Урок обучения грамоте по теме "Звуки [д] [д']. Согласные буквы Д, д"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с новыми звуками и буквами; совершенствовать навык чтения; формировать умение выполнять звуковой анализ слов; продолжать работу по выделению корня в однокоренных словах, подбору гнёзд однокоренных слов;
  • развивать речь обучающихся, совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации; способствовать продвижению каждого ученика в зависимости от уровня подготовки;
  • формировать коллектив обучающихся, формировать умение сотрудничать, дружить.
  • создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, развития умения излагать свои мысли устно и письменно;
  • создание условий для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: картинка с изображением кота Леопольда, карточки для работы в парах постоянного и сменного состава, аудиозапись песни кота Леопольда, музыкальный центр, текст и маски для инсценирования сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети усаживаются за парты, на партах карточки для выполнения заданий.

Постановка целей и задач урока:

– Мы начинаем урок, и сегодня, ребята, мы продолжим знакомиться с новыми звуками и буквами, будем совершенствовать наши умения читать, работать с текстом, делать звуковой анализ слов.

II. Повторение.

Индивидуальное задание.

К доске вызываются три ученика: задание первому обозначить в словах гласные звуки, второму – твёрдые согласные звуки, третьему мягкие согласные звуки.

Пример слов:

МОЛОКО СОРОКА ШКОЛА
СТАКАН ПИРАТ МАШИНИСТ
САПОГИ РАПИРА НИТКИ
КАПУСТА ШИШКА МАКСИМ

Примечание: дифференциация заданий по сложности.

Фронтальная работа.

– К нам на урок пришёл гость, а кто он вы отгадаете сами. Назовите имя героя, который поёт эту песню (Звучит аудиозапись песни кота Леопольда).

– Какие слова всегда повторял кот Леопольд? (Ребята, давайте жить дружно!)

– Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока. А что значит жить дружно!

Учитель открывает спрятанное до сих пор от глаз детей изображение героя, надписи на портрете закрыты цветными кружками

– Кот Леопольд прислал нам в подарок свой портрет и свои правила дружбы, если мы хорошо сегодня поработаем, то сможем все их открыть.

Учитель открывает первое правило.

Помоги другу в трудной минуте. Настоящий друг – это тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости, и в грусти.

Давайте проверим, как справились со своими заданиями ребята у доски и поможем им.

III. Физминутка.

Поднимаем руки, класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к себе прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

IV. Работа с новыми звуками и буквой

1. Выделение нового звука.

– В нашем классе много ребят, мы каждый день всё лучше узнаём друг друга, учимся дружить. Я приглашаю к доске Диму и Дашу, они помогут нам познакомиться с парой новых звуков.

– С какого звука начинается имя Даши? [д]

– А имя Димы? [д?]

– Охарактеризуйте звуки [д], [д?].

Дети уже имеют определённый опыт исследования звуков, поэтому самостоятельно смогут доказать учителю, что звуки согласные, звонкие, парные по твёрдости и мягкости.

2. Звуковой анализ слов “Даша”, “Дима”.

Звуки в словах обозначаются с помощью звуковых кружков: гласные – красным цветом, согласные твёрдые – синим, мягкие – зелёным. Ученики, имеющие эти имена, выполняют задания на доске, остальные дети индивидуально на партах.

Учитель открывает второе правило дружбы.

– Второе правило дружбы: не унижай друга, не обзывай и не обижай его.

3. Упражнение в различении новых звуков, работа в парах постоянного состава.

– Перед вами карточки. Работа в парах, раскрасьте простым карандашом кружок около тех слов, в которых есть новые звуки [д], [д?].

Учитель открывает третье правило дружбы.

– Вы хорошо потрудились, вот третье правило дружбы: останови друга, если он делает что – то плохое.

Работа в парах сменного состава:

– Я буду показывать карточки со звуковой схемой слова, а вы найдёте на парте и поднимите карточку с нужным словом.

Примечание: работая в парах сменного состава, дети, к примеру, первого варианта передвигаются по ряду (ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперёд), а второго варианта – остаются на своём месте.

Учитель открывает четвёртое правило дружбы.

– Четвёртое правило: Умей с другом разделить радость.

4. Знакомство с буквами Д д.

– Пара звуков [д], [д?] на письме обозначается буквами Д д. Почему букв 2? На что похожа буква д?

Физминутка.

Хоровое проговаривание скороговорки и имитирование движений:

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.

Примечание: скороговорка применяется ещё и в качестве речевой разминки перед чтением.

5. Чтение слогов с новой буквой.

На доске:

ДА ДОС ДЫН
ДО КУД ДИМ
ДИ ДИК РАД
ДУ ДЫР СОД
ДЫ ДУЛ ДУБ

Не читающие ученики просто прочитывают слоги, читающие называют слог с добавлением до целого слова.

Например, да – дача, до – доска, ди – диван и т. д.

Примечание: дифференциация задания по сложности.

Учитель открывает пятое правило дружбы.

Не обманывай друга, будь с ним честным.

6. Чтение слов, работа с однокоренными словами.

– Ребята, даже слова умеют дружить. Давайте поработаем с ними. Слова из азбуки для удобства вынесены на доску.

ДЫМ ДАР ЛАДОНИ ДОМ
ДЫМО ДАРИТ ЛАДОШКИ . . . ИК
ДЫРА ПОДАРИТ ЛАДУШКИ . . . ИШКО
ДЫРКА ПОДАРОК ОЛАДУШКИ . . . ОВОЙ

– Прочитайте слова 1 столбика, на какие 2 группы их можно разделить? Выделите корень в словах.

– Какая общая часть в словах второго столбика? С помощью какой приставки образованы слова “подарит, подарок”?

– Выделите корень в словах третьего столбика ?

– Продолжите четвёртый столбик однокоренными словами

7. Работа с текстом

– Откройте азбуку. Найдите внизу страницы текст, где часть слов обозначена рисунками.

– Попробуйте сначала составить текст в паре, а потом мы его озвучим (чтение текста несколькими учениками).

– Какой заголовок вы подобрали бы к тексту?

– В каких словах встретились звуки [д], [д?]?

– Почему несколько слов обозначено голубым цветом? Как предлоги пишутся со словами?

Учитель открывает шестое правило дружбы.

– Шестое правило дружбы: умей признать ошибки друга и примириться с ним.

Инсценирование сказки “Теремок”.

– Хорошие примеры дружбы мы можем найти и в любимых сказках. Я перечислю героев одной русской народной сказки, а вы отгадайте её название: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – попрыгайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, косолапый мишка.

– Давайте немного отдохнём и инсценируем сказку “Теремок”.

– Почему героев сказки “Теремок” можно назвать друзьями?

V. Итог урока

– С какими звуками мы познакомились сегодня на уроке? Дайте им характеристику.

– Какой буквой обозначаются эти звуки?

– Какие правила дружбы мы узнали?

VI. Рефлексия.

– Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня был очень активен на уроке.

… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.