Урок математики по теме "Все действия с десятичными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательная: повторить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “десятичные дроби”, определить уровень усвоения знаний по данной теме, проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке
  • развивающая: развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность;
  • воспитательная: воспитывать стремление достигать поставленных целей, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Задачи урока:

  • Показать значимость отработки вычислительных навыков на этом этапе обучения;
  • Стимулировать мотивацию учащихся к изучению математики;
  • Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний и умений по теме: “Десятичные дроби”
  • Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тест по теме “Все действия с десятичными дробями”, карточки с заданиями, набор сигнальных карточек для каждого ученика (красный, зеленый, синий).

Структура урока: фронтальная, парная, индивидуальная самостоятельная работа.

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели
  2. Актуализация опорных знаний. Устный счет.
  3. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради.
  4. Историческая справка
  5. Физкультминутка.
  6. Тест с самопроверкой
  7. Работа в парах
  8. Итог урока
  9. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, целей и задач урока.

Девиз урока: “Знания имей отличные по теме дроби десятичные

II. Актуализация опорных знаний

а) Игра “Ромашка”. Цель игры - повторение правил, которые потребуются при решении задач.

(На доске с помощью магнита крепится цветок ромашки, где на каждом лепестке написаны вопросы Открывая лепесток, ученик отвечает на поставленный вопрос):

- Правила сложения и вычитания десятичных дробей

- Правила умножения десятичных дробей на 10 , 100, 1000:.

- Правила деления десятичных дробей на 10 , 100, 1000:.

- Правила умножения десятичных дробей на натуральное число

- Правила умножения десятичных дробей на десятичную дробь

- Правила деления десятичных дробей на натуральное число

- Правила деления десятичных дробей на десятичную дробь

- Правила сравнения десятичных дробей

б). Устно вычислить:

31,06-31,06 3,0156*10 31,2*0,01
3,42-0,12 53,2/10 4,56/0,1
35,6*0 29,65/10 0,57+3,43
5,8+3,2 9,735/10 1.567*1

в). Выполните сравнение дробей:

  • 8,5 ... 6,69
  • 34,04 ... 34,4
  • 0,7 ... 0,70
  • 4,806 ...4,93
  • 9,404... 9,44
  • 7,040 ... 7,04

III. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради

Задание для учащихся.

1) Клоун придумал несколько примеров на сложение, вычитание и умножение десятичных дробей, а чтобы было смешнее, стер в них запятые. Вот какие равенства у него получились:

  • 38 + 42 = 8
  • 73 * 10 = 73
  • 67 – 43 = 627
  • 24 * 3 = 72
  • 34 * 0,01 = 0034
  • 57 – 4 = 17

Запишите их в тетрадь, поставив в нужном месте запятые

2) Решите задачи:

1. В понедельник намолотили 37,6 т зерна, во вторник – на 3,8 т больше, чем понедельник, а в среду – в 1, 5 раза меньше, чем во вторник. Сколько всего тонн зерна намолочено за эти три дня ?

2. До реки туристы шли со скоростью 6,6 км/ч, а по берегу реки со скоростью 4,2 км/ч. Всего они прошли 9,06 км. Сколько времени туристы шли по берегу, если до реки они шли 0,8 часов.

IV. Историческая справка

Презентация http://s1malkar.ucoz.ru/load/0-0-0-8-20

“Кто же придумал десятичные дроби? Продолжаем рубрику “Знаете ли вы?” В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и учёный. Его фамилия зашифрована примерами и уравнениями. Заменив ответы примеров буквами, вы прочтёте его фамилию”.

3,27 + 6,9 + 4,73
8,39 + 4,7 + 1,61
45 – х = 38,783
(х + 1,7) – 6,02 = 10,4
х + 27,621 = 38
(8,3 – х) – 0,02 = 3,4
14,9
14,7
х = 6,217
х = 14,72
х = 10,379
х = 4,88
Ответ 4,88 10,379 6,217 14,7 14,72 14,9
Буква Н И Е Т В С

Учащиеся получают фамилию Стевин и учитель показывает его портрет.

Симон Стевин (1548-1620 г.г.)

V. Физкультминутка

На уроке мы писали,
Все что знали, отвечали.
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем!

Сбросили напряжение, накопившееся за время решения задачи и уравнений, продолжим работу в тетради.

VI. Тест по теме “Сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей”

Теперь проверим наши знания с помощью теста.

Тест

Вариант 1

1) Выполните сложение:

395,486 + 4,58

Ответы:

а) 853,486
б) 400,066
в) 395,954

2) Выполните умножение:

2,87 х 5,6

Ответы:

а) 16,072
б) 15,172
в) 150,72

3) Найдите значение частного:

1,598 : 4,7

Ответы:

а) 34
б) 0,34
в) 0,034

Дополнительно:

Найти значение выражения:

4,36 : (3,15 + 2,3)

Ответы:

а) 8
б) 1,8
в) 0,8

Вариант 2

1) Выполните сложение:

7,6 + 908,67

Ответы:

а) 916,27
б) 1668,67
в) 909,43

2) Выполните умножение:

0,85 х 4,07

Ответы:

а) 345,95
б) 3,4595
в) 3,4605

3) Найдите значение частного:

39,156 : 7,8

Ответы:

а) 5,2
б) 0,52
в) 5,02

Дополнительно:

Найти значение выражения:

6,93 : (0,028 + 1,512)

Ответы:

а) 0,45
б) 45
в) 4,5

Ключ к тесту:

  1) 2) 3) Доп.
I. вариант Б) А) Б) В)
II. вариант А) Б) В) В)

Самостоятельно проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак “+” или “ – ”.

Оценим результат

Критерии оценки:“5” – 4 заданий;“4” – 3 заданий;“3” – 2 задания.

Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили: “5” – красный, “4” – зеленый, “3” – синий.

VII. Работа в парах

Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово.

1) 5,8 + 22,191=
2) 6,025 х 5,6 =
3) 1,15 х 0,4 =
4) 0,182 : 1,3 =
5) 131,67 : 5,7 =

1,4 23,1 0,46 2,11 0,14 0,4 27,991 3,4 33,74 27 8,22 2,6
М П Ю О З Л Ь О В Д Е Ц

Ответ: слово МОЛОДЕЦ

VIII. Итог урока

– Сформулируйте правила сложения десятичных дробей.

– Как умножить две десятичные дроби?

– Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.

IX. Домашнее задание

Придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу, которая была бы решена с помощью сложения и вычитания десятичных дробей, записать на листок условие задачи и нарисовать рисунок по этому условию, а в тетрадь записать её решение. Постарайтесь, чтобы ваша задача понравилась учащимся класса, чтобы данные в условии соответствовали реальности.