Путешествие по Венеции. 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

Образовательные: выделить особенности развития городов-государств, познакомиться с Венецией, ее внешним видом, достопримечательностями, государственным управлением.

Воспитательные: определить вклад Венеции в мировую культуру, эпоху Возрождения.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, интерактивные умения, работу с картой и картой-схемой.

Оборудование:

1) план Венеции в атласе и контурный план города;
2) изображение моста Риальто;
3) рисунок или фотография гондолы;
4) слайд, изображающий каналы Венеции;
5) слайды или фотографии Дворца дожей, площади св. Марка и собора св. Марка.

План урока (Слайд 2).

1. Общая характеристика итальянских городов-государств.
2. Путешествие по Венеции:
а) внешний вид города;
б) достопримечательности города;
в) государственное управление.

Вводное слово учителя

Учитель настраивает учащихся на “путешествие” по одному из красивейших городов Европы — Венеции. В средние века Венеция была одним из процветающих торговых городов со связями по всему Средиземному морю. В истории этой республики имеется немало интересных страниц, о которых и пойдет речь на уроке.

  1. Учитель знакомит учащихся с географическим, хозяйственным и политическим развитием Италии в средние века. Необходимо опираться на карту, а также можно воспользоваться вопросами из первого варианта изучения темы. Там же можно найти соответствующие материалы, характеризующие обстановку в средневековой Италии.

  2. Основная часть урока посвящена путешествию по Венеции. У каждого ученика должен быть план города (есть в “Атласе по истории средних веков”) или контурный план, на который он будет наносить главные достопримечательности города по ходу рассказа учителя.

“Мы сейчас с вами перенесемся в один из красивейших и необычных городов не только средневековой, но и современной Италии — Венецию. А чем знаменит этот город? Совершенно верно, это город с каналами вместо улиц, по которым не ходят, а плавают на специальных лодках — гондолах.

Построенная из камня и кирпича и словно плывущая по волнам Адриатики, Венеция являет собой подлинное чудо — чудо торговли. Этот город, казалось, врос в море. Его дома и стены омываются соленой водой бесчисленных каналов; кажется, будто уступы стен, дома и башни поднялись из морской пучины. Вместо грязных мостовых (как это нередко было в Европе) — журчащая вода каналов; нигде не видно коней, не слышно скрипа телег”.

Учащиеся находят Венецию на карте, определяют ее географическое положение.

Сеть каналов и границы города окончательно обозначились в XI в. Торговый люд сознавал преимущества укромного места, расположенного вблизи итальянских и далматских берегов, связанного с Германией, равноудаленного от стран запада и востока.

Далее учащиеся рассматривают план города, который находится на столе перед каждым из них (Слайд 3).

На переднем плане вереница островов. Несколько тысяч островов в море были укреплены в XI в. Вдалеке виден остров Мурано. В 1291 г. сюда переселили всех стеклоделов Венецианской республики. Власти объясняли, что это необходимо в целях пожарной безопасности, а на самом деле так было сделано, чтобы строже приглядывать за стеклоделами. Хоть они и пользовались большим уважением, и звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина, мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. Довольно долгое время зеркала делали и продавали только в Венеции.

Учащиеся надписывают остров Мурано.

Вопрос для учащихся

Зачем нужно было сохранять секрет изготовления стекол и зеркал в тайне? (Слайд 4).

Кроме того, было прорыто 117 каналов, из которых наиболее значителен Большой канал, соединивший море с лагуной. (Слайд 5, 6).

Учащиеся надписывают на своих планах Большой канал.

Большой канал — это “морская змея” длиной в 3,8 км. По его обоим берегам находились дворцы родовитых семей Венеции. Они соперничали в прихотливых сочетаниях красного кирпича, белого камня и цветного мрамора. По законам, регламентирующим свайное строительство, дворцы не должны были иметь более четырех этажей.

Вопрос для учащихся

Зачем дома в Венеции строились на сваях? (Слайд 7).

В устье Большого канала находятся площадь св. Марка (покровитель Венеции) и Дворец дожей.

Учащиеся наносят на свой план площадь св. Марка, Дворец дожей. Учитель показывает иллюстрации (либо фотографии, либо слайды Дворца дожей, собора св. Марка). (Слайд 8-11).

Посредине — мост Риальто, где перекрещивались пути международной торговли. В Венецию стекались товары со всего известного тогда мира. Купцы съезжались за ними со всех концов Европы. Из рук в руки переходили большие деньги, сеть банков укрепляла торговую сеть. Мост Риальто был весьма важной торговой магистралью. До XIX в. он связывал два крупных центра деловой жизни: на левом берегу, где заключались особенно важные сделки, и на правом, где было предписано останавливаться немецким купцам. Чиновники следили за тем, чтобы товарные сделки заключались лишь на Риальто. (Слайд 12).

