Новые мерки и умножение. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

1) обучающая

  • познакомить учащихся с новым действием умножения;
  • раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых;
  • совершенствовать вычислительные навыки;

2) развивающая

  • развивать внимание, правильную математическую речь, умение сравнивать и делать выводы;

3)воспитывающая

  • воспитывать познавательный интерес к предмету.
  • воспитывать чувства коллективизма.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, презентационный материал.

Ход урока

Цель: настроить учащихся на работу.

У: Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Слайд №1

У: Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (2 мин)

Ответы учащихся

У: Ребята. Если мы будем дружно работать, помогать друг другу, то у нас все получится.

У: Отгадайте загадку:

Дни его всех дней короче.
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.

У: Совсем недавно у нас прошел самый долгожданный праздник, кто к нам приходил?

Дедушка Мороз с пожеланиями, чтобы вы хорошо учились, оставил несколько писем

Слайд №2

У: Здесь записаны выражения, какие задания можем выполнить здесь? (3 мин)

Д: найти значения выражений

Найти “лишнее” выражение

У: найдите “лишнее” выражение

У: Почему считаете ее лишней?

Д: 8+6 – потому что действия с однозначными числами

13* 4 – потому что оно другое, мы его не изучали.

У: Ребята, может кто – то знает, что это за действие?

Изучение нового материала (7 мин)

Цель: познакомить с действием умножения и раскрыть смысл этого действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых.

У: У вас на столах карточки. Внимательно посмотрите и скажите, что вы заметили интересного?

5+5+5+5 21*2
21+21 8*3
8+8+8 5*4

Д: В левом столбике выражения с действием сложения, а в правом – выражения с действием умножения.

У: Соедините выражения левого и правого столбиков. Которые по вашему мнению, связаны между собой. (работа парами)

Слайд №3 (3 мин)

Фронтальная проверка с пояснением.

Д: Первое число показывает, какие были одинаковые слагаемые, второе – количество этих слагаемых.

У: Что еще вы заметили, выполнив это задание?

Вывод: действие сложения можем заменить действием умножения.

У: Знак этого действия (. ) Почему используется в записи это действие?

Д: Запись получается короче, быстрее

У: А всегда ли мы можем заменить действие сложение на умножение?

Слайд №4 (3 мин)

Посмотрите на эти выражения:

16+16+16; 14+ 41; 23+56.

Можем мы эти суммы заменить умножением? Почему?

Д: Первую сумму можем, потому что там равные слагаемые, а вторую, третью – нет, потому что разные слагаемые. Ведь второе число при умножении обозначает количество равных слагаемых.

Вывод: только те выражения, в которых слагаемые равны, мы можем заменить действием умножения.

У: Откройте учебники с 65 и проверьте себя, правильно ли мы поняли, что же такое умножение. (1 мин)

Первичное закрепление материала:

Слайд №5 (7 мин)

У: Давайте откроем и почитаем второе письмо Дедушки Мороза

Я ребятки не забыл
Сладостями угостил.
Прислал вам 10 кг конфет,
10 кг печенья, 10 кг фруктов.

– Сколько килограммов сладостей прислал для нас дедушка?

Д: 10 *3

(Записать решение на доске).

Я себе в лесу густом
Ледяной построил дом.
Пригласил к себе зверей.
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисенка,
2 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора.

Д: 2*5 (Записать решение на доске).

Физминутка (2 мин)

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Растираем руки, плечи,
Чтоб стоять нам было легче.
Голова замерзла тоже?
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево – 1,2.
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка, разогрелись мы слегка.

Слайд №6 (5 мин)

У: А для вас Дедушка Мороз приготовил еще задание, а какое, вы узнаете, когда исправите ошибки. (При правильном ответе открываются буквы).

1) 6+6+6+6 = 6 х 4
2) 9+9+9+9 = 9 х 5 з
3) 8+8+8+8+8 =8 х 3 а
4) 12+12 =12 х 2
5) 5+5+5 = 5 х 5 д
6) 6+6+6+6+6+6 = 6 х 6
7) 4+4=4 х 3 а
8) 43+34 = 43 х 2 ч
9) 3+3+3+3 =3 х 2 а

(Объяснения детей) – Во 2, 3, 5, 7, 9 равенствах неправильно указано количество равных слагаемых в правой части. В 8 равенстве нельзя сумму заменить умножением, потому что разные слагаемые

У: Выберите любой рисунок и по нему составьте задачу. (10 мин)

– О чем можно составить задачу?

Д: В магазин привезли 4 ящика фруктов. В каждом ящике по 20 кг яблок. Сколько кг яблок привезли в магазин?

Тетрадь стоит 5 рублей. Сколько рублей нужно заплатить за 6 тетрадей?

В коробке по 14 карандашей. Сколько карандашей в 3 коробках?

(Коллективная работа по составлению краткой записи)

– Можем ли применить действие умножения?

Обобщение и систематизация знаний учащихся. (9 мин)

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроке.

– с 65 №3 выполнить задание. Взаимопроверка

Рефлексия: (2 мин)

– Что нового узнали на уроке? Что вы можете рассказать о новом действии?

– Кому из класса вы можете сказать спасибо? За что?

Домашнее задание: (1 мин)

– Придумайте выражения или задачки, где можно применить действие умножения, а мы на следующем уроке их решим.

Это первый урок в разделе “Умножение и деление”. На предыдущих уроках ребята учились вычленять из групп выражений выражения с одинаковыми слагаемыми, вести счет по указанному количеству одинаковых чисел.

С целью оптимизации усвоения нового материала, на уроке использовались такие формы работы: коллективная, индивидуальная,(работа по книге, карточки), в парах (по карточкам).

Применялись следующие методы:

– игровой (учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста ввела сказочного героя Деда Мороза.)
– наглядный (таблички, карточки с выражениями)
– практический (решение выражений, задач)
– исследовательский (при изучении нового материала)
– частично-поисковый (в начале урока при решении задачи)

В конце этапа “Обобщение и систематизация знаний” была проведена рефлексия: учащимся было предложено оценить уровень понимания нового материала при помощи составления примеров или задач.

Презентация