Урок письма

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Дать представление о письме как особом жанре, имеющем свои традиции, и его разновидностях;
  • Познакомить учащихся с композицией письма, его языковыми особенностями;
  • Показать роль письма в современной жизни;
  • Прийти к пониманию, что письмо пробуждает в душе человека стремление к взаимопониманию, состраданию, милосердию, неравнодушию, желание решать проблемы, личные и общественные.

СЛАЙД 1

Презентация.

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке письма мы попытаемся

  • показать роль письма в современной жизни;
  • понять, что письмо пробуждает в наших душах стремление к взаимопониманию, состраданию, милосердию, неравнодушию, желание решать проблемы, личные и общественные.

Вы получите представление о письме как особом жанре и познакомитесь с композицией письма, его языковыми особенностями.

Эпистолярный жанр. Такое название интригующее. Если произнести медленно эти два слова, то получится даже загадочно.

Что же это такое? Эпистолярный - имеющий форму письма, переписки.

СЛАЙД 2

- На нашем уроке речь пойдёт о письмах.

- Умеем ли мы писать письма? Любим ли получать их? В наше время глобальной компьютеризации и повсеместной электронной почты не потеряем ли мы навыки написания писем?

Что такое письмо?

(ответы детей)

СЛАЙД 3,4,5, Чтобы понимать сегодня друг друга, следует ознакомиться с лексикой, связанной с письмом.

СЛАЙД. 6

СЛАЙД 7 (ЗАСТАВКА)

  •  Что в нашей жизни может стать темой письма?
    (ответы детей)
  • СПИД может ли быть темой для письма?
    (ответы детей)

Конечно, может. Иногда письмо - это единственный способ поделиться своей бедой или попросить о помощи. Готовясь к этому уроку, мы случайно наткнулись в интернете на это письмо. Мы хотим прочитать вам отрывки из этого письма.

ПИСЬМО

...У меня в ноябре обнаружили в крови ВИЧ-вирус. Откуда он у меня взялся, мне остается только гадать. Наркотики - это исключено, я их никогда не пробовал. Остается только или переливание крови, которое мне делали в больнице или моя случайная сексуальная связь с девушкой, с которой я познакомился в ночном клубе на дискотеке. А еще раньше, когда я учился в училище, и мне было 16 лет, я сделал себе на ноге татуировку, о чем сильно пожалел: меня заразили вирусом гепатита-С. Теперь у меня два вируса в крови, эти два вируса: гепатит С и ВИЧ-вирус объединились и очень быстро приведут меня к СПИДу, затем к смерти. Я очень этого боюсь...

...Все мои коллеги по работе от простых работников до начальства очень хорошо относились ко мне. Я даже и не думал, что настолько завоевал их уважение, доверие и любовь...

...Несмотря на большую разницу в возрасте, мы были очень дружны с братом. Но потом, когда я сказал, что у меня обнаружили ВИЧ-инфекцию, они все отказались от меня. На все мои письма друзья и родственники не отвечали...

...Александр Николаевич, мне очень понравилось написанное вами письмо. Вы вселяете веру в жизнь. Спасибо вам. К нам 11 апреля приезжали специалисты из ВИЧ-центра. Они взяли у нас анализы на вирусную нагрузку и анализ на СД-4 иммунитета. Ответ пока еще не готов. Они обследовали меня и поставили мне уже 3-ю группу ВИЧ и сказали, что ошибки о моей болезни нет. Мне очень страшно.

Слово учителя. Сегодня к нам на урок пришли специалисты из центра ПРОБЛЕМ СПИДа. Дадим им слово, а потом вы сможете задать им вопросы.

Слово специалистам.

На классных часах вы обсуждали проблему СПИДа, сейчас вы получили квалифицированную информацию о страшном заболевании и, наверное, могли бы предостеречь своих друзей, родных и знакомых и незнакомых людей.

Как это можно сделать?

(ответы детей)

Мы предлагаем вам сделать это, используя ФОРМУ ПИСЬМА.

  • А сильны ли мы в этом жанре? Как много пишем писем? Много ли получаем весточек по обычной почте, (не электронной)?  
  • Кто из вас и когда получал последний раз письмо? (ответы детей)
  • Когда сами последний раз писали письмо? (ответы детей)
  • Умеем ли мы писать письма?
  • Каковы правила написания писем? (риторические ?)

Найдите в конвертах на ваших столах правила написания писем Л.Кэрролла - "Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма".

Прочитайте некоторые из них. Что вам показалось интересным в этих советах?

Предлагаем обратиться к богатому эпистолярному наследию наших соотечественников, наблюдая - научиться, вспоминая традиции эпистолярного жанра - чтобы попробовать самому написать письмо.

Перед вами лежат конверты с письмами.

  • Чьи это письма? (ответы)
  • Кому они адресованы? (ответы)

Обратите внимание, как начинаются письма и какие слова звучат в конце. ПРОЧИТАЙТЕ

Это письма личного характера. Но бывают и другие письма.

СЛАЙД 8 "Разновидности писем"

Давайте послушаем одно из открытых писем академика Д.С.Лихачева. ЧИТАЕТ УЧЕНИК

Д.С. Лихачев

"А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокие различия. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становясь все выше, а человек, их центр, мудрее".

Вопросы для обсуждения:

  • К кому обращается Л.?
  • Мы с вами тоже адресаты этого письма.
  • Как вы поняли, что академик обращается к нам, к каждому из нас? (он говорит на общественно значимую тему)

Реплика учителя: кстати, СПИД - ТОЖЕ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ ТЕМА.

У1. Учитель: такое открытое, публичное письмо не требует ответа, но заставляет каждого задуматься о проблеме.

Вы тоже можете написать такое открытое письмо.

  • Кому можно адресовать открытое письмо о СПИДе? (ответы)
  • Что нужно знать, чтобы написать такое письмо?

СЛАЙД 9 (ответы)

Учитель: чаще мы пишем письма личного характера.

  • Можно ли писать о СПИДе в личном письме? (ответы)
  • Кто может стать адресатом такого письма? (ответы)
  • А адресантом? (ответы)

Адресантами в данном случае будете вы. Для этого вам нужно знать, из каких компонентов строится письмо

Когда мы садимся за письмо, нам порой не хватает нужных слов. При написании писем нам могут помочь некоторые шаблоны, клише, существующие обороты речи, принятые условные эпистолярные формулы. СЛАЙД 11

Прочитаем обращения, которые вы можете использовать в своих письмах. СЛАЙД 12

Прочитаем, какие этикетные формулы принято использовать в письмах. СЛАЙД 13

Не забудьте использовать восклицательные и вопросительные предложения. Они делают письмо эмоционально насыщенным. СЛАЙД 14

Закончить письмо можно такими оборотами. СЛАЙД 15

Сегодня мы говорили о письмах не случайно. Итогом нашего разговора будут ваши письма.

СЛАЙД 16 (ЗАДАНИЕ)

Приложение 1

Приложение 2