В процессе обучения и воспитания обучающихся участвует весь педагогический коллектив, обслуживающий персонал училища, работодатели, в той или иной степени они оказывают положительное или иногда отрицательное влияние как на формирование личностных качеств каждого обучающегося, так и на всю группу в целом. Но никто из участников этого процесса не несет ответственности за конечный результат, как мастер производственного обучения и классный руководитель.
Личность мастер , классного руководителя во многом определяет уровень квалификации обучающихся, а также атмосферу в группе. Ведь не случайно говорят: какой мастер - такая и группа. И в немалой степени от руководства училища зависит , чтобы смысл этих слов был положителен.
Классный руководитель несет персональную ответственность за состояние учебно-воспитательной работы в группе вместе с мастером, следовательно , и планировать свою работу с обучающимися классный руководитель должен вести вместе с мастером.
Начать свою воспитательную работу с первокурсниками целесообразно начать уже 20-25 августа, провести первое собрание группы, провести родительское собрание.
Хороший практический результат дает организованная в день знаний (1 сентября) экскурсия или поездка за город. В этот день можно провести встречи с ветеранами , выпускниками училища. Очень важно проследить ,чтобы до начала учебного года обучающиеся и их родители представили все необходимые документы ,справки ,фотографии.
Предмет особой заботы классного руководителя - подготовка обучающихся к занятия : точное расписание на первые дни, учебные принадлежности. Важно уже с первых дней занятий предупредить желание некоторой части обучающихся расписать и разрисовать тетради , а также "традицию",когда несколько предметов ведут в одной тетради. С первых дней учебы классный руководитель должен убедить обучающихся ,что без конспектов он не будет допущен до экзаменов.
В планировании воспитательной работы на сентябрь-октябрь целесообразно предусмотреть знакомство обучающихся с традициями училища ,правилами поведения, формами поощрения и наказания ,условиями получения повышенного разряда. Использовать для этого можно классные часы, вводные инструктажи на производственной практике, собрания ,обеденные перерывы , общеучилищные линейки.
Важной задачей для педагогов является подбор общественных поручений для каждого обучающегося. Здесь нельзя ошибиться при выборе актива :старосты ,зам. старосты и т. д. , сначало целесообразно назначать обучающихся на эти должности временно ,изучая ,соответствуют ли они этому назначению. В случае необходимости очень тактично следует менять своих помощников, выбирая тех, кто пользуется уважением своих товарищей, творчески активен и инициативен. Только в конце сентября можно назначать и выбирать актив в группе. Следует своевременно объяснить каждому обучающемуся , в чем состоит содержание его поручения ,и можно раз в два месяца планировать отчет о выполнении поручения на собрании группы.
План конспект организации и проведения первого собрания с обучающимися.
1. По списку группы отметить отсутствующих, выяснить причины отсутствия.
2. Классному руководителю и мастеру представиться обучающимся.
3. Рассказать о профессии, училище, работодателях (социальных партнерах).
4. Рассказать о режиме учебы, требованиях к обучающимся.
5. Рассказать о традициях училища:
- каждому общественное поручение;
- 8-30 час. - Начало занятий, приход в училище -8-15 час.
- каждый вторник - общеучилищная линейка после 2 урока;
- каждый четверг - классный час; последний классный час - подведение итогов
- успеваемости и посещаемости за месяц;
- раз в полугодие - родительское собрание;
- раз в месяц - общеучилищное мероприятия.
6. Предупредить обучающихся об ответственности за сохранность имущества; об обязательном ношении спецодежды на производственном обучении; спортивной одежды на занятиях физкультуры; о недопустимости курения на территории училища.
7. Познакомить обучающихся с положением назначения стипендии.
Перечень форм и средств ,используемых классным руководителем и мастером производственного обучения по предупреждению правонарушений среди обучающихся.
1. Беседа с обучающимся с целью выяснения причин совершения проступков.
2. Запись в дневнике педнаблюдения.
3. Составление обучающимся объяснительной записки за совершенный проступок.
4. Беседа мастера с провинившимися обучающимися после занятий.
5. Беседа классного руководителя и мастера с обучающимися по всем фактам нарушения.
6. Обсуждение культуры поведения или успеваемости обучающегося на собрании группы с обязательным ведения протокола.
7. Посещение обучающегося на дому мастером и классным руководителем.
8. вызов родителей и беседа с ними мастером и классным руководителем, администрацией училища.
9. Письменное сообщение по месту жительства обучающегося (иногородние).
10. Написание обучающемуся отрицательной характеристики.
11. Объявление замечания на общеучилищной линейки.
12. Обсуждение обучающегося на Совете профилактики.
13. Объявление выговора в приказе по училищу.
14. Обсуждения учащегося в присутствии родителей на педагогическом совете.
Возможны варианты :ходатайстве о постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, отчисление из училища ,решение педагогического совета отправить по месту работы родителей.
Содержание общественных поручений обучающихся учебных групп.
Староста группы - обязан знать расписание и доводить его до сведения группы, обеспечивать построение группы на линейку, знать об отсутствующих на занятиях(в том числе и по болезни);при отсутствия мастера выполнять его обязанности, подавать личный пример в культуре поведения, внешнем виде; отвечать за успеваемость в группе.
Зам. старосты - выполняет обязанности старосты в дни отсутствия старосты, является помощником мастера по всем вопросам: успеваемости, посещаемости, проведению классных часов.
Ответственный за трудовую дисциплину - Ведет ежемесячный табель посещаемости, отмечает отсутствующих, фиксирует медицинские справки, отчитывается у мастера и классного руководителя
Редактор стенгазеты- выпускает ежемесячно тематическую газету, организует работу художников, фотографа и др. членов редколлегии.
Ответственный за соблюдение техники безопасности - перед началом производственной практики проверяет внешний вид. О всех фактах различных нарушений докладывает мастеру.
Физорг - обеспечивает участие группы в спортивных соревнованиях, помогает преподавателю физвоспитания в проведении занятий в группе ;информирует обучающихся о работе спортивных секций.
Культорг - организует поздравления обучающихся с днем рождения, организует посещение театров, выставок, музеев.
Основные этапы внеклассного мероприятия.
Организационный момент (0,5 - 3 мин)
Педагогическая цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.
Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Педагогическая цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей детей, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т. д. На этом этапе педагогу требуется не только "зажечь" детей, но и определить, нужно ли ему внести коррективы по ходу занятий и какого характера должны быть эти коррективы.
Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (2/3, чуть больше 1/3 всего времени занятия).
Педагогическая цель: реализация основной идеи занятия.
Заключительная часть (от 1/5 - 1/4 времени до менее 1/3).
Педагогическая цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.
Требования к внеклассной работе.
- При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели.
- Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты.
- В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке.
- Педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами.
- При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации.