Преимущества использования ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время особая роль на уроке и во внеклассной работе отводится информационно - коммуникационным технологиям (ИКТ). Использование новых информационных технологий помогает реализовать важнейшие требования современного образования: способствует выработке у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, благоприятствует их личностному развитию. “Компьютерная технология обучения представляет комплекс унифицированных методологических, психолого – педагогических, программно – технических и организационных средств, предназаначенных для интенсификации самостоятельной познавательной деятельности (учения), обучения или управления учением, а также для игрового решения учебных и практических задач”[3]. Использование компьютерных технологий дает возможность обучающимся самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Компьютерные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование личности информационного общества;
  • максимальное усвоение учебного материала;
  • активизацию познавательной деятельности;
  • формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.

Использование ИКТ может позволить одновременно искать ответ на множество вопросов, одновременно работать по нескольким направлениям, обрабатывая огромную информацию за минимальное время. При этом существенно меняется положение, как ученика, так и учителя: имеется больше возможностей для организации и развития познавательной и обучающей деятельности. Использование ИКТ помогает обучающимся глубже и разнообразнее познавать окружающий мир, эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал. Для учителя компьютерные технологии расширяют возможности использования новых форм организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, работа в группе и с партнерами, автономное обучение и т.д. При использовании таких форм организации учебного процесса происходит индивидуализация на более высоком уровне, обучающиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей, природного потенциала.

Информационно - коммуникационные технологии помогают находить информацию и критически работать с ней, учитывая различные аспекты; позволяют организовать самостоятельную работу обучающихся, развивают их познавательный интерес и информационную культуру. Для более серьезной подготовки по предмету необходимо не только находить информацию в Интернете, но и критично отбирать ее. Перед обучающимися раскрывается перспектива, которая включает в себя осознанный поиск информации с высокой мотивацией. Наиболее продуктивными и перспективными направлениями использования Интернета обучающимися являются: межличностное общение, общекультурное развитие, профориентация, поиск дополнительной информации по различным учебным дисциплинам, ознакомление с учебно – образовательными проектами, выполнение проектов, поиск нужных компьютерных программ, просмотр и анализ школьных страниц, самостоятельное изготовление web - сайтов.

Обучающиеся с высоким уровнем познавательной активности, используя Интернет, получают расширенный доступ к интересующей их информации. Они самостоятельно находят сообщения о проведении конкурсов, олимпиад, конференций, тестирований, игр, викторин, интеллектуальных марафонов и т.д. и имеют возможность принять участие в заинтересовавших их конкурсах.

Одной из форм организации деятельности детей с использованием ИКТ может быть создание учениками собственных страниц, которые могут содержать авторские разработки таблиц, схем, заданий, а также творческие работы: рефераты, доклады, исследовательские работы, презентации, тематические газеты и др.

Применение информационных технологий в учебном процессе и во внеклассной работе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Под руководством учителя учащиеся используют компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладения способами получения информации для решения учебных, а затем и производственных задач, для получения навыков самообразования в течение всей жизни. С помощью информационных технологий интенсифицируется, обогащается учебный процесс; ИКТ способствуют развитию личности ребенка и профессионального мастерства учителя, создавая новую культуру педагогического общения.

Литература

  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие. М., 2004
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат.М.: Академия, 2000
  3. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. М.: 5 за знания, 2008