Задачи урока:
- познакомить обучающихся с новыми звуками и буквами; совершенствовать навык чтения; формировать умение выполнять звуковой анализ слов; продолжать работу по выделению корня в однокоренных словах, подбору гнёзд однокоренных слов;
- развивать речь обучающихся, совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации; способствовать продвижению каждого ученика в зависимости от уровня подготовки;
- формировать коллектив обучающихся, формировать умение сотрудничать, дружить.
- создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, развития умения излагать свои мысли устно и письменно;
- создание условий для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: картинка с изображением кота Леопольда, карточки для работы в парах постоянного и сменного состава, аудиозапись песни кота Леопольда, музыкальный центр, текст и маски для инсценирования сказки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети усаживаются за парты, на партах карточки для выполнения заданий.
Постановка целей и задач урока:
– Мы начинаем урок, и сегодня, ребята, мы продолжим знакомиться с новыми звуками и буквами, будем совершенствовать наши умения читать, работать с текстом, делать звуковой анализ слов.
II. Повторение.
Индивидуальное задание.
К доске вызываются три ученика: задание первому обозначить в словах гласные звуки, второму – твёрдые согласные звуки, третьему мягкие согласные звуки.
Пример слов:
МОЛОКО | СОРОКА | ШКОЛА |
СТАКАН | ПИРАТ | МАШИНИСТ |
САПОГИ | РАПИРА | НИТКИ |
КАПУСТА | ШИШКА | МАКСИМ |
Примечание: дифференциация заданий по сложности.
Фронтальная работа.
– К нам на урок пришёл гость, а кто он вы отгадаете сами. Назовите имя героя, который поёт эту песню (Звучит аудиозапись песни кота Леопольда).
– Какие слова всегда повторял кот Леопольд? (Ребята, давайте жить дружно!)
– Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока. А что значит жить дружно!
Учитель открывает спрятанное до сих пор от глаз детей изображение героя, надписи на портрете закрыты цветными кружками
– Кот Леопольд прислал нам в подарок свой портрет и свои правила дружбы, если мы хорошо сегодня поработаем, то сможем все их открыть.
Учитель открывает первое правило.
Помоги другу в трудной минуте. Настоящий друг – это тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости, и в грусти.
Давайте проверим, как справились со своими заданиями ребята у доски и поможем им.
III. Физминутка.
Поднимаем руки, класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к себе прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
IV. Работа с новыми звуками и буквой
1. Выделение нового звука.
– В нашем классе много ребят, мы каждый день всё лучше узнаём друг друга, учимся дружить. Я приглашаю к доске Диму и Дашу, они помогут нам познакомиться с парой новых звуков.
– С какого звука начинается имя Даши? [д]
– А имя Димы? [д?]
– Охарактеризуйте звуки [д], [д?].
Дети уже имеют определённый опыт исследования звуков, поэтому самостоятельно смогут доказать учителю, что звуки согласные, звонкие, парные по твёрдости и мягкости.
2. Звуковой анализ слов “Даша”, “Дима”.
Звуки в словах обозначаются с помощью звуковых кружков: гласные – красным цветом, согласные твёрдые – синим, мягкие – зелёным. Ученики, имеющие эти имена, выполняют задания на доске, остальные дети индивидуально на партах.
Учитель открывает второе правило дружбы.
– Второе правило дружбы: не унижай друга, не обзывай и не обижай его.
3. Упражнение в различении новых звуков, работа в парах постоянного состава.
– Перед вами карточки. Работа в парах, раскрасьте простым карандашом кружок около тех слов, в которых есть новые звуки [д], [д?].
Учитель открывает третье правило дружбы.
– Вы хорошо потрудились, вот третье правило дружбы: останови друга, если он делает что – то плохое.
Работа в парах сменного состава:
– Я буду показывать карточки со звуковой схемой слова, а вы найдёте на парте и поднимите карточку с нужным словом.
Примечание: работая в парах сменного состава, дети, к примеру, первого варианта передвигаются по ряду (ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперёд), а второго варианта – остаются на своём месте.
Учитель открывает четвёртое правило дружбы.
– Четвёртое правило: Умей с другом разделить радость.
4. Знакомство с буквами Д д.
– Пара звуков [д], [д?] на письме обозначается буквами Д д. Почему букв 2? На что похожа буква д?
Физминутка.
Хоровое проговаривание скороговорки и имитирование движений:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
Примечание: скороговорка применяется ещё и в качестве речевой разминки перед чтением.
5. Чтение слогов с новой буквой.
На доске:
ДА | ДОС | ДЫН |
ДО | КУД | ДИМ |
ДИ | ДИК | РАД |
ДУ | ДЫР | СОД |
ДЫ | ДУЛ | ДУБ |
Не читающие ученики просто прочитывают слоги, читающие называют слог с добавлением до целого слова.
Например, да – дача, до – доска, ди – диван и т. д.
Примечание: дифференциация задания по сложности.
Учитель открывает пятое правило дружбы.
Не обманывай друга, будь с ним честным.
6. Чтение слов, работа с однокоренными словами.
– Ребята, даже слова умеют дружить. Давайте поработаем с ними. Слова из азбуки для удобства вынесены на доску.
ДЫМ | ДАР | ЛАДОНИ | ДОМ |
ДЫМО | ДАРИТ | ЛАДОШКИ | . . . ИК |
ДЫРА | ПОДАРИТ | ЛАДУШКИ | . . . ИШКО |
ДЫРКА | ПОДАРОК | ОЛАДУШКИ | . . . ОВОЙ |
– Прочитайте слова 1 столбика, на какие 2 группы их можно разделить? Выделите корень в словах.
– Какая общая часть в словах второго столбика? С помощью какой приставки образованы слова “подарит, подарок”?
– Выделите корень в словах третьего столбика ?
– Продолжите четвёртый столбик однокоренными словами
7. Работа с текстом
– Откройте азбуку. Найдите внизу страницы текст, где часть слов обозначена рисунками.
– Попробуйте сначала составить текст в паре, а потом мы его озвучим (чтение текста несколькими учениками).
– Какой заголовок вы подобрали бы к тексту?
– В каких словах встретились звуки [д], [д?]?
– Почему несколько слов обозначено голубым цветом? Как предлоги пишутся со словами?
Учитель открывает шестое правило дружбы.
– Шестое правило дружбы: умей признать ошибки друга и примириться с ним.
Инсценирование сказки “Теремок”.
– Хорошие примеры дружбы мы можем найти и в любимых сказках. Я перечислю героев одной русской народной сказки, а вы отгадайте её название: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – попрыгайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, косолапый мишка.
– Давайте немного отдохнём и инсценируем сказку “Теремок”.
– Почему героев сказки “Теремок” можно назвать друзьями?
V. Итог урока
– С какими звуками мы познакомились сегодня на уроке? Дайте им характеристику.
– Какой буквой обозначаются эти звуки?
– Какие правила дружбы мы узнали?
VI. Рефлексия.
– Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня был очень активен на уроке.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.