкольника/Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др.; Науч. ред. Л.А.Парамонова и др. - М.: Просвещение, 2003
  5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. д-ра пед.наук Л.А.Парамоновой. - Карапуз - Дидактика, 2004
  6. Программа "Развитие образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы". - Нижневартовск, 2007
  7. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н., Маркович Н.Н. и др. Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.
  8. Сметанкин А.А., Афанасьев Д.В., Аверьянов В.В., Захаров С.Я. Оценка эффективности "Уроков БОС-здоровье". - СПб, 2006.
  9. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. - СПб., изд-во "Питер", 2005.
  10. Сметанкин А.А. Учитель Здоровья. - СПб., изд-во "Питер", 2003.
  11. Сметанкин А.А. "Будь здоров, малыш!" // Учебник здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 2006.
  12. Хакимова Г.А. Региональная Программа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста: Будь здоров, малыш! - Нижневартовск, 2004
  13. Целевая Программа МДОУ ДСКВ №31 "Медвежонок" "Сотрудничество" (утв. приказом №328 от 30.08.2006г.).
  14. Целевая программа МДОУ ДСКВ №31 "Медвежонок" "Здоровье и развитие дошкольника" (утв. приказом № 400 от 05.09.2007г.).
  15. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006

Электронная библиотека:

  1. http://flash.biosvyaz.com/
  2. http://www.pro-bos.ru/

Рисунки.