Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.
Тема: Кавказская война 1817-1864 гг.
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 8-й класс.
Технология: индивидуально-ориентированная система обучения.
Аннотация:
Тема урока “Кавказская война 1817-1864г.г” рассматривается во втором полугодии в разделе “Россия во второй четверти XIXв” . Занятие ориентировано на учащихся восьмого класса и является продолжением темы “Внутренняя и внешняя политика Николая I ”.
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у уч-ся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану. Учащиеся по окончании занятия умеют определять причины Кавказской войны; пользуясь картой, могут составить рассказ об этапах войны и рассуждать о причинах ее окончания.
На уроке используется технология индивидуально –ориентированного обучения с элементами самостоятельной работы. Этапы урока соответствуют уроку изучения нового материала с последующим его закреплением.
Все этапы урока ориентированы на достижение цели урока.
На первом – организационном этапе целью было заинтересовать ребят и мобилизовать для работы.
На втором этапе – изучение новой темы в сочетании с самостоятельной работой учащихся.
На третьем этапе – практическая работа по карте.
В заключении подведён итог урока, дано дифференцированное домашнее задание, направленное на развитие творческих способностей и познавательной деятельности ребят.
Использование ИКТ на уроке стало источником наглядности и дополнительной информации для учащихся.
Тема: “Кавказская война 1817-1864 гг.”
Цели урока:
Образовательная:
- Сформировать у уч-ся представления о причинах, начавшееся войны;
- Определить итоги и последствия Кавказской войны;
- Расширить понятийный аппарат;
Развивающая:
1. Продолжить развивать умения учащихся при работе с текстом учебника и картой; развивать познавательную активность и наблюдательность у учащихся; совершенствовать мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа;
Воспитательная:
1. Развитие умения к самостоятельной работе.
2. Развитие социально-гражданственных
компетентностей у учащихся.
Оборудование:
- презентация учебного материала;
- учебник “История государства и народов России”, А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, Дрофа;
- рабочий лист на каждого ученика;
- атлас по истории;
- тест для контроля.
Раздаточный материал:
- карточки с тестовыми заданиями;
- заготовка для выполнения практической работы.
Медиапродукт: презентация 17 слайдов (Microsoft Power Point, Microsoft Word)
Формы работы: фронтальная беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Конспект урока
Содержание | Слайд № | Методический инструментарий | Ориентация на развитие… | |
1. | Мотивация. Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся с вами во времена XIXв, добавим немного воображения и начнем наш урок. Для работы нам понадобится учебник, атлас по истории и ваши знания по прошлому уроку. (слайд 1-2) |
№1-2 |
Учебно-познавательной мотивации | |
2 | Актуализация знаний. Учитель: Выполните тест для повторения..(слайд 3) |
№3 | Индивидуальная работа | и выявления уровня знаний по изученному материалу |
3 | Изучение новой темы Постановка цели: Учитель: вспомните ребята основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе? (слайд 4) К каким последствиям приведет война Россию? Какой план работы вы для себя наметите? Ученики: выяснить причины войны, основные этапы, познакомиться с новыми понятиями, проработать материал по карте. Учитель: на основе текста учебника сформулируйте причины Кавказской войны. (слайд 5-6) Первый ученик выступает с докладом о политике генерала А.П.Ермолова на Кавказе. Учитель: покажите по карте крепости, которые были заложены и построены русскими войсками на Кавказе (парная работа)..(слайд 7 Учитель: на основе текста учебника выделите основные этапы Кавказской войны.(слайд 8-11) Работа с понятийным аппаратом. Продолжите предложение.(слайд 12) Мюридизм – это… Учитель: Чтобы лучше понять идеологию мюридов, давайте обратимся к информации вашего рабочего листа, прочитайте текст №1 о лидерах мюридов и выполните по тексту задания ( см. приложение). Второй ученик выступает с докладом о главнокомандующим А.И.Барятинс-ким. Учитель обращает внимание на картину “Встреча князя Барятинского с пленным Шамилем” и рассказывает о сдаче Шамиля в плен..(слайд 13) Учитель: Каким был Шамиль человеком? Давайте обратимся к информации вашего рабочего листа прочитав текст №2. Найдите по тексту черты его личности. Учитель: Ребята, в чем вы видите причины поражения войск Шамиля? Давайте проверим ваши суждения, так ли это? Прочитаем текст учебника, и самостоятельно запишите причины поражения войск Шамиля в тетрадь. На основе параграфа определите последствия войны. .(слайд 14) |
№4-14 | Фронтальная беседа с элементами работы
по карте, тексту. Просмотр презента-ции, составле-ние конспекта. |
1.Социально-гражданствен-ных
компетенций и позиций у ученика. 2. Развитие способностей систематизиро-вать материал. 3.Развитие внимания, творческих способностей при выполнении практической работы. |
Закрепление новой темы. Учитель: прокомментируйте высказывания Ермолова. Выполнение задания после параграфа на стр 87 или теста на закрепление (на выбор учителя)..(слайд 15-16) Достигли мы той цели, которую ставили на урок? Какие новые знания вы сегодня получили? |
№15-16 | Развитие логического мышления. | ||
5 | Подведение итогов. Домашнее задание.(слайд
17) По окончании работы учащиеся сдают свои рабочие листы на проверку. §12, пересказ п-1,4. Вопросы после §12. Для сильных уч-ся провести сравнительную политику А.П.Ермолова и А.И.Барятинского на Кавказе. К каким результатам она привела? |
№17 |