Кавказская война 1817–1864 годов

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.

Тема: Кавказская война 1817-1864 гг.

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 8-й класс.

Технология: индивидуально-ориентированная система обучения.

Аннотация:

Тема урока “Кавказская война 1817-1864г.г” рассматривается во втором полугодии в разделе “Россия во второй четверти XIXв” . Занятие ориентировано на учащихся восьмого класса и является продолжением темы “Внутренняя и внешняя политика Николая I ”.

В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у уч-ся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану. Учащиеся по окончании занятия умеют определять причины Кавказской войны; пользуясь картой, могут составить рассказ об этапах войны и рассуждать о причинах ее окончания.

На уроке используется технология индивидуально –ориентированного обучения с элементами самостоятельной работы. Этапы урока соответствуют уроку изучения нового материала с последующим его закреплением.

Все этапы урока ориентированы на достижение цели урока.

На первом – организационном этапе целью было заинтересовать ребят и мобилизовать для работы.

На втором этапе – изучение новой темы в сочетании с самостоятельной работой учащихся.

На третьем этапе – практическая работа по карте.

В заключении подведён итог урока, дано дифференцированное домашнее задание, направленное на развитие творческих способностей и познавательной деятельности ребят.

Использование ИКТ на уроке стало источником наглядности и дополнительной информации для учащихся.

Тема: “Кавказская война 1817-1864 гг.”

Цели урока:

Образовательная:

  • Сформировать у уч-ся представления о причинах, начавшееся войны;
  • Определить итоги и последствия Кавказской войны;
  • Расширить понятийный аппарат;

Развивающая:

1. Продолжить развивать умения учащихся при работе с текстом учебника и картой; развивать познавательную активность и наблюдательность у учащихся; совершенствовать мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа;

Воспитательная:

1. Развитие умения к самостоятельной работе.
2. Развитие социально-гражданственных компетентностей у учащихся.

Оборудование:

  • презентация учебного материала;
  • учебник “История государства и народов России”, А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, Дрофа;
  • рабочий лист на каждого ученика;
  • атлас по истории;
  • тест для контроля.

Раздаточный материал:

  • карточки с тестовыми заданиями;
  • заготовка для выполнения практической работы.

Медиапродукт: презентация 17 слайдов (Microsoft Power Point, Microsoft Word)

Формы работы: фронтальная беседа, самостоятельная работа, практическая работа.

Конспект урока

Содержание Слайд № Методический инструментарий Ориентация на развитие…
1. Мотивация.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся с вами во времена XIXв, добавим немного воображения и начнем наш урок. Для работы нам понадобится учебник, атлас по истории и ваши знания по прошлому уроку. (слайд 1-2)

№1-2

  Учебно-познавательной мотивации
2 Актуализация знаний.

Учитель: Выполните тест для повторения..(слайд 3)

№3 Индивидуальная работа и выявления уровня знаний по изученному материалу
3 Изучение новой темы

Постановка цели:

Учитель: вспомните ребята основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе? (слайд 4)

К каким последствиям приведет война Россию?

Какой план работы вы для себя наметите?

Ученики: выяснить причины войны, основные этапы, познакомиться с новыми понятиями, проработать материал по карте.

Учитель: на основе текста учебника сформулируйте причины Кавказской войны. (слайд 5-6)

Первый ученик выступает с докладом о политике генерала А.П.Ермолова на Кавказе.

Учитель: покажите по карте крепости, которые были заложены и построены русскими войсками на Кавказе (парная работа)..(слайд 7

Учитель: на основе текста учебника выделите основные этапы Кавказской войны.(слайд 8-11)

Работа с понятийным аппаратом.

Продолжите предложение.(слайд 12)

Мюридизм – это…

Учитель: Чтобы лучше понять идеологию мюридов, давайте обратимся к информации вашего рабочего листа, прочитайте текст №1 о лидерах мюридов и выполните по тексту задания ( см. приложение).

Второй ученик выступает с докладом о главнокомандующим А.И.Барятинс-ким.

Учитель обращает внимание на картину “Встреча князя Барятинского с пленным Шамилем” и рассказывает о сдаче Шамиля в плен..(слайд 13)

Учитель: Каким был Шамиль человеком? Давайте обратимся к информации вашего рабочего листа прочитав текст №2. Найдите по тексту черты его личности.

Учитель: Ребята, в чем вы видите причины поражения войск Шамиля? Давайте проверим ваши суждения, так ли это?

Прочитаем текст учебника, и самостоятельно запишите причины поражения войск Шамиля в тетрадь.

На основе параграфа определите последствия войны. .(слайд 14)

№4-14 Фронтальная беседа с элементами работы по карте, тексту.

Просмотр презента-ции, составле-ние конспекта.

1.Социально-гражданствен-ных компетенций и позиций у ученика.

2. Развитие способностей систематизиро-вать материал.

3.Развитие внимания, творческих способностей при выполнении практической работы.

Закрепление новой темы.

Учитель: прокомментируйте высказывания Ермолова.

Выполнение задания после параграфа на стр 87 или теста на закрепление (на выбор учителя)..(слайд 15-16)

Достигли мы той цели, которую ставили на урок?

Какие новые знания вы сегодня получили?

№15-16   Развитие логического мышления.
5 Подведение итогов. Домашнее задание.(слайд 17)

По окончании работы учащиеся сдают свои рабочие листы на проверку.

§12, пересказ п-1,4.

Вопросы после §12.

Для сильных уч-ся провести сравнительную политику А.П.Ермолова и А.И.Барятинского на Кавказе. К каким результатам она привела?

№17    

 Приложение

Презентация