(1 слайд)
Взаимосвязь всех участников воспитательно-образовательного процесса в воспитании любви к семье, родному городу, стране у детей дошкольного возраста
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. (2 слайд)Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе, побудило к созданию в нашем детском саду(3 слайд) творческой группы, состоящей из логопедов и воспитателей старшей и подготовительной логопедических групп, которые проводят углубленную краеведческую работу.
(4 слайд) Процесс познания родного края учителя-логопеды начали с составления лексического плана, который разделили на три блока.
(5 слайд) Первый блок "Природа родного края" позволяет познакомить детей с растительным и животным миром наших лесов, с уникальными уголками природы нашего края, например, реликтовая липовая роща в поселке Кузедеево.
В данный блок входят следующие лексические темы: "Хлеб", "Овощи", "Фрукты", "Сад, огород", "Деревья", "Грибы", "Ягоды", "Домашние, дикие животные и птицы".
Изучая эти темы, дети приходят к выводу о необходимости беречь и охранять природу.
(6 слайд) В блоке "Моя Родина" знакомим детей с историей города Новокузнецка и его достопримечательностями, с живописными уголками, с промышленностью.
Знакомя дошкольников с родным краем, нужно обязательно подчеркнуть, что какой бы особенной ни была малая Родина, она является частью всей страны. Поэтому, во втором блоке идёт знакомство со следующими темами: "Наш город", "Моя страна", "Профессии", "Русские народные сказки", "Русская народная игрушка". Эти темы дают возможность знакомству с народными промыслами и устным народным творчеством.
(7 слайд) Ознакомление воспитанников детского сада с понятием "семья" происходит в блоке "История семьи" с непосредственным участием родителей. Они знакомят детей с генеалогией своей семьи, её традициями и устоями.
В группах постоянно организуются выставки рисунков, каждый ребёнок ведёт свой "Дневничок Всезнайки", в котором совместно с родителями ребёнок готовит сообщение по определённой теме, а затем выступает перед всеми детьми.
Детский сад - вторая семья для ребёнка, поэтому, изначальным объектом познания становятся помещения детского сада, их назначение и труд работников дошкольного учреждения.
В этом блоке освещаются следующие темы "Семья", "Детский сад", "Школа".
Планирование лексических тем составлено нами в порядке нарастающей сложности по возрастным параметрам. Например, в старшей группе изучается тема "Наш город", а в подготовительной "Моя страна", в старшей группе изучается тема "Детский сад", а в подготовительной -"Школа" и т. д.
(8 слайд) Лексическое планирование логопедов позволяет воспитателям широко использовать в своей работе разнообразные формы деятельности.
(9 слайд) Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребёнка, мы уделяем большое внимание созданию в группах центров краеведения, в которых есть материалы о символике страны и родного города, разнообразные игры и дидактический материал.
(10 слайд) В книжных уголках выставляются книги познавательного характера, иллюстративно - дидактический материал о природе родного края, страны, фотоальбомы о нашем городе в прошлом и настоящем, предметы народно - прикладного искусства.
(11 слайд) Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а так же стремление и желание отобразить полученные знания. Работа продолжается и в свободной деятельности детей: ребята конструируют из строительного материала свой город, дома, крепости, мосты.
(12 слайд) Изучая тему "Наш город" дошкольники с удовольствием разучивают стихи и пальчиковые гимнастики о своём городе по мнемотаблицам. Этот приём способствует лучшему запоминанию стихотворных текстов, а яркая мнемотаблица позволяет лучше узнать и запомнить родной город.
(13 слайд) С большим интересом дети играют в различные дидактические игры: лото "Мой город Новокузнецк", домино "Мой родной город", собирают кубики и пазлы с изображением достопримечательностей города.
(14 слайд) На занятиях по изобразительной деятельности выражают своё отношение к окружающему миру в рисунках на темы: "Мой дом", "Моё любимое дерево", "Моя любимая Ильиночка", "Кузнецкая крепость", "Московский Кремль", "Любимая игрушка".
(15 слайд) Соблюдая народные традиции, в детском саду проводятся фольклорные праздники, при подготовке к которым дети знакомятся с историей, обычаями и культурой своего народа.
(16 слайд) Мы вместе с воспитанниками посещаем интересные лектории в детской библиотеке, приглашаем сотрудников музея "Тазыхан" в детский сад, чтобы познакомить детей с традициями и бытом шорского народа. В дальнейшем планируем организовать с помощью родителей экскурсию в краеведческий и художественный музей.
(17 слайд) Одним из приёмов, используемых в детском саду при изучении темы "Мой город" является ТРИЗ. Игра "Кольца Луллия" закрепляет знания о профессиях людей, живущих в городе, об архитектуре. (18 слайд) С помощью приёма "Генетический подход" дети выстраивают модель "Города будущего". Принцип "Матрёшка" помогает помогает детям в разрешении противоречий в пространстве и времени. Приём "Увеличение - Уменьшение" решает различные ситуации при проведении игры "Великаны в стране Лилипутов". Методы и приёмы ТРИЗ позволяют строить всевозможные модели, которые развивают фантазию и творческое воображение.
(19 слайд) Работа по формированию у детей чувства патриотизма, любви к своей семье, родному городу, стране строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Родители являются активными участниками всех мероприятий. Дети вместе с родителями изучают родословную своей семьи, составили генеалогическое древо, придумали и нарисовали "Герб семьи", сделали макеты своей улицы и района. Многие родители совместно с воспитателями оформили своим детям портфолио.
(20 слайд) Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных районных и городских конкурсах и выставках.
(21 слайд) Сотрудничество с родителями, их заинтересованность и активное участие- залог успеха всей нашей работы, которая направлена на всестороннее развитие каждого ребёнка, воспитание гражданина и патриота своей Родины.