"Кислород - это вещество вокруг которого вращается земная химия".
Й. Берцелиус
Цель урока: Углубление знаний учащихся о кислороде
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: закрепить понятие "химический элемент", "простое вещество"
Задачи:
Образовательные
- Ознакомить учащихся со способами получения кислорода в лаборатории, в промышленности.
- Изучить содержание кислорода в оболочках земли.
Развивающие
- Расширить понятие "химический элемент"
- Сравнить содержание кислорода в оболочках земли как простого вещества.
- Научить применять полученные знания для конкретного примера.
Воспитательные
- Формирование бережного отношения к живым организмам (к растениям).
- Элементы экономического воспитания
- Продолжить формирование познавательного интереса учащихся.
Методы обучения: сочетание частично-поискового и объяснительно иллюстративного методов.
Оборудование:
Таблицы
- Распространение кислорода в природе
- Круговорот кислорода в природе
- Получение и применение кислорода
Вещества
- КМnO4 - перманганат калия
- МnO2 - оксид марганца
- Н2O2 - перекись водорода
Приборы для проведения опыта:
- Сухое горючие
- Лучинки
- Кристаллизатор
- Стакан
- Спички
- Приборы для получения газов
Ход урока
I. Проверка полученных знаний.
Организационный момент: получение индивидуальных заданий.
"В начале урока я бы хотела проверить Ваши знания по прошлому материалу индивидуальные задания лежат перед Вами (см. приложение). При выполнении задания под буквой "а" - Вы получаете оценку "удовлетворительно"; "а" и "б"- хорошо; "а", "б", "в" - отлично. При сдаче задания контролеру (назначается заранее, его домашним заданием является прорешивание всех карточек), у Вас получится одна цифра.
2 человека выходят решать качественные задачи.( оборудована первая парта для проведения эксперимента)
Остальные фронтальный опрос
- Что такое неметаллы?
- Особенности строения атомов неметаллов
- Особая способность, характерная для неметаллов
- Что такое аллотропия? Ее причины.
- Где находятся элементы, простые вещества которые проявляют яркие неметаллические свойства ? (VII группа главная подгруппа)
- Общее их название (галогены)
- Перевод (рождающие соли)
- Что общего в строении этих атомов? (7e на высшей оболочке)
- Назовите низшую [-1] и высшую [+7 исключая F] степени окисления атомов в их молекулах
- Можно ли узнать находится ли ион галогена в растворе или нет? [Да]
- Какую реакцию нужно провести [ качественную]? Что это такое?
Проверяем качественные задачи. [Ученики закрепляют качественные реакции на галогенид-ионы]
Проверка индивидуальных заданий.
А теперь обратимся за помощью для открытия темы сегодняшнего урока к учащимся выполняющим индивидуальные задания. Вы получили ответ? Выйдите к доске и откройте свою букву в теме уроки. По пути сдайте на проверку карточки сегодняшнему контролеру. В конце урока он(а) объявит ваши оценки.
II. Изучение нового материала
План (на доске)
- Характеристика химического элемента с порядковым № 8 по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. [план характеристики отвечает 1 человек ] [ исходя из плана урока делайте записи в тетрадь замечание учителя]
- Способы получения кислорода
а) В лаборатории
Учитель: В прошлом году мы с Вами знакомились с одним из способов получения кислорода. Его напомнит Вам 1 ученик.
Опыт получение О2 из КМnO4
- демонстрация
- обнаружение (лучинка загорается)
- уравнение реакции
[При выполнении учителем опыта проверка правил техники безопасности производится фронтально в классе]
Учитель: II способ получения широко используется не только в лабораторной практике , но и в подводных лодках [печальный опыт АПЛ "Курск"]
2-й ученик
- демонстрация
- обнаружение (лучинка загорается)
- уравнение реакции
Почему МnO2 написан над -> [катализатор, вещество не участвующее в реакции, а только ее ускоряющее]
Какой еще способ Вы можете предложить?
2F2+2H2O -> 4HF+O2
Вы запишите его дома выполняя домашнее задание.
Теперь рассмотрим получение кислорода
б) в промышленности
[Рассказ учителя по таблице с указанием применения этих способов в городе]
Круговорот кислорода в природе [связь с биологией процесс фотосинтеза][по схеме таблицы дети сами осуществляют рассказ]
Распространение кислорода в природе
Он всюду и везде
В камне, в воздухе, вводе
Он и в утренней росе
И в небес голубизне
- Где на земле встречается кислород? [самостоятельное чтение текста параграфа]
Посмотрите на схему, вспоминаем любимый предмет географию:
- Как называется в географии земная кора? [литосфера]
- Как называется в географии воздушная оболочка Земли [атмосфера]? Какое там содержание О2?
- Как называется в географии водная оболочка Земли? [гидросфера] Сколько там находится кислорода?
- Подумайте и скажите, в каких оболочках мы говорим о кислороде как о химическом элементе, а в каких как о простом веществе? Докажите это.
Значение и применение кислорода
- Экологическое значение кислорода. Что может сделать человек для очищения воздуха?
- Применение кислорода по схеме таблицы
III. Закрепление материала и подведение итогов
- Что мы изучили и повторили на этом уроке?
- Посмотрите внимательно на план рассказа о кислороде (план на доске) Что не хватает в плане? [химических свойств кислорода] - это план работы на следующий урок.
IV. Домашнее задание.
Теперь контролер объявит Ваши оценки.