Цели:
- совершенствовать вычислительные навыки табличного умножения и деления,
- упражнять в применении изученных приёмов умножения и деления двузначных чисел на однозначные и деления двухзначных чисел на двузначные, закреплять знание связи между компонентами и результатами действий умножения и деления;
- развивать умение анализировать, рассуждать, логически мыслить;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: Рабочая тетрадь по математике (3 класс №2, авторы Моро М.И., Волкова С.И.),таблица с изображениями кубиков, таблица для составления числовых выражений, карточки с числовыми выражениями, индивидуальные таблицы с числами 1 - 100, наборы карточек для дидактической игры "Собери мозаику", офтальмотренажер "Траектории", набор карточек для физкультминутки "Весёлые человечки".
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психологический настрой:
Прозвенел звонок для нас
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились.
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем!
Сообщение темы занятия:
- На занятии вам, ребята, представляется возможность улучшить свои математические знания, умение быстро и точно выполнять умножение и деление чисел в пределах 100. Для этого нужны ваше внимание, собранность, смекалка.
II. Развивающее задание "Кубики".
- Малыши Денис, Никита Максим строили дома из кубиков. Денис использовал 7 кубиков, Никита - 6 кубиков, Максим - 8 кубиков. Кубиками какого цвета играл каждый из мальчиков?
(Денис - красными, Максим - синими, Никита - зелеными).
III. Задания на автоматизацию навыков табличного умножения и деления.
Задание 1.
- При помощи карточек с числами 1 - 100 назовите числа:
а) от 6 до 60, которые делятся на 6 без остатка;
б) от 7 до 70, которые делятся на 7 без остатка.
(Работа ведется фронтально, называют числа по "цепочке").
Задание 2 "Собери мозаику".
- Решив примеры из таблицы умножения и деления на маленьких карточках, накрываем ими ответы на большой карточке рисунком вверх. Если вы верно решите все выражения, то получится интересная мозаика - открытка.
(Работа ведется индивидуально).
Физкультминутка "Весёлые человечки".
(Демонстрируются схематичные изображения " человечков", показывающих физкультурные упражнения. Размер "человечка" - 2 см. Дети повторяют движения).
IV. Задания на отработку приёмов внетабличного умножения и деления в пределах 100.
1. Найдите связь между числами и рисунком, составьте числовое выражение.
Задания:
1. прочитать разными способами: называя компоненты действия деления, используя понятие "уменьшить в : раз".
2. Какой компонент деления неизвестен? Как его найти? Какой схемой - подсказкой воспользуемся?
(На стенде схемы внетабличного умножения и деления):
2. Групповая работа "Круговые примеры" (карточки на доске).
I 60 : 20 3 * 15 45 : 9 5 * 14 70 :7 10 * 6 II 40 : 20 2 * 25 50 : 5 10 : 2 5 : 1 80 :2
(2 группы детей составляют цепочку "круговых примеров", соревнуясь на скорость и точность вычислений).
Физкультминутка. Интеллектуальная разминка "Пересадки".
(Ответивший верно ученик пересаживается на свободное место. В конце игры подводится итог - кто сколько раз пересел.)
1. Числа, которые складывают, называются : (слагаемыми).
2. Результат сложения чисел называется : (сумма).
3. Запись, в которой есть знак "=", называется : (равенство).
4. Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получится: (другое слагаемое).
5. Сумма длин сторон фигуры называется : (периметр).
6. Назвать компоненты действия вычитания: (уменьшаемое, вычитаемое, разность).
7. Число, из которого вычитают, называется: (уменьшаемое).
8. Результат вычитания чисел называется: (разность).
9. Если к вычитаемому прибавить разность, то получится: (уменьшаемое).
10. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа меньшее: (вычесть).
11. У прямоугольника противоположные стороны : (равны).
12. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется: (квадрат).
13. В выражениях со скобками в первую очередь выполняем действия: (в скобках).
14. Результат умножения чисел называется: (произведение).
15. Если произведение разделить на один из множителей, то получится: (другой множитель).
16. Результат деления называется:( частное).
