Коррекционно-развивающее занятие по теме "Внетабличное умножение и деление в пределах 100". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • совершенствовать вычислительные навыки табличного умножения и деления,
  • упражнять в применении изученных приёмов умножения и деления двузначных чисел на однозначные и деления двухзначных чисел на двузначные, закреплять знание связи между компонентами и результатами действий умножения и деления;
  • развивать умение анализировать, рассуждать, логически мыслить;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: Рабочая тетрадь по математике (3 класс №2, авторы Моро М.И., Волкова С.И.),таблица с изображениями кубиков, таблица для составления числовых выражений, карточки с числовыми выражениями, индивидуальные таблицы с числами 1 - 100, наборы карточек для дидактической игры "Собери мозаику", офтальмотренажер "Траектории", набор карточек для физкультминутки "Весёлые человечки".

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психологический настрой:

Прозвенел звонок для нас
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились.
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем!

Сообщение темы занятия:

- На занятии вам, ребята, представляется возможность улучшить свои математические знания, умение быстро и точно выполнять умножение и деление чисел в пределах 100. Для этого нужны ваше внимание, собранность, смекалка.

II. Развивающее задание "Кубики".

- Малыши Денис, Никита Максим строили дома из кубиков. Денис использовал 7 кубиков, Никита - 6 кубиков, Максим - 8 кубиков. Кубиками какого цвета играл каждый из мальчиков?

(Денис - красными, Максим - синими, Никита - зелеными).

III. Задания на автоматизацию навыков табличного умножения и деления.

Задание 1.

- При помощи карточек с числами 1 - 100 назовите числа:

а) от 6 до 60, которые делятся на 6 без остатка;

б) от 7 до 70, которые делятся на 7 без остатка.

(Работа ведется фронтально, называют числа по "цепочке").

Задание 2 "Собери мозаику".

- Решив примеры из таблицы умножения и деления на маленьких карточках, накрываем ими ответы на большой карточке рисунком вверх. Если вы верно решите все выражения, то получится интересная мозаика - открытка.

(Работа ведется индивидуально).

Физкультминутка "Весёлые человечки".

(Демонстрируются схематичные изображения " человечков", показывающих физкультурные упражнения. Размер "человечка" - 2 см. Дети повторяют движения).

IV. Задания на отработку приёмов внетабличного умножения и деления в пределах 100.

1. Найдите связь между числами и рисунком, составьте числовое выражение. 

Задания:

1. прочитать разными способами: называя компоненты действия деления, используя понятие "уменьшить в : раз".

2. Какой компонент деления неизвестен? Как его найти? Какой схемой - подсказкой воспользуемся?

(На стенде схемы внетабличного умножения и деления):

2. Групповая работа "Круговые примеры" (карточки на доске).

I 60 : 20 3 * 15 45 : 9 5 * 14 70 :7 10 * 6
II 40 : 20 2 * 25 50 : 5 10 : 2 5 : 1 80 :2

(2 группы детей составляют цепочку "круговых примеров", соревнуясь на скорость и точность вычислений).

Физкультминутка. Интеллектуальная разминка "Пересадки".

(Ответивший верно ученик пересаживается на свободное место. В конце игры подводится итог - кто сколько раз пересел.)

1. Числа, которые складывают, называются : (слагаемыми).

2. Результат сложения чисел называется : (сумма).

3. Запись, в которой есть знак "=", называется : (равенство).

4. Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получится: (другое слагаемое).

5. Сумма длин сторон фигуры называется : (периметр).

6. Назвать компоненты действия вычитания: (уменьшаемое, вычитаемое, разность).

7. Число, из которого вычитают, называется: (уменьшаемое).

8. Результат вычитания чисел называется: (разность).

9. Если к вычитаемому прибавить разность, то получится: (уменьшаемое).

10. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа меньшее: (вычесть).

11. У прямоугольника противоположные стороны : (равны).

12. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется: (квадрат).

13. В выражениях со скобками в первую очередь выполняем действия: (в скобках).

14. Результат умножения чисел называется: (произведение).

