Цели и задачи урока:
- Образовательная: продолжить знакомство со сказкой Д.И.Мамин Сибиряка;
- Развивающая: развивать способность мыслительной деятельности (мыслить осознанно, уметь анализировать, сравнивать); развивать креативное мышление, воображение, интерес к предмету; развивать умение делать выводы по результатам обобщения;
- Воспитательная: воспитывать и развивать в детях такие качества, как ответственность и доброжелательность; воспитание уверенности в своих творческих способносетй.
Вид урока: Творческая мастерская
Методы: Словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; индивидуальный, групповой.
Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к сказке.
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой).
Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Положите правую руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть всё прекрасное.
Я - Человек,
Всё зависит от меня,
Всё в моих руках.
- Каким вы хотите, чтоб был наш урок?
- Что для этого необходимо?
Давайте постараемся и сделаем всё, что от нас зависит.
II. Сообщение темы урока (целей, задач).
Сегодня мы будем работать в мастерской. Что такое мастерская?
Мастерская - производственная помещение. Часть цеха.
III. Проверка домашнего задания.
Что было задано на дом?
Рассказать биографию писателя.
Дети зачитывают свои высказывания, мысли вслух -
"Плохой - хороший человек".
IV. Какие ассоциации у вас возникают со словом:
"Ответственность" - жауапкерш_л_к. "Доброжелательность" - т_лект_ст_к.
Составить словосочетания с этими словами.
V. Языковой анализ сказки:
1) Словарная работа.
а) словарно - фразеологическая работа.
б) орфоэпическая работа. Прочитайте слова с шипящими Ж,III
2) Анализ средств художественной выразительности. Вспомните, что такое эпитет? Сравнение? Олицетворение?
VI. Анализ сказки. Фаза индукции.
1. Чтение сказки по частям с вопросами, комментариями и высказываниями: "Как вы думаете, что будет дальше?" (после каждой части).
Учащиеся ставят проблему.
VII. Групповая работа. Социализация. Сейчас мы поработаем в группах.
1 группа:
Какие выражения создают грустное настроение?
Почему Серая Шейка "с любопытством" смотрит на подготовку к отлету? Найдите в тексте слова и выражения, с помощью которых автор описывает признаки осени.
2 группа: Подтвердите или опровергните определения, данные в сказке персонажем.
Серая Шейка: несчастная, бедная, злая, беззащитная. Лиса: осторожная, бессовестная, злая, хитрая, ласковая.
Как меняется описание осени во второй части сказки? При помощи каких слов писатель подчеркивает свое одиночество Серой Шейки? Что общему между Зайцем и Серой Шейки?
3 группа: Объясните почему подружились Серая Шейка и Заяц? Найдите сравнения в описании зимнего пейзажа и объясните значение. Опишите с помощью выражений из текста зиму. Как воспринимает зиму Серая Шейка?
4 группа: Почему "Серая Шейка была в отчаянии"? Каким представляете Зайца? Почему так важен образ Зайца для автора?
VIII. Работа над содержанием сказки.
1. Какие чувства испытывает Серая Шейка в разные моменты своей жизни?
2. Какую жизнь она хотела бы прожить?
3. Как относится писатель к Серой Шейке, Лисе, Зайцу.
4. Воспитательный момент.
Обобщая ответы детей, учитель помогает им увидеть сказку в очеловеченных персонажах.
- Какими качествами должен обладать человек по отношению к своим близким? Какое чувство должен проявлять к другим людям?
IX. Защита своих проектов.
Как бы помогли Серой Шейке?
Чтение эссе о будущей судьбе Серой Шейки.
Защита рисунков. Продолжение сказки на альбомном листе.
Составление дискуссионной карты.
Да | Нет | - Должна ли была Старая утка оставлять Серую Шейку зимовать на речке? |
Почему? | Почему? |
Каждый ребенок записывает в тетради две версии - почему "Да", почему "Нет".
XI. Рефлексия (Итог) по схеме.
1. | Объект | Уточка__________ |
2. | Одно сравнение | Как надломленный_____ |
3. | Два эпитета | Несчастная, одинокая.___ |
4. | Три глагола | Боится, страдает, надеется ___. |
5. | Предложение об объекте | Спасение и счастливая судьба ждет, тебя, Серая Шейка. |
- Получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть!
- Расскажите о своих чувствах, которые возникали у вас в процессе работы в мастерской.
X. Домашнее задание: страница 71. Замените фразеологизмы синонимами.
XI. Выставление оценок.