17. Если делитель умножить на частное, то получиться ... (делимое).
18. Если делимое разделить на частное, то получится: (делитель).
19. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число на меньшее: (разделить).
20. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину на ширину: (умножить).
21. Действие сложение проверяем действием: (вычитанием).
22. Действие вычитание проверяем действием:(сложением).
23. Умножение проверяем:(делением).
24. Деление проверяем:(умножением).
Упражнения на мышечное расслабление и снятие эмоционального возбуждения.
1. "Поза покоя".
- Садимся поближе к краю стула, опираемся на спинку, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены, глаза прикрыты.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень лёгкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье:
И становится понятно -
Расслабление приятно.
2. "Кулачки".
- Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот так напряглись руки. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Спокойно! Вдох - выдох!
- Повторяем еще раз:
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем.
- Легко приподняли, уронили расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики.
3. Работа "в паре" ("учитель" - "ученик").
Тетради на печатной основе (Моро М.И., Волкова С.И. 3 класс №2), с.30, №78.
- Объясняем решение примеров на умножение и деление друг другу по очереди по 1 примеру. Самой дружной будет та пара, которая правильно решит большее число примеров.
36 * 2 19 * 5 26 * 3 70 : 5 90 : 18 63 : 21
Гимнастика для глаз "Траектории" (в режиме динамической позы стоя)
- Взглядом провожаем снежинку по красному треугольнику:
Зима пришла. За окнами,
Где чёрных елок ряд,
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
- А теперь по синему кругу по часовой стрелке 5 раз и затем в обратном направлении:
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят.
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
- В завершении "летим" глазами по зелёному прямоугольнику по 2 раза в каждом направлении, начиная с левого нижнего угла:
Снежинка быстро кружится -
Февральский ветер скор.
А платьице - что кружево,
Смотри, какой узор.
Но вот она снижается.
Я слышу шёпот: "Ой,
Кончается, кончается
Последний танец мой:"
V. Закрепление пройденного материала.
1. Выбор числового выражения для решения задачи (карточки на стенах, в режиме динамической позы стоя).
20 * 4 20 - 4 4 + 5 20 + 4 20 : 4 4 * 5
1. Семья посадила 20 кг картофеля, а собрала в 4 раза больше. Сколько килограммов картофеля собрали?
2. В одном куске 20 м ткани, а в другом на 4 м больше. Сколько метров ткани во втором куске?
3. На аллее парка растут 4 дуба и 20 берёз. На сколько больше берёз, чем дубов растёт на аллее парка?
4. Сколько человек сидит за пятью столами, если за каждым столиком сидят 4 человека?
5. В четырёх одинаковых бидонах 20 л молока. Сколько литров молока в одном таком бидоне?
6. В парк привезли 20 саженцев. Когда посадили несколько саженцев, осталось посадить еще 4 саженца. Сколько саженцев уже посадили?
7. Площадь прямоугольника 20 см2, а длина одной стороны 4 см. Найдите длину другой его стороны.
2. Групповая работа "Шифровка".
4 * 10 = _ о 21 * 4 = _ д 32 * 3 = _ о 33 * 2 = _ ы 46 : 23 = _ ц 88 : 4 = _ л 36 : 3 = _ м |
3 * 10 = _ л 41 * 2 = _ и 22 * 4 = _ ч 32 * 3 = _ о 50 : 25 = _ т 84 : 4 = _ о 39 : 3 = _ н |
||||||||||||
12 | 40 | 22 | 96 | 84 | 2 | 66 | 96 | 2 | 30 | 82 | 88 | 13 | 21 |
м | о | л | о | д | ц | ы | о | т | л | и | ч | н | о |
VI. Итог занятия.
- Какие задания были наиболее трудными?
- Какие задания показались самыми интересными?
- Что вам удалось? Над чем ещё нужно поработать?
- Как бы вы оценили свою работу на занятии?
Поднимите руки те, кто:
- работал в полную силу;
- работал хорошо, но мог бы работать лучше;
- кто не доволен своей работой. Почему?
Молодцы! Вы активно занимались, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали и помогали своим товарищам.