Основные цели:
- Сформировать способность к анализу и решению задач на сложение и вычитание, в которых целое число разбито на части разными способами.
- Сформировать способность к записи , сравнению, сложению и вычитанию.
- Закрепить изученные приемы решения уравнений, зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.
Раздаточный материал:
- Карточка на отработку внимания.
- Карточка с заданием на отработку вычислительных навыков, нахождения целого и части.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке
Ручка, карандаш, тетрадка.
Мозговой штурм.
- Как в школе называется комната, где учатся дети?
- Как называется стол, за которым сидят дети?
- Где пишет учитель, когда объясняет задание?
- Как ты узнаешь, что пора идти на урок?
- Что такое урок?
- Почему детям надо учиться?
- С каким настроением ученики должны приходить в школу?
Задание на отработку внимания.(задание в приложении)
Упражнение для активизации головного мозга "Ленивые восьмерки".
(нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмерки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Цель:
- Активизировать вычислительные навыки в пределах третьего десятка.
- Активизировать мыслительные операции наблюдения, сравнения, аналогии.
- Зафиксировать затруднения решения задач с помощью графической модели.
Математический диктант.
30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 (натуральный ряд чисел записан на доске)
- Прочитайте ряд чисел.
- Запомните числа: 33 36 30
- Расположите числа в порядке возрастания.
- Продолжите ряд чисел еще на три числа ( 30 33 36 39 42)
- Запишите самое маленькое число в этом ряду (30)
- Запишите самое большое число в этом ряду (40)
- Запишите соседей числа 35 (34 и 36)
- Какие числа предшествуют числу 34 ( 33 32 31 30)
- Какие числа следуют за числом 37 (38 39 40)
- Увеличьте число 33 на 3 единицы.(36)
- Число 39 уменьшите на 4 единицы. (35)
- На сколько единиц на до увеличить число 31, чтобы получилось число 36? (5)
Физкультминутка " Шапка размышлений" (улучшает внимание, ясность восприятия речи)
Работа со схемами. Уравнения.
- Как называются данные равенства? ( уравнения)
- Почему мы данные равенства называем уравнениями? ( неизвестное число х)
- Как решить уравнения?
Установление последовательности операции в алгоритме решения уравнений.
- Заполните схему, определите знак действия, решите уравнение.
Работа со схемами.
- Что неизвестно в данных схемах целое число или его часть?
- Какое действие необходимо сделать, чтобы найти неизвестное число?
Физкультминутка. "Качание головой" (Стимулирует мыслительные процессы)
3. Проектирование и фиксация новых знаний.
Цель: Рассмотреть задачи на сложение и вычитание, в которых целое
Разбито на части разными способами.
Работа над задачами.
Мама купила 2 кг красной и 8 кг белой смородины.
Сколько кг смородины купила мама?
- Где была мама?
- Что она купила на рынке?
- Каких двух видов она купила смородины?.
- Что нам неизвестно и как найти целое количество смородины?
- Что сделала мама из смородины? (одну часть сварила а другая осталась).
- Какую смородину мама сварила ? (красную и белую)
- Это сколько? (10 - это 2 и 8 )
- Как найти какая часть смородины у мамы осталась?
- Может ли мама оставшуюся часть смородины еще разделить на части?
Интеллектуальная разминка.
- Зарисуйте схематично предметы и явления, которые я назову.
Стена вода песня ветер смех ночь свет
- Какое слово было первым?
- В каких двух словах есть буква о?
- Какое слово выражает хорошее настроение?
4. Первичное закрепление .
Цель: Зафиксировать свойства решения задач, где целое разбито на части.
Работа с учебником.
Л.Г.Петерсон 1 класс, 3 часть, Урок №23 № 3.
5. Самоконтроль и самопроверка.
Цель: Проверить способность к выполнению действий, вызывающих затруднения.
Организовать контроль способностей к их выполнению.
Индивидуальная работа с карточкой.
(6 + _____ = 10
10 - _____ = 5
_____ - 3 = 7 )- не менее 10 примеров.
6. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: Оценить свою работу на уроке. Обсудить домашнее задание.
Тест " Где я на уроке и в школе". (приложение)
Домашнее задание: Из деталей "Танграма" сложить фигуры "Домик", "Лейка".
Приложение
Задание на отработку внимания.
За две минуты обведи в каждой строке квадраты с треугольником в правом верхнем углу. В колонке "1" запиши количество таких квадратов на каждой строке.
Тест: " Где я на уроке и в школе".