Цели:
- Углубление знаний о планетах Марс и Меркурий.
- Закрепление основных понятий: космос, планета, звезда, метеор, метеорит, орбита, комета.
- Совершенствование и обобщение умений умножать и делить десятичные дроби, применяя знания при решении задач практической направленности.
- Развитие учебно-познавательной компетенции через взаимосвязь предмета математики и природоведения.
- Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности учащихся.
- Расширение кругозора.
- Развитие умения работать с дополнительными источниками информации.
- Воспитание устойчивого интереса к предметам математики и природоведения.
- Воспитание коллективизма, идеи познаваемости мира.
- Формирование естественнонаучного взгляда на мир.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Вступительное слово учителя природоведения.
– Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. (1 слайд)
II. Устная работа. Фронтальная работа
Учитель математики.
– О чем мы будем говорить на уроке зашифровано
на экране (2 слайд)
– Решив примеры, вы узнаете о теме нашего урока.
1,2 • 0,3 = | 0,36 | С |
48,6 : 6 = | 8,1 | О |
23,5 : 10 = | 2,35 | С |
7,4 • 0,5 = | 3,7 | К |
126 • 0, 01 = | 1,26 | М |
5,49 : 9 = | 0, 61 | О |
– Молодцы. Верно расшифровали слово.
– На каком уроке вы говорили о космосе?
– Как вы думаете, почему эту тему мы возьмем на
уроке математики?
– Давайте вспомним правила выполнения действий
с десятичными дробями.
Продолжите предложения
1. Чтобы умножить десятичные дроби, надо …
2. Чтобы разделить десятичные дроби, надо …
3. При умножении десятичных дробей на 10, 100, и т. д.,
запятая …
4. При каком ещё действии запятая переходит
вправо?
5. При делении десятичных дробей на 10, 100, и т. д.,
запятая …
6. При каком ещё действии запятая переходит влево?
– Молодцы, ребята.
Учитель природоведения
Не зевай по сторонам,
Вы сегодня космонавты,
Начинаем тренировку,
Чтобы умным стать и ловким.
– Вы как космонавты совершите путешествие по
космическим просторам.
– На чем летают космонавты?
– Вы должны назвать свои космические корабли.
– Ваши космические корабли названы. Чтобы между
экипажем и землей была налажена связь, чтобы мы
понимали друг друга с полуслова, давайте
раскроем содержание понятий.
Индивидуальная работа
– На доске прикреплены термины. Необходимо составить определение данных терминов. За каждый правильный ответ вы получаете звезду.
– Давайте проверим, верно ли вы соотнесли термины и определения (3, 4 слайды)
– Зная данные термины, мы смело можем отправляться в полет.
Физминутка
– Но прежде чем полетим в космические просторы, давайте встанем и проведем небольшую физминутку. Вы знаете, что в космос отправляют физически крепких и выносливых космонавтов.
Звучит песня, под которую учащиеся выполняют физические упражнения.
В космическом пространстве ваш полет будет длится не более 30 минут. Это в 3,6 раза быстрее, чем длился полет Юрия Алексеевича Гагарина. Вас пришли проводить:
Руководитель центра полетов: …
Научный консультант: …
Главный астроном центра: …
Главный конструктор: …
III. Основная часть
Учитель математики:
– С центра управления полетов была послана
команда экипажам.
– Командирам экипажей получить секретные
пакеты. (Приложение 1)
– В каждом конверте 4 задания, которые надо
выполнить. А так же, после выполнения задания вы
должны заполнить космические листы
исследования. (Приложение 2)
– Командиры экипажей, каждому члену вашего
корабля раздайте задания. Не забывайте, вы –
команда. При затруднениях помогайте друг другу,
чтобы ваш корабль не сгорел в космосе.
Задания для I экипажа
1. Незнайка сконструировал космический аппарат,
который должен лететь с определенной скоростью.
Если число 143,4 разделить на эту скорость и к
полученному частному добавить скорость Земли, то
получим 32,8. Найдите скорость космического
корабля, который сконструировал Незнайка.
2. Космический корабль «Восток» со скоростью 11,2
км/сек долетит до планеты Меркурий за 8,18 млн
секунд. Найдите расстояние от Земли до планеты
Меркурий (ответ округлите до десятых).
3. Средний диаметр Земли равен 12731,58 км, средний
диаметр Меркурия равен 4878 км. Во сколько раз
диаметр Земли больше диаметра Меркурия?
4. Планета Меркурий полный оборот по своей орбите
делает в 4,14 раза быстрее, чем планета Земля.
Найдите орбитальный период обращения планеты
Меркурий. (Полный оборот Земли по своей орбите
равен количеству дней в году. Ответ округлите до
целых).
Задания для II экипажа
1. Незнайка сконструировал космический аппарат,
который должен лететь с определенной скоростью.
Если эту скорость увеличить в 5 раз и от
полученного произведения вычесть 90,7, то получим
скорость Земли. Найдите скорость космического
корабля, который сконструировал Незнайка.
2. Космический корабль «Маринер» со скоростью 11,2
км/сек долетит до планеты Марс за 6,99 млн. секунд.
Найдите расстояние от Земли до планеты Марса
(ответ округлите до десятых).
3. Средний диаметр Земли равен 12746,4 км, средний
диаметр Марса равен 6780 км. Во сколько раз диаметр
Земли больше диаметра Марса?
4. Планета Марс полный оборот по своей орбите
делает в 1,882 раза дольше, чем планета Земля.
Найдите орбитальный период обращения планеты
Марс. (Полный оборот Земли по своей орбите равен
количеству дней в году. Ответ округлите до целых).
Учитель природоведении:
– Экипажам с центра управления полетов пришла
новая команда: «Рассчитать ширину пояса
астероидов»
– Между какими планетами располагается пояс
астероидов? (5 слайд)
– Для помощи используйте карту солнечной
системы на странице учебника 193.
Учитель математики:
– Необходимо рассчитать ширину пояса
астероидов. Если известно расстояние от Земли до
Марса равно 78,3 млн. км, а расстояние от Земли до
Юпитера 628,4 млн. км.
– Обозначим расстояние в виде отрезка.
– Начало отрезка обозначим З.
– Какая планета располагается ближе к Земле?
– Обозначим точкой М.
– Конец отрезка обозначим точкой Ю.
– На чертеже отметим расстояние.
– Как найти расстояние от Марса до Юпитера?
Учитель природоведения:
– С центра управления полетов поступила
команда – возвращаться на землю и доложить о
результатах.
– Представитель от I экипажа доложите, какую
планету вы исследовали? (6 слайд). (Приложение 3)
– Представитель от II экипажа доложите, какую
планету вы исследовали? (7 слайд) (Приложение 3)
IV. Подведение итогов
Учитель математики:
– Вернемся к вопросу, почему на уроке математики мы взяли тему «Движение небесных тел». Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы. Посчитайте количество звезд.
Оценивание команд. (8 слайд)