По каналам-улицам горожане передвигались на гондолах. (Слайд 13).

Гондола одновесельная плоскодонная длинная венецианская лодка с каютой или специальным тентом для пассажиров, с поднятыми фигурными носом и кормой. “Своеобразная рыба, живущая лишь в водах канала” (Теофиль Готье). Внешний вид гондолы был поводом для строгого предписания: законом 1562 г. повелевалось красить гондолы в черный цвет, чтобы позолота и парча не усугубляли сверх всякой меры и без того излишнюю вычурность одежды гондольеров.

В наши дни все гондолы имеют 11 м в длину и 1,5—2 м в ширину. Резное украшение на ее носу символизирует шесть кварталов города и остров Джудекку. Гондолы изготовляются с помощью приемов, разработанных еще в XI в., и стоят столь же дорого, как американский лимузин.

Учитель показывает слайд из серии “Культура раннего Возрождения”, изображающий каналы Венеции, гондолу с гондольером.

Теперь давайте узнаем немного об управлении Венецией. “Тишайшая республика”. Называя так свое “спокойное” государство, венецианцы самолюбиво противопоставляли его прочим итальянским городам, охваченным смутой. Они избегали монархии, постепенно лишив главу государства — дожа — полномочий и передав их трем собраниям: Большому совету, издававшему законы, Сенату и Коллегии, ведавшими внешними и внутренними делами. (Слайд 14).

Вопросы и задания для учащихся

  1. Что такое республика? Республика — res —....., publica —......(лат.).

  2. Подумайте в ходе дальнейшего путешествия и определите, почему Венецию называют республикой. Так ли это было на самом деле? Подтвердите свой ответ фактами.

  3. Покажите на вашем плане, где жил дож. Как вы думаете, где находились органы управления Венецианской республикой?

Учитель показывает слайды, изображающие Дворец дожей, площадь св. Марка и собор св. Марка. (Слайд 15).

“Облаченный багряницей король, пленник своего города” — таким увидел дожа один путешественник XV в. Во время торжеств его пурпурная, шитая золотом мантия и высокая шапка внушали почтение. Однако дожи мало-помалу лишались власти, так как каждый новоизбранный правитель обязывался соблюдать все более длинный перечень ограничений. Принимавший послов, становившийся верховным военачальником на время войны дож внушал страх внешним врагам, но был немощен в своем отечестве.

Наиболее важные сановники — “мудрецы”, составлявшие вместе с дожем Собрание вельмож, не могли принять ни единого значительного решения без одобрения Большого совета и Совета народа (в последнем были представлены только пополаны).

Республика была официально провозглашена аристократической в 1072 г., когда упразднив народное собрание, Большой совет постановил, что его решения будут иметь силу закона и что членами его могут стать лишь люди знатного рода. В XV в. появилась “Золотая книга”, где поименно перечислялись знатные по рождению, и в выборах могли отныне участвовать лишь значившиеся в этом перечне.

Учащиеся записывают в тетрадь определение аристократической республики — это такое, государственное устройство, при котором у власти находится не все общество, а только аристократы, т.е. знатная и богатая его часть. (Слайд 16).

Устойчивость Венецианской республики коренилась в понятии “гражданин”. Венецианец вплоть до XV в. не платил налогов и, находясь при любой из могущественных венецианских факторий в Средиземноморье, пользовался защитой вооруженной силы и правосудия республики. Преимущества эти были столь значительны, что самые важные вельможи Италии не считали зазорным ходатайствовать о предоставлении им венецианского гражданства.

Вопрос для учащихся

Слово “гражданин” происходит от слова “горожанин”. Объясните логическую связь между ними. (Слайд 17).

Вся жизнь Венеции была связана с морем. Поэтому становится понятной необычная на первый взгляд церемония, которая совершалась ежегодно в Венеции. В праздник Вознесения дож выходил в море на специальной галере “Буцентавр” (прикрепить на меловом плане города рисунок галеры) и бросал в воду золотой перстень со словами: “О море, с тобою обручаюсь в знак неизменного и вечного владычества над тобой”. Эта церемония была впервые проведена, вероятно, в 998 г. и существовала до конца XVIII в. “Буцентавр” — это роскошное двухпалубное гребное парадное судно. Каждые сто лет строили новый корабль; последний из них был уничтожен наполеоновскими солдатами в 1798 г. (Слайд 18).

Вопрос для учащихся

Эта церемония была похожа на христианскую или языческую? Почему вы так думаете? (Слайд 19).

Наше путешествие по Венеции закончилось. Но кроме Венеции в Италии существовало и существует множество других, не менее интересных городов.

Задание для домашней работы

Составьте рассказ об одном из средневековых итальянских городов. Можно оформить его в виде экскурсии, приключенческого повествования, написать его в стихах. В рассказе отразите особенности хозяйственной жизни города, его политической истории, внешнего облика. (Слайд 20).

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2