>Вид: Соревнование.
Оборудование:
- современная компьютерная техника: компьютер, проектор, экран;
- раздаточный материал, таблица результатов конкурсов для жюри, плакаты с заданиями, грамоты.
Методы обучения: Проблемно-поисковый, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Цели мероприятия:
- привитие интереса к математике;
- развитие у учащихся логического мышления;
- развитие познавательных интересов;
- воспитание у учащихся внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
Задачи мероприятия:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде;
- Учебная - повторение и закрепление основного программного материала;
- Развивающая - развитие у учащихся памяти, внимательности, любознательности, умения излагать мысли.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
- Организационный момент (8 мин).
- Постановка темы и цели мероприятие (2 мин).
- Путешествие в мир занимательных вопросов и задач (1 ч).
- Итоги мероприятия (5 мин).
- Выступление жюри и обсуждение результатов (5 мин).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент.
Наше путешествие посвящено математике - той самой науке о числах, величинах и фигурах, без которой жизнь людей невозможно представить.
"Математика - царица всех наук" - такое гордое, царственное определение дал ей великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс. Математика - обширнейшая область знаний человека.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
Сегодня соревнуются умнейшие, находчивые, увлеченные, остроумные команды математиков "Кристалл" и "Поиск".
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач
Мы поход продолжаем свой смело
В мир интересных вопросов и задач.
Не беда, что идти нелегко,
И не бойтесь, что путь будет труден,
Ведь открытия сложные людям
Никогда не давались легко.
Постановка темы и цели мероприятия.
Тема сегодняшнего внеклассного мероприятия звучит следующим образом: "А ну-ка, математики!" - путешествие в мир занимательных вопросов и задач.
Исходя из темы, вытекает цель мероприятия - привитие интереса к математике, развитие логического мышления, познавательных интересов, воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
III. Путешествие в мир занимательных вопросов и задач.
1 этап. "Исторический"
Командам по очереди задаются вопросы, за правильный ответ команда получает 1 балл.
- Назовите фамилию и годы жизни первой русской женщины-математика. (С. Ковалевская, 1850-1891 г.г.)
- Назовите три древнегреческих математика.
- Кто автор первого учебника по математике в России? (Магницкий)
- Кем было предложено обозначать отношение длины окружности к ее диаметру буквой ? (Л. Эйлером в 1736г. И У. Джонсоном в 1706г.)
- Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов)
- Кем были предложены знаки умножения и деления? (немецким математиком Г. Лейбницем)
2 этап. "Великие ученые"
Каждой команде предлагается по очереди назвать высказывания великих ученых о математике. Побеждает команда, последней назвавшая высказывание.
3 этап. "Звездное небо"
Это конкурс на скорость, правильное выполнение и защиту своего задания. Каждый участник команды получает звезду с задачей. Решив ее и, найдя соответствующий ответ на небе, участник прикрепляет туда звезду. Затем условия задач появляются на экране и каждый член команды объясняет свое решение. (см. приложение 1)
Одновременно зрители в зале участвуют в "Конкурсе на самого активного болельщика".
На экране одна за другой появляются условия задач:
- Что больше а или 2а?
- Вычислить устно . (9600)
- У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько детей у отца? (7)
- Две дюжины умножить на три дюжины. Сколько получится дюжин? (78)
- Сумма, произведение и частное каких двух чисел равны между собой? (-1 и 0,5)
4 этап. "Хитрые задачи"
Каждой команде даны карточки с тремя задачами. На их выполнение выделено 10 минут. По истечению данного времени по три участника из каждой команды должны дать ответ и пояснить решения предложенных им задач, условия которых появляются на экране.
1. Необыкновенная девочка.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила -
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно:
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
(Используется двоичная система счисления)
2.
Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей.
Уток было восемь пар -
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей? (56 птиц)
3. "Бьют часы двенадцать раз:"
Поется в одной песне. А сколько ударов в сутки делают часы, если в двенадцать часов (дня или ночи) они бьют двенадцать раз, в два часа - два раза и т.д., да еще бьют один раз, отмечая середину каждого часа? (180 раз)
4. Если Оля идет в школу пешком, а обратно едет на автобусе, то всего на дорогу она затрачивает полтора часа. Если же она едет на автобусе в оба конца, то весь путь занимает у нее тридцать минут. Сколько времени тратит Оля на дорогу, если и в школу и из школы она идет пешком? (2 ч. 30 мин.)
5. 15 шариков можно сложить в виде треугольника, но нельзя сложить в виде квадрата - одного шарика не хватает. Из какого количества шариков, не превосходящего 50, можно сложить как треугольник, так и квадрат? (36 шариков)
6. Средний возраст игроков футбольной команды - 22 года. Во время матча один из игроков получил травму и ушел с поля. Средний возраст оставшихся игроков стал равен 21 году. Сколько лет футболисту, получившему травму? (32 года)
В это время зрителям в зале предлагается
- Разгадать математический ребус.
- Ребус - слово-загадка, которое состоит из рисунков, цифр и букв. Решить ребус - значит прочесть слово. (см. < Рисунок 1>).
- Назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа.
IV. Итоги мероприятия
Пока жюри подводит итоги, хочется отметить, что в процессе нашего путешествия в мир занимательных вопросов и задач все участники показали свое стремление к победе, внимательность в решении задач, а главное, интерес к математике. А также получили частичку положительного эмоционального настроя, а значит время внеклассного мероприятия потрачено не зря.
V. Выступление жюри и обсуждение результатов
Слово дается членам жюри. Они объявляют результаты путешествия "А ну-ка, математики!" и команду-победителя. Командам вручаются грамоты.
На этом мы прощаемся математики - друзья
Задерживаться больше нам уже нельзя!