Зима глазами поэта. Стихотворение С.Есенина "Пороша"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с произведением С. Есенина;
  • учить учащихся чувствовать поэзию слова;
  • выразительно читать стихотворение;
  • развивать у детей поэтический вкус и образное мышление;
  • способствовать эстетическому развитию учащихся.

Оборудование:

  • учебник "Живое слово", авт. З.И. Романовская
  • картины зимней природы;
  • портрет С.Есенина;
  • краски, кисточки, баночки с водой.

План урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

"Сегодня вам предстоит встреча с удивительным миром - миром поэзии в стихотворении Сергея Есенина "Пороша".

3. Знакомство с произведением.

Учитель: Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии!

Зимняя природа побуждает людей творить. Посмотрите вот на эти рисунки и картины.

(учитель показывает иллюстрации с зимними пейзажами)

Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе.Послушайте одно из таких произведений.Звучит музыка А.Вивальди "Времена года. Зима".

Изображать зимнюю природу можно по-разному.Художник это делает с помощью красок- композитор с помощью звуков, а поэт Сергей Есенин "нарисовал" картины зимы словами.Послушайте его стихотворение.

Учитель читает стихотворение С.Есенина "Пороша".

  • Какими впечатлениями вам хочется поделиться?
  • Какие картины природы вы представили?
  • Что вам особенно понравилось? (выслушиваются ответы детей)

4. Работа с текстом произведения.

Учитель: Стихотворение называется" Пороша". Авы знаете,что такое пороша?

Дети: Пороша- это слой только что выпавшего снега. Герой стихотворения наблюдает жизнь природы.

Учитель: Что он наблюдает?(выслушивает ответы детей)Что нарушает тишину зимнего лесного царства?

Дети: Крики ворон,стук дятла.

Учитель: Как вы думаете, каков должен быть характер звучания стихотворения?

Дети: Спокойный, неторопливый, задумчивый.

Учитель: Сейчас мы будем перечитывать стихотворение,а вы должны ответить на вопрос:

Какими красками вы бы передали настроение слов в каждом четверостишии?

У вас на столах лист, разделенный на 4 квадратика, каждый из которых соответствует четверостишию. Вы должны раскрасить квадратики теми цветами, которые каждый из вас представляет при чтении (дети читают первое четверостишие)

Дети:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Учитель: Расскажите о ваших представлениях?

Дети: Зимний заснеженный лес,вьется дорога,по которой скачет всадник, перелетают и каркают вороны.

Учитель: Каким цветом вы бы могли раскрасить первый квадратик?

Дети: Серым.

Учитель: Возьмите кисточку и нанесите на первый квадрат тот цвет, который соответствует вашему восприятию

Дети выполняют задание.

Учитель: Прочитайте четверостишие еще раз и попробуйте передать ритм скачки коня,звонкость цокота копыт,подчеркнуть в чтении тишину леса,показать крикливость ворон.

Дети работают над выразительным чтением.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Учитель: Каково настроение поэта,очарованного лесом?(выслушиваются ответы детей)

Как изображен лес? Почему поэт говорит о нем, что он "дремлет", а не спит? (выслушиваются ответы детей)

Что вы представляли, читая это четверостишие?

Дети: Конь замедлил шаг,пошел тихо,а потом совсем остановился. Всадник очарован лесом,поражен видом сосны.

Учитель: На кого похожа сосна?

Дети: На человека ,косынка у сосны из снега,пуховая,ей зима ее подвязала, чтобы она не замерзла.

Учитель: Прочитайте четверостишия еще раз. При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки, как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом.(дети перечитывают хором выразительно каждое четверостишие)

Учитель: А теперь возьмите кисточку и краски. Какой цвет,по- вашему,соответствует второму четверостишию? Закрасьте второй квадрат выбранным цветом (дети выполняют задание)

Учитель: Прочитаем следующее четверостишие.

Дети:

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Учитель: С кем сравнивает поэт сосну?

Дети: Со старушкой.

Учитель: Что такое клюка?

Дети: Это палка с изогнутым верхом,которая помогает старым людям при ходьбе.

Учитель: Чем является клюка в стихотворении?

Дети: Это елочка, к которой сосна - старушка наклонилась, протянула ей свою руку.

Учитель: Как вы думаете,почему сосна наклонилась?

Дети: Видимо, очень тяжелая была косынка из снега.

Учитель: Рассмотрите картины, которые на доске.

Дети: На них сосны зимой изображены по-разному.

Учитель: Что вы представляли, читая эту часть стихотворения?

Дети: Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование.

Учитель: При повторном чтении текста вам надо постараться удивиться тому, что сосна похожа на старушку, показать голосом,как дятел долбит ствол дерева.

(дети работают над выразительностью чтения,подбирают цвет для следующего квадратика,соответствующий данному отрывку)

Учитель:  Дочитаем стихотворение:

Дети:

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Учитель: Какие представления возникли у вас при чтении?

Дети: Конь скачет,мелькает лес,уже некогда любоваться природой. Пошел снег,перед глазами всадника только лента дороги,устремленная вдаль.

Учитель: Почему поэт пишет "валит снег"? (выслушиваются ответы детей)

- При чтении этого четверостишия вам надо показать быстрый ритм скачки,раздолье,простор дороги (дети работают над выразительностью чтения)

- Какой цвет, по-вашему,соответствует данному фрагменту? Возьмите краски и закончите рисование таблицы цветонастроения(дети выполняют задание)

- Вы прочитали все стихотворение по четверостишиям. Теперьпрочитаем его целиком,

Соблюдая ритм, передавая настроение.Вы должны постараться нарисовать голосом картинки,передать задумчивость героя (дети читают)

Итог урока.

Учитель: Как вы думаете,что Сергей Есенин хотел выразить в своем стихотворении? (ответы детей)

- Я очень люблю стихи Есенина, надеюсь, что полюбите их и вы! Какой отзвук находит стихотворение в вашей душе: о чем напоминает, какие будит мысли?(дети отвечают)

Домашнее задание.

Учитель: Какое задание вы бы хотели получить домой?

Дети:

  • Выучить стихотворение наизусть.
  • Нарисовать картины зимнего леса.
  • Научиться читать выразительно это стихотворение.
  • Передать душевное состояние поэта.

Можно предложить всему классу одно и тоже задание или дать задание дифференцированно.