Представленный вариант урока с презентацией (см приложение) возможно использовать:
- в качестве повторительного урока по истории России IX-XV в 6 классе;
- в качестве внеклассной интеллектуальной игры по истории;
- в качестве внеклассного мероприятиях в 6-7 классах, посвященного Дню защитника Отечества.
Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся по указанной теме
Задачи:
- Образовательная - закрепление понятийного аппарата, повторение основных дат и событий по русской военной истории IX-XV вв, процесса формирования национальных патриотических традиций.
- Развивающая - углубление и расширение знаний по теме;
- Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников гордости за свой народ, готовый к самопожертвованию ради Родины, продемонстрировать роль воинства в истории Отечества.
Урок проводится в форме "Своя игра"
Данная форма викторины позволяет:
- предоставить участникам игры вопросы по выбору разной степени сложности;
- предоставить участникам возможность выбора по различным темам;
- продемонстрировать учащимся ценность знания и широты кругозора.
Аппарат игры
При выборе вопроса кликните правой кнопкой мыши по любой цифре в ячейке напротив соответствующей темы
Для возврата на основное игровое поле щелкните правой кнопкой мыши по указанной стрелке
Содержание игры
Тема "Оружие"
10- Какое оружие изображено на рисунке?
20 -
:А палицы у них [калик] вязовые,
С конца в конец свинцу налиту :
О каком оружии идет речь в этом летописном отрывке?
30 - Назовите вид оружия, изображенный на рисунке
40 - Назовите основные элементы вооружения русских воинов
50 - Как назывались топоры, вошедшие в использование с XV в?
Тема "Доспехи"
10 - Как выдумаете, что изображено на рисунке?
20 - Как называлась остроконечная часть шлема?
30- Как называлась кольчужная сетка, которая крепилась к шлему?
40 - Как русские воины называли ту часть шлема, которая европейцами называлась как забрало?
50- Как называлась кольчужная рубашка с вплетенными на груди и спине горизонтальными металлическими пластинами, которые обычно крепились с припуском друг на друга. Весил до 15 кг, совмещал в себе прочность пластинчатого доспеха и эластичность кольчуги.
Тема "Даты"
10- В год 6370 и над... всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?" Тамошние же жители ответили: "Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим и платим дань их потомкам, хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде"
О какой дате идет речь?
20 - Был на Руси Иваном III введён он для суда,
И властью княжеской, исконной, в нём на
двенадцати листах
В порядке собрались законы, в стране единым
правом став.
Служил "Судебник" тот не мало, права хоть были
не равны,
Все ж произвола меньше стало, один закон для всей
страны.
В каком году был введен Судебник Ивана III?
30- Когда Русью правил "денежный мешок?"
40- 18 апреля - День воинской славы.
В честь какого события отмечается этот день?
50- Назовите дату сражения, изображенного на картине Васнецова?
Тема "Лица"
10- Кто изображен на этой картине?
20 - "И послушал дружинников он и пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его... Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал он своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще..." И вышли из города Искоростеня древляне, убили его и его дружину". О ком идет речь в этом документе?
30- В походах не возил с собой ни возов, ни котлов,не варил мяса.: Не имел и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах: О каком полководце идет речь?
40- Этот великий князь одержал решающую победу над татарами, вследствие чего Русь приобрела независимость.
50- Этот киевский князь совершил 80 походов, нанес сокрушительные удары по печенегам и половцам. Назовите имя этого героя.
Тема "Поэзия"
10 - ________река, тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном - тын, за домом - дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы. О какой реке идет речь?
20- Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя - внука Чингисхана,
Своё соседство, с ним кляня:
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли. Назовите дату этого события.
30- Стоял такой великий стон, шёл бой с такою
кровью,
Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья:
А князя Дмитрием Донским с тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним до наших дней живёт.
Назовите событие и его дату
40- А когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат рать
Московского князя Ивана.
Государь прочитал и, спокоен, и строг, Повернулся
к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог,
И сказал: "Дань платить мы не будем!"
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было.
О каком событии идет речь в стихотворении?
50- И на город полусонный,
что в туманах потонул,
Вдруг нахлынул отдалённый,
отдалённый грозный гул.
Вот по улицам столицы побежал
людской поток,
Обезумевшие лица, крики,
плач и топот ног.
"Люди добрые, беда!
Тохтамыш идёт сюда!"
В каком году произошло это событие?
Тема " Карты"
10- Какое историческое событие изображено на схеме?
20- Отгадайте событие на карте
30 -Отгадайте событие на карте
40- Какое событие здесь изображено?
50- На карте это обычно изображали жирной линией, которая прерывалась точками- крепостями. Схематично эта линия выглядела так, как показано на рисунке. Что это?
Тема "Кот в мешке"
10- Представитель какого народа изображен на картине?
20- Какое ежегодно повторяемое событие на Руси здесь изображено?
30- Назовите героев этого произведения
40- На этой старинной гравюре известный вам человек, герой, победитель, за свои труды он был приравнен к лику святых
50- И ратник великий, и святой, объединил славян и укрепил государство
Тема "Культура"
10- Как называлось древнерусское торговое судно?
20- Назовите части древнерусского города.
30- Этот памятник горожане поставили тем, кто совершил подвиг, несколько недель защищая город от татар. В каком городе воинской славы стоит этот древний крест?
40-Это пушки XVI в, но примерно такие же несколько штук Иван III впервые использовал против врага, чем и напугал его. Где и когда Великий князь впервые применил артиллерию?
50- Как называлась битва, в которой союзнические войска окончательно разгромили рыцарей Тефтонского и Ливонского ордена? Когда она произошла?
Список источников и литературы
- Кирпичников А. Н. Военное дело на Руси в XIII-XV вв. - Л.: Наука, 1976
- Кирпичников А.Н. Русские шлемы X-XIII вв// Советская археология. 1958. № 4.
- Аржакова Т.С. Калмыкова А.Г Учебная игра "Путешествие в страну историю"//Преподавание истории и обществознания в школе, 2002. № 6
- http://ru.wikipedia.