15. Если произведение разделить на один из множителей, то получится: (другой множитель).

16. Результат деления называется:( частное).

17. Если делитель умножить на частное, то получиться ... (делимое).

18. Если делимое разделить на частное, то получится: (делитель).

19. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число на меньшее: (разделить).

20. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину на ширину: (умножить).

21. Действие сложение проверяем действием: (вычитанием).

22. Действие вычитание проверяем действием:(сложением).

23. Умножение проверяем:(делением).

24. Деление проверяем:(умножением).

Упражнения на мышечное расслабление и снятие эмоционального возбуждения.

1. "Поза покоя".

- Садимся поближе к краю стула, опираемся на спинку, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены, глаза прикрыты.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень лёгкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье:
И становится понятно -
Расслабление приятно.

2. "Кулачки".

- Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот так напряглись руки. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Спокойно! Вдох - выдох!

- Повторяем еще раз:

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем.

- Легко приподняли, уронили расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики.

3. Работа "в паре" ("учитель" - "ученик").

Тетради на печатной основе (Моро М.И., Волкова С.И. 3 класс №2), с.30, №78.

- Объясняем решение примеров на умножение и деление друг другу по очереди по 1 примеру. Самой дружной будет та пара, которая правильно решит большее число примеров.

36 * 2 19 * 5 26 * 3
70 : 5 90 : 18 63 : 21

Гимнастика для глаз "Траектории" (в режиме динамической позы стоя)

- Взглядом провожаем снежинку по красному треугольнику:

Зима пришла. За окнами,
Где чёрных елок ряд,
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.

- А теперь по синему кругу по часовой стрелке 5 раз и затем в обратном направлении:

Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят.
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.

- В завершении "летим" глазами по зелёному прямоугольнику по 2 раза в каждом направлении, начиная с левого нижнего угла:

Снежинка быстро кружится -
Февральский ветер скор.
А платьице - что кружево,
Смотри, какой узор.
Но вот она снижается.
Я слышу шёпот: "Ой,
Кончается, кончается
Последний танец мой:"

V. Закрепление пройденного материала.

1. Выбор числового выражения для решения задачи (карточки на стенах, в режиме динамической позы стоя).

20 * 4 20 - 4 4 + 5 20 + 4 20 : 4 4 * 5

1. Семья посадила 20 кг картофеля, а собрала в 4 раза больше. Сколько килограммов картофеля собрали?

2. В одном куске 20 м ткани, а в другом на 4 м больше. Сколько метров ткани во втором куске?

3. На аллее парка растут 4 дуба и 20 берёз. На сколько больше берёз, чем дубов растёт на аллее парка?

4. Сколько человек сидит за пятью столами, если за каждым столиком сидят 4 человека?

5. В четырёх одинаковых бидонах 20 л молока. Сколько литров молока в одном таком бидоне?

6. В парк привезли 20 саженцев. Когда посадили несколько саженцев, осталось посадить еще 4 саженца. Сколько саженцев уже посадили?

7. Площадь прямоугольника 20 см2, а длина одной стороны 4 см. Найдите длину другой его стороны.

2. Групповая работа "Шифровка".

4 * 10 = _ о

21 * 4 = _ д

32 * 3 = _ о

33 * 2 = _ ы

46 : 23 = _ ц

88 : 4 = _ л

36 : 3 = _ м

3 * 10 = _ л

41 * 2 = _ и

22 * 4 = _ ч

32 * 3 = _ о

50 : 25 = _ т

84 : 4 = _ о

39 : 3 = _ н

12 40 22 96 84 2 66 96 2 30 82 88 13 21
м о л о д ц ы о т л и ч н о

VI. Итог занятия.

- Какие задания были наиболее трудными?

- Какие задания показались самыми интересными?

- Что вам удалось? Над чем ещё нужно поработать?

- Как бы вы оценили свою работу на занятии?

Поднимите руки те, кто:

- работал в полную силу;

- работал хорошо, но мог бы работать лучше;

- кто не доволен своей работой. Почему?

Молодцы! Вы активно занимались, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали и помогали своим товарищам.