Цели урока:
Раскрыть положение
тружеников в Древнем Египте, имущественное и
социальное расслоение общества.
Оборудование: иллюстрации, карточки с заданиями, схема, таблица.
Методы обучения: "Мозговой штурм", работа учащихся в группах, игра "Пойми меня"
Ход урока
I . Организационный момент.
- Начнем урок с разминки "Австралийский дождь", которая поможет нам посмотреть друг другу в глаза, почувствовать чувство локтя и понять друг друга
- Спасибо, ребята! Теперь я ощущаю себя вашим учителем.
II. Учитель знакомит учащихся с темой, целью и планом урока.
III. "Мозговой штурм".
Вопросы к учащимся: Ребята, как вы понимаете слово "труженик"?
От какого слова оно происходит? Какую роль в жизни человека играет труд?
IV. Организация работы учащихся в группах.
Задание I группе:
Прочитайте пункт 2 параграфа "Трудовое положение рабов" и ответьте на следующие вопросы:
- Как появились рабы в Древнем Египте?
- Почему военнопленные стали "ценной" добычей? Почему их называли "живыми убитыми"?
- Греческий историк пишет о труде рабов в египетских рудниках: "Они должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нужде" Почему только смерть могла избавить их от мучений?
- Прочтите отрывок из стихотворения В. Брюсова "Египетский раб":
Я - раб царя. С восхода до заката
Среди других свершаю тяжкий труд.
И кус гнилой - единственная плата
За стон, за пот, за тысячи минут.
Я - раб царя, и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа.
Меня с земли судьба сотрет, как плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит близ озера Мерида
Века веков святая пирамида.
Задание II группе:
Прочитайте пункт 3 параграфа "Труд земледельцев" и ответьте на следующие вопросы:
1. Как трудились египетские земледельцы? (при ответе используйте иллюстрации)
2. Что такое шадуф?
3. Документ рассказывает: "Писец причаливает к берегу, чтобы исчислить налог с урожая; стражники с прутьями, а нубийцы с палками, и они говорят: "Подай зерно", а его нет, они избивают батогами... его жена связана, перед ним его дети в путах". В каком положении находились египетские земледельцы?
4. "Как приходишь к крестьянам, - говорит чиновник, - они вечно хнычут, что нет урожая. Не хотят ничего отдавать, поэтому попробуй только прийти сюда без охраны. Готовы наброситься и избить". Как вы думаете, прав ли сборщик налогов?
Задание III группе:
Прочитайте пункт 4 параграфа "Труд и положение ремесленников" и ответьте на следующие вопросы:
1. Объясните значение слова "ремесло"
2. О труде ремесленников в документе сказано: "Кузнец черен, вымазан сажей, руки у него в мозолях и работает день и ночь. Штукатура, отделывающего капители... порой сносит ветром с гребня кровли. У ткача всегда согнуты колени... Оружейный мастер вечно странствует... Такова судьба людей, занимающихся разными ремеслами в Древнем Египте" Какие ремесла были развиты в Египте? Кому доставались богатства, созданные их трудом?
3. На что обменивали свои изделия ремесленники?
4. Один из древних египтян так рассказывал о труде ремесленников: "Ткач всегда сидит за ткацким станком, не разгибая спины, и постоянно задыхается пылью от веретена. Чтобы выйти и подышать свежим воздухом, взглянуть на свет, он должен отдавать надсмотрщику хлеб, приготовленный для своего обеда. Если он не выполнит порученную работу, то надсмотрщик его безжалостно изобьет". Каково было положение ремесленников в Древнем Египте?
Задание IV группе:
Прочитайте пункт 5 параграфа "Труд и положение каменщиков и каменотесов" и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие камни добывали и обрабатывали египтяне?
2. Где древние египтяне использовали камень?
3. В документе сказано: "Работа каменотеса требовала тяжелого и изнурительного труда, чуткости рук и долгого терпения. Каменотес , чтобы наполнить свой желудок, в кровь сбивает себе пальцы". Какой вывод можно сделать из содержания документа?
4. Геродот пишет о строительстве пирамиды Хеопса : "Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя , каждая сторона ее шириной в 8 плефров (плефр-мера длины = 30м) и такой же высоты и сложена из тесаных , тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, в 30 футов". Докажите, что труд каменотесов и каменщиков в Древнем Египте был самым тяжелым?
V. Выступление участников групп. Общее обсуждение.
VI. Учитель: Ребята! Мы рассмотрели сейчас вопрос о положении тружеников в Древнем Египте. Но в чью пользу платили налоги земледельцы, гнули спины ремесленники, с рассвета до захода солнца работали рабы? Кто такие фараон, военачальники, вельможи? На какие группы разделилось население Древнего Египта?
VII. Объяснение учителя с использованием схемы: "Имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте".
Использование приемов персонификации:
"Встретились как-то два египетских крестьянина и один другому рассказывает: "Наша семья собрала большой урожай. Я подсчитал, сколько пшеницы нам необходимо для жизни: для пропитания семьи, прокорма скота, для следующего посева. А сверх того еще осталось немного зерна"". К чему могли привести появление излишков?
"Вернулся из похода военачальник фараона - богатый рабовладелец. За храбрость, проявленную в боях, наградил фараон его золотом и драгоценностями, подарил ему рабов и плодородный земельный участок. Еще богаче, чем прежде стал военачальник.
Вернулся с войны крестьянин. Он также мужественно сражался в боях. Что же он принес домой и что увидел?".
Учитель подводит учащихся к мысли, что жизнь простых тружеников с каждым
днем все более ухудшалась. Большинство возвращалось с войны инвалидами, и трудиться не могло. Поэтому в стране появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Население Египта разделилось на большие группы людей: рабовладельцев - эксплуататоров, крестьян и рабов - эксплуатируемых.
VIII. Игра "Пойми меня"
Ребята возьмите листок и карандаш и выпишите не менее 10 слов, которые выражают основной смысл нашей сегодняшней темы.
Затем учитель собирает листы и сравнивает с собственными ключевыми словами
(Египет. Земледелец. Ремесленник. Каменотес. Неравенство. Тяжелый труд. Эксплуатация. Бесправие. Раб. Труженик.)
Побеждает тот, у кого в итоге наибольшее количество совпавших с оригиналом слов.
IX. Рефлексия
- Что я хотел узнать?
- Что узнал на уроке?
- Какие чувства у меня вызвал урок?
X. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
XII. Домашнее задание: параграф, устно подготовить ответы на вопросы в конце параграфа.